Из опыта работы Формирование ключевых компетенций школьников через участие в сетевых проектах


ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В СЕТЕВЫХ ПРОЕКТАХ
Бушева Наталья Валерьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кулешовская средняя общеобразовательная школа №17 Азовского района (МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района)
Аннотация
Данная статья представляет опыт участия со школьниками в сетевых межрегиональных проектах, а также рассказывает о том, как можно организовать и провести школьные сетевые проекты по информатике. Сетевая проектная деятельность позволяет повышать мотивацию и творческую активность учащихся, способствуя формированию ключевых компетенций.
Особое место в рамках реализации ФГОС сегодня занимают сетевые проекты. Особенно интересными, на мой взгляд, являются и для учащихся, и для учителя межрегиональные проекты по информатике.
Со своими учениками 8-9-х классов мы принимали участие в межрегиональном сетевом творческом проекте «Идёт волшебница-зима» на сайте «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/), с учениками 5-6-х классов в межрегиональном сетевом проекте по информатике «Шпионские страсти» (http://shpion.64-school.ru/). Об этих проектах и о том, формированию каких ключевых компетенций они способствуют, я и хочу рассказать в своей статье.
Работая над проектом «Идёт волшебница-зима» все ученики, которые пожелали принять в нём участие, на первом шаге прошли регистрацию на сайте «Открытый класс» и присоединились к сообществу ЭКО-НН. На втором шаге каждый из ребят создал свою wiki-страницу и отформатировал её по своему усмотрению. На третьем шаге перед учениками стояла цель самостоятельно создать рисунок, презентацию. В работах они должны были продемонстрировать всю красоту русской зимы, используя отрывки из литературных произведений, собственные фотографии. Далее созданные материалы ученики размещали на своих wiki-страницах. В ходе работы над проектом школьники проявили свою фантазию, творческие способности, самостоятельность, получили навыки создания и форматирования wiki-страниц, размещения на них материала. В результате все участники сетевого проекта «Идёт волшебница-зима» получили сертификаты, один диплом 1 степени, два диплома 2 степени, 1 диплом 3 степени.
Ещё более увлекательным оказался межрегиональный сетевой проект «Шпионские страсти». В отличие от первого проекта, где каждый ученик работал самостоятельно под руководством учителя, в проекте «Шпионские страсти» участие принимала команда учеников 5-6-х классов. Основополагающий вопрос проекта «Как жить в современном информационном мире?». Во время работы над проектом ученики разгадывали коды, придумывали шифры, сочиняли стихи, писали эссе. Познакомились с большим количеством сервисов Веб 2.0, научились создавать Google-презентации, Google-документы, заполнять таблицы З-И-У-К, листы самоконтроля, Google-календарь. Ребята учились оценивать себя и работу других команд. К работе над проектом подключились даже родители учеников. В результате была одержана победа и все ученики получили дипломы победителей проекта.
После участия в межрегиональных сетевых проектах мною было принято решение организовать и провести школьные сетевые проекты по информатике для учащихся 10-го класса нашей школы: «Компьютер: путешествие во времени» и «Устройство компьютера». Для работы над проектами были использованы Google-сайты, презентации, таблицы.
Проект «Компьютер: путешествие во времени» размещён на сайте https://sites.google.com/site/proektcomputer1/home. Основополагающий вопрос проекта: До чего дошёл прогресс? Проблемные вопросы: Какие устройства предшествовали компьютерам? Какие поколения ЭВМ существуют и в чём их отличия? Для чего нужны суперкомпьютеры? Какой он - компьютер будущего? Второй проект «Устройство компьютера» размещён на сайте https://sites.google.com/site/proektcomputer/home. Основополагающий вопрос проекта: Как самостоятельно выбрать компьютер?
Хочется отметить, что работа над сетевыми проектами вызвала у учеников огромный интерес. Сетевые проекты учат школьников работать в команде, способствуют воспитанию ответственности, доведению до конца начатого дела, способствуют формированию ключевых компетентностей в сфере информационной, технологической, социальной и коммуникативной деятельностей. Актуальность таких проектов заключается в том, что они дают школьникам возможность познавать мир, искать решение проблемы, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.