Авторская программа кружка Гончарное дело


Авторская дополнительная программа кружка
«Гончарное дело»
Группа слушателей: учащиеся 4-5 классов
Сведения об авторе: Немцова Светлана Александровна
МБОУ «Петропавловская средняя
общеобразовательная школа
Новошешминского муниципального района
Республики Татарстан»
Пояснительная записка.
Много тысячелетий назад человек обнаружил удивительные свойства одной из самых распространенных земных пород-глины. Не плодородные бесформенные куски земли, которые, намокнув, превращаются в жижу , высохнув же-в пыль, развеваемую ветром, казались вначале совершенно бесполезными. Однако со временем, наблюдая за случайными «экспериментами», люди обратили внимание на то, что глине можно придавать разные формы, которые могут долго сохраняться после сушки, попав же в огонь, становятся еще прочнее. Так началось освоение керамического производства.
«Keramos»переводится с греческого языка как «глина». В широком понимании этот термин означает любые изделия, изготовленные из глины (сформованные, высушенные и обоженные до камнеподобного состояния).
Податливая пластическая масса как бы хранит тепло человеческих рук, придавших ей определенную форму. Глины, из которых выполняются гончарные изделия, распространены почти повсеместно, что объясняет широкое развитие народного гончарства. Интерес к лепке необыкновенно велик, как и среди взрослых, так и детей. Поэтому возрождаются и расширяются старые промыслы, появляются новые.
Дети, учась лепить народную игрушку, имеют возможность прикоснуться к народному искусству, где непосредственность художественного выражения всегда соединялась со знанием законов пластики, а стихийная сила образов – с особой наблюдательностью. Многое из того, что было рождено в образных представлениях русского народа, нашло отражение в глиняной игрушке, и именно гончары – игрушечники оказались носителями народной памяти.
Способность к творчеству, изначально заложенная в каждом человеке, особенно ярко проявляется в детские годы. Лепка из глины является одним из наиболее необходимых для детей в возрасте от 5 до 15 лет в детских учреждениях. В процессе лепки, через осязание кончиками пальцев можно положительно влиять на интеллект и психическое развитие ребенка.
Общими целями кружка «Гончарное дело» являются приобщение детей к общественно полезной деятельности, воспитание у них интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, художественного вкуса.
Занимаясь в кружке, учащиеся знакомятся с обработкой глины, изучают ее свойства, как ведет себя при сушке и обжиге. У них формируется умения и навыки работы с пластическим материалом «с глиной». Учащиеся приобретают технологические знания и практические умения по обработке глины.
Цель программы:
-формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.
 Задачи программы:
Формирование знаний, умений и навыков работы с глиной;
Раскрытие чувства гармонии, художественного вкуса;
Раскрытие индивидуальных способностей ребенка;
Воспитание наблюдательности, усидчивости, ответственности;
Воспитание лидерских качеств.
 ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
 Образовательная:
- научить особенностям работы с глиной
- дать необходимые знания, умения для творческого воспроизведения задуманного образа
-  научить работать детей на гончарном круге
-  знакомить с народными традициями народного искусства по лепке из глины
Развивающая:
-  развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию
-  развивать творческие способности и задатки
-  развивать умение наблюдать, выделять главное
Воспитательная:
-  воспитывать художественный вкус, отзывчивость, уважение к окружающим людям.
Методические рекомендации к организации занятий по программе кружка «Гончарное дело»
Курс обучения планируется на 1 год, включая в себя теорию, практику и индивидуально-творческую работу.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Работа с детьми данного детского объединения строится на взаимопонимании, на основе уважительного отношения друг к другу.
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения.
Работа на занятиях проводится фронтально. Но часто требуется и индивидуальный подход к учащимся.
На вводных занятиях руководитель рассказывает о содержании работ в текущем году, знакомит с распорядком работы в кабинете, выбирается староста.
Для воспитания творческой активности кружковцев все этапы работы сопровождаются поиском и сбором материала, который может быть представлен в виде карандашных набросков, зарисовок акварелью или гуашью, открыток фотографий. Этот материал целесообразно хранить кружковцам в своих творческих папках.
В начале изучения материала каждого раздела программы руководитель рассказывает о народных мастерах, приводит исторические справки и примеры из литературы. Такие сообщения способствуют пробуждению интереса к лепке и создают у школьников творческий настрой.
Большое воспитательное значение имеет оформление помещения, где ведутся занятия. Лучшие работы учащихся рекомендуется представлять в постоянной экспозиции: стенды, отражающие историю развития гончарного дела , следует оформлять в едином стиле.
Для закрепления изучаемого материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса учащихся предусмотрены экскурсии в музеи и выставочные залы.
На заключительных занятиях по каждому этапу работы проводится анализ выполненных учащимся изделий. В оценке работ учитывается элементы творчества.
Учебно-тематический план

п/п Наименование разделов и дисциплин Всего
час. беседы Практические
занятия
1 Народное искусство: его место и значение в мировом искусстве 2 2  
2 Значение гончарного дела в истории и развитии цивилизаций 2 2  
3 История  русского гончарства 2 2  
4 Техника безопасности 1  1  
5 Основные навыки работы с глиной:      
  Лепка 4   4
Метод формовки. Жгутовой способ. 4   4
Метод формовки. Сосуд ручной работы с крышкой. Ваза для фруктов. 4   4
Метод формовки. Работа с пластами 4   4
Гончарный способ:      
Центровка глины на гончарном круге 16   16
Постановка рук при работе на гончарном круге 16   16
6 Работа на гончарном круге:
-Цилиндр
-Сосуды
-крышки 16
16
16 16
16
16
7 Основы технологии гончарного дела:
сушка, обжиг и послеобжиговая обработка. 15 3  14
8 Декорирование гончарных изделий 10   10
9 Материалы и инструменты 2 2  
10 Оборудование 2 2  
11 Итого: 130 14 116
Схема плана занятийТема 1. Материалы и оборудование.Глина и ее свойства. Химический состав глины. Полезные и вредные примеси. Живая и тощая глина. Основные месторождения глины. Глиняные массы (гончарные, шамотные, твердокаменные, терракотовые, технические, шликерные, фаянсовые, фарфоровые). Вспомогательные материалы. Глазури и красители – технология их изготовления. Основные химические соединения, применяемые в качестве керамических пигментов для подглазурного декорирования – соли, шпинели, и цвет, который они дают после обжига.Оборудование для приготовления глиняных масс. Конструкции печей: горновые (земляные, кирпичные, каменные, горшковые), газовые, электрические и их основные показатели. Конструкции гончарных кругов: ручные, ножные (пинковые, педальные), электрические.Тема 2. Ручная лепка Ленточно-жгутовая лепка. Лепка сосудов из нескольких пластов со спаями (текстилькерамика). Формовка путем выбивания. Отминка в готовую форму.Тема 3. Гончарный способ Глина и ее свойства.1. Происхождение.2. Химический состав.3. Основные месторождения.4. Глиняные массы.4.1. Гончарные4.2. Шамотные4.3. Твердокаменные4.4. Терракотовые4.5. Технические (кирпич, черепица, кафель, изоляторы, огнеупоры)4.6. Шликерные4.7. Фаянсовые и полуфаянсовые4.8. Фарфоровые5. Оборудование для приготовления глиняных масс.1. Гончарный способ1.1. Основные конструкции гончарных кругов (ручной, ножной, механический) и их национальные особенности1.2. Основные этапы работы на гончарном круге1.2.1. Постановка рук1.2.2. Центровка глины1.2.3. Формирование дна сосуда1.2.4. Изготовление основных геометрических форм. Открытые формы: цилиндр, усеченный конус (прямой, обратный), гиперболоид с разными диаметрами основания и вершины, усеченный шар, открытый тор. Закрытые формы: конус, закрытый цилиндр, закрытый гиперболоид, шар, тор (бублик)1.2.5. Изготовление составных геометрических форм (открытых и закрытых): цилиндр плюс цилиндр большего диаметра, цилиндр плюс цилиндр меньшего диаметра, цилиндр плюс гиперболоид, цилиндр плюс шар, цилиндр плюс конус, шар плюс конус, шар плюс гиперболоид, гиперболоид плюс шар, гиперболоид плюс конус, гиперболоид плюс цилиндр, тор (открытый) плюс цилиндр, шар, конус1.2.6. Формирование сосудов в основе которых: крыночные формы, горшковые формы, бочкообразные формы, сосуды с узким горлом, шарообразные формы, конусные, цилиндрические, составные, клееные (с носиками, уточками, пеликанами, ручками, отверстиями для залива жидкости1.2.7. Изготовление волохов (крышек)1.2.8. Изготовление ручек различными способами: из жгута, из полосы, способом «доения»1.2.9. Формирование верхней кромки1.2.10. Обработка изделия перед снятием с гончарного круга1.2.11. Срезание сосуда с круга3. Сушка сырых керамических изделийТема 4. Теория конструирования гончарных форм.Основные принципы конструирования сосудов. Линии, формирующие профиль сосуда – прямая, окружность, парабола, гипербола. Основные горшковые и криночные формы. Сложные составные формы. Основные элементы сосудов: основание ножки, перехват ножки, тулово, плечи, корень ручки, ручка, шейка, венчик, губы, устье.Основные пропорции сосудов и применение принципа «золотого сечения» при их формировании. Ритм сосудов. Объем. Национальность формы. Влияние художественного стиля на художественную форму. Цвет и его влияние на художественную форму. Влияние росписи на художественную форму. Место орнамента на сосуде.Тема 5. Сушка, обжиг и послеобжиговая обработкаОпределение понятий: усадка, зеркало поверхности, память глины. Особенности сушки изделий большого диаметра. Оборудование для сушки.Окислительный обжиг (утельный, политой). Восстановительный обжиг (полный, частичный, с глазурями). Быстрый обжиг (раку). Редукция. Молочный обжиг. Обварка. Влияние различных газовых сред на керамические изделия и оснастку печей. Температурные режимы обжига.Послеобжиговая шлифовка, роспись (народная игрушка), вощение, покрытие ганозисом, покрытие маслом.Тема 6. ДекорированиеОсновные методы декорирования керамических изделий.Скульптурные: рельеф, контур, ажур, инкрустация, гравировка, тиснение, фляндровка.Живописные: роспись (надглазурная, подглазурная, роспись по сырой эмали), аэрография, декалькомания, мраморизация, пастилаж, резерваж, шелкография, перевод печати, декорирование штампом.Технологические: глазурование, ангобирование, лощение, восстановление, обварка.
Оборудование
Для выполнения работ по гончарному делу необходимо:
Альбом для рисования;
Карандаши;
Стол (рабочее место);
Стеки;
Тазик для воды;
Тряпочки для заглаживания поверхности и для рук;
Дощечка, на которой будут формироваться изделия;
Тонкая проволока (струна) для разрезания глины;
Гончарный круг;
Ванна для природной глины;
Литература
1. М.А.Изотова. «Гончарные работы для дома и заработка».
2. Александр Поверин. «Гончарное дело».
3. Интернет.