Создание и применение компьютерных презентаций
Тема: «Создание и применение компьютерных презентаций при изучении раздела «Человек и его здоровье , 8 класс» курса «Биология в средней школе»».
Содержание:
Обоснование актуальности выбранной темы………….…..3стр.
Использование особенностей методики преподавания раздела «Человек и его здоровье» при создании компьютерных презентаций…………………………………………………..5стр.
Возможности компьютерных презентаций при изучении организма человека………………………………………….6стр.
Повышение эффективности уроков в результате применения компьютерных презентаций………………………………...9стр.
Список использованной литературы……………………...10стр.
Приложение……………………………………...…………11стр.
Эффективные средства обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, широко применяются в школьной практике. Они помогают развитию умений систематизировать знания; самостоятельно их приобретать; использовать на практике. К ним можно отнести мультимедийные технологии, в частности, компьютерные презентации.
Мультимедийные технологии на традиционном уроке помогают активизировать деятельность ученика. Применение компьютерных методов дает возможность индивидуализации через конкретное восприятие, возможность расширить наглядность, точное распределение времени на уроке.
Серьёзное изучение физиологии требует умения видеть одновременно и детали функционирования тех или иных органов, и место этих деталей в целом организме, и историю формирования этих деталей в процессе эволюции.
Решению этой задачи помогает использование слайдов, где можно в динамике продемонстрировать процессы, происходящие в организме человека. С использованием компьютерных презентаций расширяются возможности демонстрационного материала. Кроме того, оказывается возможным демонстрировать процессы, как в целом, так и по фрагментам. Тем самым усиливается эффективность познавательного процесса. Применяя компьютерные слайды, удается не только продемонстрировать ситуацию, но и повторить, и закрепить. Таким образом, создается более полное и более глубокое восприятие учебного материала.
С применение компьютерных презентаций сокращается время на изложение материала описательного характера и активизируется деятельность учащихся.
Например, при демонстрации процесса «работа мышц» на основе видеофрагмента формируется представление о согласованной работе мышц синергистов и мышц антагонистов.
С применением компьютерных слайдов оказываются задействованными различные уровни восприятия: визуальный, аудиальный, эмоциональный и т. д.
Компьютерные презентации помогают учителю более четко распределить материал на смысловые единицы, и это влияет на более глубокое понимание учебного материала.
Например, на уроке по теме: «Развитие опорно-двигательной системы человека», неоднократно повторяя, можно демонстрировать отдельные фрагменты слайда. В ходе беседы с учащимися о строении и функциях опорно-двигательной системы учащиеся приходят к выводу, что для правильного формирования опорно-двигательной системы важно не только правильное питание, но и физические нагрузки, а также отдых. При этом вырабатывается энергия в форме АТФ, увеличивается количество клеточных структур, интенсивнее происходит рост и развитие костной и мышечной ткани.
Демонстрация таких слайдов усиливает наглядность, затрагивая чувственное восприятие восьмиклассников. Например, при демонстрации слайда «гиподинамия».
Таким образом, с использованием компьютерных презентаций, способствующих развитию универсальных учебных действий учащихся, решается задача: научить учиться.
Обеспечивая эту компетенцию, учитель выполняет социальный запрос.
В курсе «Человек и его здоровье» нужно изучать не строение отдельного органа или отдельной системы органов, а процесс, происходящий в соответствующей системе и в организме в целом. А для этого в самом начале изучения раздела ученику следует показать общую схему функционирования организма и потоков веществ в нем. А потом эта схема будет обрастать деталями. То есть, вначале ученик должен увидеть картину в целом.
При изучении курса «Человек и его здоровье» очень помогают такие не биологические, а общенаучные понятия как «строительный материал», «топливо», «ремонт», «сигнал», «управляющее устройство» и т.д. Они достаточно просты даже для шестиклассников. Без общенаучных понятий физиология становится клубком непонятных фактов. Так, например, не пользуясь понятием «ремонт», невозможно объяснить, что делает в организме гормон щитовидной железы.
Мы, например, можем сравнивать белки, жиры и углеводы по тем критериям, по которым в технике сравниваются разные виды топлива. Таких критериев, вообще говоря, три: количество энергии, выделяющееся при сгорании 1 г (калорийности), скорость сгорания и наличие продуктов, загрязняющих окружающую среду. Так, углеводы сильно уступают жирам по калорийности, но зато из них можно очень быстро получить энергию. Тигр при прыжке использует углеводы, а летящий осенью в теплые страны гусь – жиры. А использовать белки (точнее, аминокислоты) в качестве топлива, во-первых, нецелесообразно, а во-вторых ,плохо. Нецелесообразно потому, что белки – это ценный строительный материал и сжигать их, - это все равно, что топить печь ассигнациями. А плохо потому, что они содержат азот, который после сжигания куда-то надо деть. Белки – это «грязное» топливо. И их массовое сжигание начинается тогда, когда углеводы и жиры иссякают. В медицине это называется дистрофия и предвещает скорый конец. Именно из-за дистрофии гибнут пришедшие на нерест лососи. Приведенный выше пример показывает к тому же, что физиология начинает играть новыми красками, когда мы делаем ее сравнительной. То есть, не ограничиваемся физиологией человека, а вспоминаем тигров, гусей, лососей и т. д. То есть, увязываем физиологию с зоологией.
При создании компьютерной презентации следует соблюдать необходимые дидактические требования:
-дозирование информации
-отражение в материале только одной темы;
-простое композиционное построение;
-дикторский текст должен быть четким и доступным;
-занимательность.
Дидактические функции:
-источник новых знаний;
-иллюстрирование учебного материала:
-систематизация знаний;
-зрительное, слуховое, эмоциональное восприятие;
-контроль знаний, умений, навыков.
При выборе темы компьютерной презентации необходимо учитывать чтобы тема определяла такое содержание, которое легко может быть разбито на большое количество фрагментов.
Я считаю, что эффективнее использовать модули. Таким образом, можно будет использовать некоторые фрагменты этого модуля на нескольких уроках одной тематики. Например, презентацию «Развитие опорно-двигательной системы» можно использовать при изучении темы «Опорно-двигательная система» на уроках:
-Урок 1. Скелет. Строение и состав костей.
-Урок 2. Соединение костей.
-Урок 6. Мышцы.
-Урок 7. Работа мышц.
-Урок 9. Развитие опорно-двигательной системы.
При таком подходе учеником более эффективно усваивается учебный материал. Удается применить различные методологичес- кие приемы от зрительного и слухового восприятия материала – до выявления причинно-следственных связей и логическим цепочкам, к выявлению проблемы и решению этой проблемы в новой ситуации.
Например, изучив строение и функции опорно-двигательной системы, учащиеся могут предположить, как происходит работа мышц и в общем как осуществляется согласованные двигательные действия человека.
Зная, как и за счет чего происходит рост и развитие костной и мышечной тканей, учащиеся приходят к выводу о гармоническом развитии опорно-двигательной системы и всего организма в целом.
При неоднократном просмотре слайдов, что возможно при компьютерной презентации, происходит закрепление необходимых понятий. Например, надкостница, губчатое вещество, плотное вещество, сухожилье, мышечное волокно, сустав, гиподинамия, АТФ и т. д. В восьмом классе удачно можно использовать уроки биологии для формирования гармоничного развития человека. Так, например, демонстрация слайдов о здоровом образе жизни, различных видах спорта усиливают позитивное эмоциональное восприятие. Нагляднее показать роль тренировочного эффекта, с точки зрения физиологии спорта, как следует распределять физические нагрузки в течение дня. Используя в слайдах схемы, например, о роли АТФ для развития мышечной ткани, ученик легче усваивает механизм взаимосвязи пластического и энергетического обмена. Прочнее формируется представление об организме как едином целом.
Таким образом, сценарий презентации строится на основе содержания блоков урока определенной темы.
Содержание определяется программой и опирается на текст учебника, так как дети будут работать с учебником дома.
При создании презентации и отборе материала должна присутствовать идея: «Движение к истине через размышление ученика, которому помогает учитель».
Задача не в том, чтобы вместе с детьми выучить и воспроизвести, а в том, чтобы овладеть и применить.
Материал для презентации выбирается так, чтобы воздействовать на эмоциональное восприятие ученика. Например, показывая атлетическую фигуру спортсмена и стройную гимнастку, или занятия различными видами спорта, вызываю положительную реакцию.
Итак, мультимедийные технологии и в частности компьютерные презентации помогают учителю оптимально изложить материал, использовать различные способы, облегчающие понимание учащимися трудных тем, применять различные схемы способствующие лучшему запоминанию нового материла и развивающее логическое мышление.
Видеофрагменты, анимации, творческие задания для учеников внесут в урок разнообразие и повысят интерес к предмету.
Список использованной литературы:
Анастасова Л.П. Общая биология .Дидактический материал.10-11 класс. «Вентана-Граф»,1997г.
Драгомилов А.Г.,Маш Р.Д. Биология. Человек. Методическое пособие. «Вентана-Граф»,2005г.
Драгомилов А.Г.,Маш Р.Д. Биология. Человек. 8класс Учебник. «Вентана-Граф»,2005г.
Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8класс Учебник. «ВЛАДОС» 2005г.
Журнал «Августовский педсовет». Преподавание биологии и экологии в 2007-2008 учебном году. МИОО.
Интернет ресурсы.
Приложение.
Конспект урока.
Тема урока: «Развитие опорно-двигательной системы человека».
Задачи урока. Закрепить основные понятия темы «Опорно-двигательная система», представления физиологических процессов, связанных с ростом и развитием опорно-двигательной системы; дать предварительные понятия о пластическом и энергетическом обменах; с позиций пластического и энергетического обменом разъяснить суть тренировочного эффекта; показать последствие использования допингов в спорте; показать с точки зрения физиологии спорта, как следует распределять физические нагрузки в течение дня; разъяснить вред гиподинамии.
Ход урока.
1.Актуализация темы. Мы изучили строение и функции опорно-двигательной системы, имеем представление о согласованной работе мышц нашего организма. На этом уроке мы узнаем, как развивать опорно-двигательную систему и для чего это необходимо.
2.Проверка и закрепление опорных знаний.
-из чего состоит опорно-двигательная система? (скелет, мускулатура). Слайд.
-какие функции выполнят опорно-двигательная система? (опора, движение, защита). Слайд.
-чем обусловлена прочность скелета? (особое строение костной ткани, химический состав). Слайд.
-какое строение имеет скелетная мышца? (мышечные пучки, мышечные волокна, белки). Слайд.
-что необходимо, чтобы происходили рост и развитие костной и мышечной ткани? (питательные вещества). Слайд.
-как поступают питательные вещества в кости и мышцы? (по кровеносным сосудам).
-какие вещества необходимы для роста костей и мышц? (минеральные соли, органические вещества: белки, жиры, углеводы). Слайд.
-что является главным строительным материалом? (белки).
Вывод. Правильное питание - важное условие для роста и развития опорно-двигательной системы.
-что еще необходимо для правильного развития опорно-двигательной системы? (правильная осанка, физические нагрузки, физическая активность). Слайд.
3. Изучение нового материала.
По особенностям физической активности выделяются физически активные люди и малоподвижные.
-какое отличие можно обнаружить у этих двух категорий людей? (интенсивный и замедленный обмен веществ).
Давайте подумаем, на какие процессы жизнедеятельности расходуются питательные вещества.
а)на восстановление структур клеток и мышечных волокон.
б) биологическое окисление и вырабатывание энергии в форме АТФ. Слайд.
Итак, часть питательных веществ идет на биологическое окисление, необходимое для работы мышц, а часть на восстановление структур клеток и мышечных волокон, причем оба процесса взаимосвязаны и действуют одновременно. При малой активности – гиподинамии небольшое количество образующихся в клетке энергетически богатых молекул АТФ замедляет синтез клеточных элементов. Он идет вяло, и разрушения преобладает над созиданием. Ослабление деятельности мышц сердца, прежде всего, связано с нехваткой молекул АТФ, энергия которых идет на синтез белковых молекул, выполняющих ключевую роль в работе организма, в частности мышц. Ведь с белками связаны ферменты и другие, важные для организма вещества. Жировая ткань синтезируется легче, она замещает другие ткани, и организм оказывается в невыгодных условиях.
Что же происходит в процессе физической тренировки?
Любая мышечная работа, особенно та, которая совершается на пределе возможного, приводит к сильному биологическому окислению. При этом могут быть разрушенными и мембраны, и сократительные нити, и другие важные для клетки структуры. Но зато в процессе биологического окисления образуются вещества (АТФ), способные быстро отдавать энергию туда, где она нужна. Поэтому во время отдыха происходит не только восстановление утраченных структур, но и образование новых. В результате утраченное возвращается с процентами. Но это происходит лишь при определенных условиях:
-нагрузка должна быть близка к предельной;
-после нее необходим полноценный отдых;
-питание должно обеспечивать организм всеми необходимыми веществами. Энергоемкость пищи должна несколько превышать затраченные калории. Слайд.
При соблюдении этих условий биосинтез обгоняет распад, и организм становится сильнее.
4.Закрепление.
Самостоятельная работа учащихся.
-Определите, как происходит обмен веществ у людей с различной активностью? (см.учебник параграф 13, статья «Значение тренировки мышц»). Заполните таблицу (Задание 1).
Физически активные люди. Малоподвижные люди.
1.Процессы распада и окисления идут интенсивно.
2.Образуется много веществ, способных отдавать свою энергию (АТФ).
3.Энергия расходуется на восстановление разрушенных органоидов клетки и образование новых. 1.Процессы распада и окисления идут (медленно).
2.Образуется (мало) веществ энергетически богатых (АТФ).
3.Энергии хватает лишь на образование (разрушенных органоидов клетки).
-Выясните как происходит тренировочный эффект. (см.учебник параграф 13, страница 63).(Задание 2).
Выберете подходящие слова и впишите их в нужном роде, числе и падеже в предлагаемый текст.
Слова для вписывания: биосинтез, биологическое окисление, истощение организма, близкие к предельным, мышечные волокна, утраченная структура клетки, АТФ.
Тренировочный эффект возникает при нагрузках близких к предельным, рациональном питании и достаточном отдыхе. Если нагрузка мала, тренировочный эффект не возникает. Если нагрузка чрезмерна, происходит истощение организма. Суть тренировочного эффекта в том, что при работе мышечных волокон, происходит биологическое окисление органических веществ, сопровождающееся разрушением утраченных структур клетки, но при этом в цитоплазме накапливается много веществ, способных легко отдавать свою энергию. За их счет во время отдыха происходит биосинтез, и восстанавливаются утраченные структуры клетки в значительно большем количестве, чем было раньше; синтезируется больше АТФ, чем было разрушено, поэтому мышечные волокна становятся сильнее.
Вывод. Тренировочный эффект достигается при интенсивной мышечной работе, при достаточном отдыхе и рациональном питании, когда процессы биосинтеза обгоняют процессы распада.
-Найдите соответствие и запишите парами (Задание 3).
Органы и ткани.
Мышцы.
Надкостница.
Костные бугорки.
Кости.
Сердце.
Какие изменения претерпевают.
Становятся больше.
Не изменяются.
Становятся больше и прочнее.
Быстрый рост.
Обильно снабжаются кровью.
Увеличивается масса.
Накапливается больше энергии.
Увеличивается количество жировой ткани.
Снижается устойчивость к болезням.
10.Неритмичная работа сердца.
11. Снижение умственной активности.
12. Интенсивный обмен веществ.
А. Физически активные люди.
Б. Малоподвижные люди.
5.Заключительная беседа.
Значение зарядки, уроков физкультуры, спортивных тренировок. Слайд.
6.Задание на дом.
1. Подготовить сообщение об использовании допингов и анаболиков в спорте.
2. Параграф 13, страница 65, вопросы, понятия.