Классный час Люди перестают мыслить, когда перестают читать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 145 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Классный час
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Класс 11
Дата 01.09.2016
Время
Составила Патока О.В.
2016
Тема: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Цель:
- формирование у обучающихся потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.
- осознание значимости чтения для личного развития; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- расширение читательского кругозора;
- воспитание любви к книге и потребности в чтении, формирование индивидуальных читательских интересов, умение и желание обсуждать прочитанное.
Оборудование: цитаты о книгах, выставка литературы, презентация, видеоролик.
Эпиграф: «... каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, как он читает, и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов»
(русский мыслитель, философ и общественный деятель И.А.Ильин)
Высказывания на доске:
1) Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Ф.Жанлис2) Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь. Жюль Ренар3) Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. Вербер Бернард
4) Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их.
Рэй Брэдбери5) Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну. Д. Мартин
6) Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. Д. Пеннак
Ход классного часа:
І Организационный момент.
ІІ Мотивация учебной деятельности учащихся:
Слово учителя:
Значение книг и чтения в жизни человечества сложно переоценить. С
древних времен человек, умеющий читать, был уважаем и почитаем согражданами, а к самой книге относились с благоговением. И это совершенно неслучайно. «Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки», - справедливо подчеркивал австрийский писатель Стефан Цвейг. И действительно, книга – неисчерпаемый источник мудрости многих поколений, который хранит живое дыхание истории, это кладезь информации, которую невозможно исчерпать, это тренажер для развития ума и воображения.
К сожалению, в наш век высоких информационных технологий многие незаслуженно обходят чтение своим вниманием, недооценивают его значение, несправедливо считая книгу пережитком прошлого.
С целью поддержки интереса к книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе 2016 год в Донецкой Народной Республике объявлен Годом чтения. Наш первый урок тоже посвящен книге и чтению.
ІІІ Основная часть урока.
Слово учителя:
Без книг человеческая жизнь пуста. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник. Совершенно верно сказал Д. Бедный, что в молодости человек несведущ во многих вопросах жизни, и чтобы получить необходимые ему знания, он пользуется книгой.
Беседа с учащимися:
- Для чего нужно читать? В чем польза чтения?
- Как вы думаете, почему сейчас люди стаи меньше читать?
- Что нужно сделать, чтобы люди стали читающими?
3. Слово учителя:
В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента новостей нон-стоп, любимые блоги в Интернете… Но книги ничто не заменит. Именно чтение книг помогает человеку совершенствоваться так, как ни один другой способ. Чтение книг – универсальный способ сохранить живой ум на долгие годы. Способность переводить слова в мысленные образы хорошо сказывается на когнитивных функциях. Когда читаешь, словарный запас становится богаче, память улучшается, человек становится интересным рассказчиком.
В пользу книг в современном мире свидетельствует ряд весомых аргументов:
1) Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием.
2) Чтение литературы продлевает жизнь. Ученые считают, чтобы прожить дольше, нужно уделять как минимум 30 минут ежедневно на чтение
книг.
(Эксперты провели исследование, в котором участвовали 3,5 тысяч
человек старше 50 лет. Они были объединены в три группы в зависимости от
количества времени, выделяемого на чтение: в первой группе оказались лица,
тратившие более 3,5 часов в неделю, во второй группе были те, кто в неделю
читал меньше 3,5 часов, в третью группу попали люди, которые не читали
вообще. Изучив полученную информацию, специалисты определили, что
воспринятые при чтении данные значительно воздействуют на самочувствие
человека и число прожитых им лет.)
3) Чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению.
4) Чтение улучшает коммуникативные навыки, расширяет кругозор, развивает словарный запас: при чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни, находим новые темы для обсуждения с друзьями.
5) Чтение способствует повышению грамотности: читающий человек допускает гораздо меньше ошибок, нежели тот, кто не читает.
6) Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса. А без творчества нет самореализации, нет счастливого человека.
7) Чтение успокаивает, помогает снять стресс. Это достигается тем, что
человек отвлекается от негативных мыслей.
Просмотр видеоролика о памятниках книге.
Современный человек в различных городах мира знакомится с архитектурными памятниками книге. Многие уличные скульптуры также посвящены книге. Например, в столице Турции в Стамбуле установлены скамейки в виде развернутой книги, на которых размещены стихотворные строчки известных турецких поэтов. Скамейку в виде книг можно увидеть в Париже и в Симферополе. В современном мире существуют даже фонтаны в виде книг.
Выступление учащихся «Интересные факты о чтении и книгах» на фоне презентации.
- М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
- В XVII веке Никола Гроллье де Сервьера придумал машину для ускорения чтения книг: подобие мельничного колеса с подставками для книг вместо лопастей, на которых одновременно помещалось несколько книг, раскрытых на требуемых страницах.
- Т. Эдисон читал сразу 2–3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.
- Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
- Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту
- Гугл подсчитал количество всех художественных, публицистических и научных трудов в мире. Оказалось, что общее количество книг на Земле составляет 129 864 880.
- Одна из самых необычных книг в мире – это «Божественная комедия» Данте, написанная бенедиктинским монахом Габриэлем Челани на листе бумаги размером 80 на 60 см. Все 14000 стихов легко можно прочесть невооруженным глазом, а если посмотреть на лист с некоторого расстояния, то видишь красочную карту Италии. На этот труд Челани потратил четыре года.
- Один из самых больших гонораров был выплачен поэту Оппиану римским императором Марком Аврелием. За каждую строчку двух своих поэм о рыбной ловле и охоте он получил по золотой монете. Общее количество строчек в двух поэмах составляло двадцать тысяч.
- Одной из самых дорогих книг в мире является «Лестерский кодекс» Леонардо да Винчи. Этот научный трактат посвященный «воде, земле и небесным телам», напечатан зеркальным шрифтом поэтому, чтобы его прочесть, нужно обязательно вооружиться зеркалом. Владельцем «Лестерского кодекса» в настоящее время является Билл Гейтс, который приобрел книгу за двадцать четыре миллиона долларов.
- «Единственные и глубочайшие секреты медицинского искусства» — это название запечатанной книги объемом в 100 страниц, которая была найдена среди вещей прославленного голландского доктора Германа Бурхаве после его смерти в 1738 году. Книга была продана с аукциона за 10 тысяч долларов золотом. После того как печать была вскрыта, обнаружилось, что страницы ее были чистыми. Только на титульном листе имелась надпись: «Держи голову в холоде, ноги в тепле, и ты сделаешь бедняком лучшего врача».
- Среди самых читаемых книг в мире, первое место, бесспорно, принадлежит Библии. Ее общий тираж — шесть миллиардов экземпляров. На втором месте — цитатник Мао Цзэдуна, а третье место досталось «Властелину колец».
- В общественных библиотеках средневековой Европы книги приковывались к полкам цепями. Такие цепи были достаточно длинны для того, чтобы снять книгу с полки и прочитать, но не давали вынести книгу за пределы библиотеки. Эта практика была распространена вплоть до 18 века, что было обусловлено большой ценностью каждого экземпляра книги.
- Самым древним печатным произведением является свиток Дхарани, или сутра. Текст был отпечатан с деревянных клише. Свиток был найден 14 октября 1996 года в фундаменте пагоды Пульгукса в Южной Корее. Было установлено, что сутра была отпечатана не позднее 704 г.н.э.
- Географический атлас, хранящийся в Британском музее – книга-рекордсмен, высота которой составляет 180 сантиметров.
Книга интересна не только своим размером, но и историей. В этой книге собрано 37 печатных карт, которые издали в 1660 году специально для английского короля того времени Карла II.
На этих 37 изображениях Земли увековечены абсолютно все знания и представления человечества того времени о мире.
- В 1996 году в Омске вышла самая маленькая книга в мире. Микроиздание размером 0,9 мм х 0,9 мм содержало рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон». Каждая книга имеет 15 прошитых листов, две цветные иллюстрации к рассказу и портрет Чехова. Каждая страница рассказа содержит 11 строчек текста.
- Аргентинский издательский дом представил оригинальную концепцию книги с интересным форматом, называемым «El Libro que No Puede Esperar» (Книга, которая не может ждать). Такая книга напечатана чернилами, которые исчезают через 2 месяца после того, как вы впервые открыли книгу.
Книга упакована в пластиковую обертку, и как только вы ее сняли и отрыли книгу, чернила начинают стареть и через 60 дней читателям ничего не остается, как смотреть на обертку и пустые страницы. Чернила в книге реагируют с солнечным светом и воздухом и постепенно исчезают.
6. Самостоятельная творческая работа учащихся – написание мини-сочинения «И пусть весь мир подождет» или создание рекламного слогана, лозунга о пользе книг и чтения.
7. Презентации учащихся «Моя любимая книга».
8. Викторина.
Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы знакомы с книгой. Вместо вопросов я буду читать предложения и подсказки. Вы должны понять, о чём я говорю.
1) Так называется заглавие книги, а также страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титульный лист)
2) Точное воспроизведение книги, которая была издана много лет назад. (Факсимиле)
3) Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)
4) Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)
5) Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)
6) Сотрудник, который исправляет все ошибки и опечатки в книге. (Корректор)
7) Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий. (Футляр)
8) Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)
9) В XV в. В Европе появилась первая печатная книга. Кто был её создателем? (Иоганн Гуттенберг)
10) Кто в 1564 г. издал первую печатную книгу России «Апостол»? (Ива Федоров)
9. Заключительное слово учителя.
Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, как те, кто отведали волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором выросли. Недовольство – это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими.