Разработка классного часа О чём говорят книги 2 класс


Тема: «О чем говорят книги»
Цели: повторить изученные произведения; воспитывать интерес к литературным произведениям; прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам; развивать устную речь, внимание, память, расширять знания учащихся о книге, о том, как она изготавливается, закреплять навыки работы с книгой, воспитывать бережное к ней отношение.
Задачи:
- вызывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые книги;
- упражнять в умение определять и называть произведения, узнавать героев;
- уточнить представление детей из каких частей состоит книга;
- формировать бережное отношение к книге;
- развивать любознательность и творческие способности;
- воспитывать интерес к коллективной работе в процессе создания книги;
- упражнять в работе с изобразительным материалом.
Оборудование: иллюстрации из сказок, рисунки сказочных героев, книги, презентация.
Ход урока:
Учитель:
Сегодня, в век компьютерных технологий и телевидения, люди стали меньше читать, а некоторые и вовсе не читают. Цель нашего занятия: убедиться в том, что книга испокон века является другом человека. И что без книги в любое время не обойтись, она украшает нашу жизнь, делает ее богаче.

Чтение стихотворений. Загадки по теме.
Ученица:
Сколько звезд в небесах,
Сколько цвету в лесах,
Сколько капель в Неве -
Столько книг на земле!
Есть – с ладошку одни,
Есть – большие тома,
Проживают они
Вместе с нами в домах.
Учитель:
Угадайте:
Кто молча учит,
Без языка, а обо всем говорит?
Отгадайте, о чем же пойдет сегодня речь.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
Ученики:
(хором) Это книги.
Учитель:
Правильно!
Книгу, всем понятную,
Умную, занятную,
Мальчики и девочки –
Все читать хотят.
Учитель: Книга – наш помощник в труде. Рабочий читает литературу о технике , чтобы лучше управлять станком , колхозник – по агрономии , чтобы собрать хороший урожай , врач – по медицине , чтобы лучше лечить , учитель – по педагогике , чтобы лучше учить и воспитывать детей.

Ребята! Посмотрите, как оформлены ваши учебники, книги, какие они яркие, нарядные, красивые. А вы знаете, как создается книга?
Над созданием книг работают ученые, а чаще коллектив ученых: авторский коллектив, писатели. Они пишут рукопись и приносят ее в издательство.
В издательстве над рукописью работают редакторы, машинистки, художники. Они готовят рукопись к производству.
Но пока готовится рукопись, в другом месте, очень далеко от издательства, кипит другая работа – нужна бумага, чтобы напечатать книгу.
Бумага. Для создания книг нужны миллионы тонн бумаги. Значит, лесорубам нужно валить лес.
Но срубленный лес – это еще не бумага. Плотогоны сплавляют его по рекам.
На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту. И вот готовы и рукопись, и бумага.
Начинается работа в типографии, где должны напечатать миллионы книг, учебников. За дело берутся наборщики, печатники, переплетчики.
Как видите, прежде чем книга попадает к вам, она проходит долгий и нелегкий путь, в ее создании принимают участие сотни людей. А первая печатная книга была выпущена в 1564 г. Иваном Федоровым в Москве. До этого книги переписывались от руки. Книгопечатание стало делом жизни Федорова. Много времени, труда и таланта отдали Иван Федоров и его помощники, созданию печатного станка и шрифта – маленьких металлических букв. Умер Иван Федоров в г. Львове, на Украине, в полной нищете. Простые люди похоронили его и на могильной плите написали: «Друкарь книг пред тем невиданных».
Друкарь – это печатник.
Теперь книг печатается очень много. В городах имеются большие современные типографии.
- Ребята, давайте послушаем, о чем говорят книги на полке.
2. Инсценирование басни «Две книжки».
Выступают заранее подготовленные ученики.
Выходят ведущий и два ученика.
Ведущий:
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
1-й ученик:
Ну, как твои делишки?
Ведущий:
Одна спросила у другой.
2-й ученик:
Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
1-й ученик:
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу,-
О них и говорить-то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
2-й ученик:
Не, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
Ведущий:
Найдешь ты храбрости пример
В хорошей умной книжке,
Увидишь всю Родину,
Всю Землю с этой вышки.
В дорогу взять не позабудь
Ключей надежных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Учитель: Дело чести каждого школьника – сохранить школьные книги.
Сделать это совсем нетрудно, надо их только…
Ребята (поочередно ).
Не рвать,
Не пачкать,
Не разрисовывать,
Не загибать страницы,
Не делать записей на полях
Учитель: Какие правила обращения с книгами помогают нам сохранять их?
Ученики отвечают:
Бери книгу только чистыми руками.
Оберни книгу, вложи в нее закладку.
Переворачивай страницы за правый верхний угол
Не перегибай книгу при чтении.
Не делай в книге пометок, не загибай страницы.
Если книга порвалась – подклей ее.
Учитель: Послушайте обращение к вам, ребята.
Книга: Я – книга .Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листья, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери?
Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни: Я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Учитель:
Ребята, берегите книги и учебники.
- не вырывайте страницы!
- не пишите в них!
- не берите книгу грязными руками!
- не мните страницы, оберните в обложку;
сделайте закладки.
Учитель:
Сейчас мы проведем конкурс и узнаем, кто извас много читает и больше всех знает.
Физминутка:
Прыгайте, кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок.
Стоп. Сели,
Травушку поели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко.
1 конкурс «Пословицы».
Хорошая книга – лучший друг.
Кто много читает, тот много знает.
Прочел новую книгу – встретился с другом.
С книгой жить – век не тужить.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книга – твой друг, без нее, как без рук.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Книга – окно в мир, почаще заглядывай в нее.
Книга подобна воде – дорогу пробьет везде.
Книгу читаешь – как на крыльях летаешь
Учитель:
Это правда: Кто много читает – тот много знает.
2 конкурс «Музыкальный».
Каждый выбирает задание, где написано, какую песню
они должны исполнить.
Задания:
1) Какую песню пел Колобок?
2) Что пела коза своим семерым козлятам?
3) Какую песню пел братец Иванушка сестрице Аленушке?
3 конкурс «Назовите автора и название книги».
Учитель: А сейчас ребята будут называть отрывки из ваших любимых книг, а вы будете отгадывать.
- Из каких книг эти отрывки? Назовите автора и название книги.
1) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке,
Ровно тридцать лет и три года.
(А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)
2) Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
(К. Чуковский «Айболит».)
3) Несет меня лиса
За темные леса,
За высокие горы,
В далекие страны!
Котик-братик,
Отними меня.
(Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)
4) В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
5) Ох, не легкая это работа –
Из болота тащить бегемота.
(К. Чуковский «Телефон».)
6) Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о котором просила меня дочь меньшая, любимая.
(С. Аксаков «Аленький цветочек».)
7) Ты один не умывался
И грязнулею остался.
И сбежали от грязнулиИ чулки, и башмаки.
(К. Чуковский «Мойдодыр».)
8) Полны бока молока,
Полны рога творога,
Полны копытца водицы.
(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)
9) Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
(К. Чуковский «Тараканище».)
10) Уж серый волк с царевной и Иваном Царевичем был далеко.
(В. Жуковский «Иван Царевич и серый волк».)
4-й конкурс: «Сказки А.С. Пушкина» 
Учитель: Какой поэт написал сказки в стихах и названия всех начинаются словом «сказка»?
Дети: А.С. Пушкин.
Учитель: Кто больше назовет сказок А.С. Пушкина, тот и побеждает.
Ответы: А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о медведихе», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ведущий: Ребята, читайте книги!
Они лучшие наши друзья.
Герои книг помогут нам
Быть добрее, умнее, трудолюбивее.
Помогут в труде и выручат в беде.
Если книгу прочитаешь –
Как на крыльях ты летаешь!
Учитель: Действительно,
Хорошая книга –
Лучший друг.
Читайте книги – и ваша жизнь будет еще интереснее.
Всем спасибо за работу.