Конспект урока в 4 классе О чем говорят книги
Тема. О чем говорят книги.
Цель:
раскрыть значение книги, как источника знаний;
формировать стремление ежедневно читать книги;
развивать интерес к знаниям, умение пользоваться библиотекой, ориентироваться в мире печатной продукции;
воспитывать любовь к книгам, потребности в чтении, бережное отношение.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока
- Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен нашим друзьям, а кому именно вы узнаете, кода отгадаете загадку:
На полке в комнате моей
Всегда полным-полно друзей.
Они утешат, развлекут,
А надо – и совет дадут.
(Книги)
- Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить о книгах и чтении, узнаем о чем же нам говорят книги.
III. Работа по теме урока.
- Какие книги вы прочитали летом?
- О чем в них рассказывается?
Рассказ учителя с элементами беседы.
Как только люди научились писать, они стали создавать записи на камнях, шкурах животных, потом на папирусе, до того как появилась бумага. Она была очень дорогая, поэтому книги были дорогие, особенно рукописные, потому что создавались очень медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строчку а строчкой. Писал он гусиным пером или острой палочкой.
- Кто из вас помнит, как называлась самая известная книга Древней Руси?
«Повесть временных лет». Ее написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII века. В этой летописи он рассказал об истории Древней Руси, столице Киеве, первых русских князьях.
- Печатать научились только в XV веке. Первого печатника звали Иван Федоров. Он открыл типографию в Москве.
- С самого раннего возраста книга помогала вам понять мир, все, что вас окружает. Веселые и грустные стихотворения, сказки о волшебстве, добре и зле, рассказы о тайнах природы, о том, как живут люди в далеких краях… Обо всем этом рассказывает нам книга. Она помогает нам в учении, обогащает знаниями, помогает мечтать, даже выбрать профессию.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг», подготовленным учеником.
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
Для того чтобы книга появилась у вас на полке трудятся очень много людей: лесорубы, писатели, художники, печатники, переплетчики, а труд людей нужно беречь, поэтому давайте вспомним ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ:
Перед чтением оберни книгу.
Положи в книгу закладку.
Страницы книги переворачивай за правый верхний угол.
Бери книгу чистыми руками.
Не клади в книгу ручки, карандаши от этого рвется ее переплет.
Не загибай углы страниц.
Нельзя писать и рисовать в книге.
Если порвалась книга – подклей е.
IV.Физкультминутка
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
V. Литературная викторина.
- А сейчас, ребята, мы с вами немного поиграем и заодно проверим, как много сказок вы знаете. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку-цветок. В конце нашей викторины мы определим победителя и попробуем создать букет из ваших правильных ответов.
- Итак, первый конкурс «Угадай сказку»
Вам нужно угадать из каких произведений взяты эти строки.
1.«Иван – Царевич говорит ей: - Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу.» ( «Царевна – лягушка»)
2.«Сел на коня и полетел, что твой сокол, прямо к палатам Елены – царевны».
( «Сивка – бурка»)
3. «Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться. Очень вкусная вода в ямке от копытца» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
4. И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи! ( К.Чуковский «Айболит»)
5. Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился. ( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
6. Только успел вымолвить – вёдра сами зачерпнулись и зашагали в горку. Идут, как утки, вперевалочку. ( «По щучьему веленью»)
7. Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о подмогеОбратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу. ( А.С. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке»)
8. «Ушёл кот, а Петя – петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку – сидит, песни поёт, кота ждёт.» (« Кот, петух и лиса»)
- Второй конкурс называется «Красная, синяя, чёрная.»
Какое слово надо поставить вместо многоточия?
1.Сказка Ш. Перро «Красная …» (Шапочка)
2.В. Катаев «Цветик -…» (семицветик)
3.Рассказ А. Куприна «Белый …» (пудель)
4.Рассказ Д. Мамина – Сибиряка «Серая …» (Шейка)
5.Рассказ В. Бианки «Оранжевое …» (Горлышко)
6.Сказка Ш. Перро «Синяя …» (Борода)
7.Волшебная повесть А. Погорельского «Чёрная …» (Курица)
8.Рассказ В. Осеевой «Синие…» (Листья)
9.Сказка А. Толстого «Золотой…» (ключик)
10.Сказка Х.К. Андерсена «Снежная …»(королева)
- А теперь последний конкурс «Сказочный кроссворд »
В этом конкурсе вам надо отгадать кроссворд и ответить на вопрос: Кто пишет сказки? (сказочники)
1.Как в русской народной сказке звали девочку, которая превратилась в облачко? (Снегурочка)
2.Кем работал Гена в произведении Э.Успенского в произведении «Крокодил Гена и его друзья»? (крокодилом)
3.Что являлось лучшим лекарством для Карлсона? (варение)
4.Кто из героев сказки отправился на бал в карете из тыквы? (Золушка)
5.Кто в русской народной сказке снёс золотое яичко для деда и бабы? (курочка )6.При встрече с каким сказочным героем приходиться лить слёзы? (Чиполлино)
7.Назовите главного героя сказок «Лягушка-царевна», «Сивка-бурка»? (Иванушка)
8.Что положили под двадцать тюфяков и двадцать перин для принцессы в сказке Х.К.Андерсена? (горошина)
9.Какой овощ вырастил дед в русской народной сказке? (репка)
10.Какие цветы собирала падчерица в лесу в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
Снегурочка
кроКодил вАренье Золушка
курОчка Чиполлино ИваНушка горошИна репКа подснежнИки- Молодцы, ребята! Сказки сочиняют сказочники. Всем нам очень нравятся сказки, пусть их будет больше. На этом наша викторина закончилась. Сейчас мы определим победителя. Давайте из наших фишек - цветочков сделаем букет. ( Дети наклеивают цветы на картон.)
VI. Итог урока
Работа в группах. (В конверте задание: составить стихотворение).
Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга – надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
(С. Михалков)
Книга
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
(В. Боков)