Участие в сетевых проектах как эффективный способ формирования УУД на ступени основного и среднего (общего) образования
Участие в сетевых проектах как эффективный способ формирования УУД на ступени основного и среднего (общего) образования
В условиях введения ФГОС одним из основных требований, предъявляемых к учителю, является смена педагогической позиции с ведущей на сопровождающую. Современный педагог должен быть не транслятором знаний, а человеком, который способен: 1) проектировать образовательную среду ребенка и класса; 2) активно использовать в воспитательно-образовательном процессе возможности ИКТ; 3) организовывать учебно-научное исследование школьников; 4) вести методическую работу; 5) осмыслять и описывать свой профессиональный опыт.
Новые федеральные образовательные стандарты очень четко определяют место информационно-коммуникационных технологий в образовании. И в личностных, и в метапредметных, и, тем более, в предметных результатах обучения устанавливаются уровни ИКТ-компетенций учеников в зависимости от ступени образования. Такие знания и навыки становятся базовыми как у ученика, так и у учителя.
Одним из основных положений Стандарта является формирование УУД. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объёмах и измерениях очерченных Стандартом будет невозможно. Тем самым ИКТ - компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Реализовать этот подход можно через сетевые проекты. Использование метода проектов позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. В свою очередь, умение использовать на практике метод сетевых проектов является следующей ступенью развития информационно-коммуникативной компетентности педагога основной школы. Основной задачей метода проектов является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире.
“Сетевой проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности” (Полат Е.С.) .
При этом должны соблюдаться основные требования к такого рода проектам: 1) обучающиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях; 2) работа школьников, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна; 3) организация взаимодействия участников проекта полностью отвечает требованиям эффективной индивидуальной и групповой работы; 4) основной вид деятельности ученика - работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета.
Информационно-образовательная среда предоставляет широкие возможности для проектирования у обучающихся универсальных учебных действий. В процессе работы над сетевым проектом школьники обмениваются опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности могут быть крайне разнообразными (электронная почта, списки рассылок, общение в режиме реального и отложенного времени, аудио- и видеоконференции и т.д.).
В школе имеется опыт участия в сетевом проекте. В 2013-2014 учебном году творческая команда обучающихся под руководством Солопенко А.Н. и Сидоркиной Е.Ю. приняла активное участие в сетевом конкурсе инновационных проектов «Уроки лидерства или хочу быть предпринимателем». Данный проект носил межпредметный характер (обществознание, естествознание, информатика) и был направлен на разработку неожиданных бизнес-идей, способных изменить качество жизни в Приморском крае.
В 2014 году команда учащихся приняла участие в сетевом конкурсе форсайт-проектов «Хакеры школьных снов». Во время участия в проекте ребята занимались исследовательской и поисковой работой, создавали коллективные творческие работы, используя «облачные» технологии. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволила обучающимся добиться глубины размышлений и аргументированности выводов. Систематическая практика совместной деятельности сформировала не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу, и работу всей группы. При этом обучающиеся учились выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.).
Участие в сетевом проекте способствовало:
развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
формированию навыков самостоятельной учебной деятельности;
самообразованию и самореализации личности;
совершенствованию коммуникативных способностей;
формированию способности к социальной адаптации и умения вести диалог и находить содержательные компромиссы.
Итак, участие в сетевых проектах – эффективный способ развития информационно-коммуникативной компетентности педагога и школьника в условиях введения ФГОС, необходимое условие успешной социальной адаптации личности путем участия в совместной творческой и интеллектуальной деятельности.
15