Конкурс Умники и умницы
Конкурс-игра «УМНИКИ и УМНИЦЫ»
с участием учеников 2-А и 3-В классов МБОУ школа №15 г. Феодосии
Классные руководители Г.В. Сысоева и З.З. БешевлиКонкурс проводился в рамках Недели начальной школы 05 апреля 2016 года.
Цель конкурса-игры «Умники и умницы»: создание условий для становления изобретательного мышления, продуктивной деятельности, цифровой грамотности, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.
Задачи конкурса-игры
активизировать познавательную деятельность детей;
способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;
создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;
содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.
Конкурс-игра «Умники и умницы» направлен на развитие следующих умений двадцать первого века:
Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.
Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей.
Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознавать себя частью команды (заинтересованно и активно участвовать в коллективном деле);
объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);
Метапредметные:
самостоятельно составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
работать по коллективно составленному плану, общей договоренности.
Предметные:
усваивать первоначальные представления о корректирующей настроение роли желтого и оранжевого цветов;.осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Этапы конкурса-игры
Конкурса-игра «Умники и умницы» проводится в пять этапов.
Первый этап «Разминка» (область общих знаний).
Второй этап «Чертежник» (геометрия).
Третий этап «Соображай-ка» (математика).
Четвёртый этап «Найди слова» (русский язык).
Пятый этап «Конкурс капитанов».
Приблизительная продолжительность конкурса-игры: 40-45 минут
Межпредметные связи: «Окружающий мир», «Филология (Русский язык)», «Математика».
Материалы и ресурсы, необходимые для проведения конкурса-игры.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактические и раздаточные материалы: карточки с заданиями, фишки.
Участники конкурса-игры: В конкурсе-игре принимают участие учащиеся 2-3 классов. Участники делятся на 5 команд по шесть человек (капитан и пять членов команды).
Жюри конкурса-игры: Жюри формируется из победителей 1го этапа олимпиады по математике среди учащихся 4-ых классов + учитель начальных классов.
Задачи жюри:
оценивать деятельность команд по специально разработанным критериям;
оповещать участников о принятых решениях;
принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.
По итогам пяти этапов жюри определяет победителей и награждает команды.
Комментарий для учителя. Презентация, сопровождающая ход конкурса-игры, состоит из 10 слайдов.
1 слайд. Титульный
2 слайд. Задача1. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовых и 3 автомашины. Сколько всего машин шло в село?
3 слайд. Человек рассеянный лёг спать в 7.00 вечера в квартире на улице Бассейной, предварительно заведя будильник на 8.00 с тем, чтобы встать утром. Сколько он часов спал, пока его не разбудил будильник?
.4 слайд. Имеются 45 болтов и 36 гаек. Сколько пар болтов с гайками из них можно составить?
5 слайд. Мама испекла пирожки. Серёже она дала четвёртую часть всех пирожков и ещё 1 пирожок. Всего Серёжа получил 5 пирожков. Сколько пирожков испекла мама?
6 слайд. Попугай сидит на плече у клоуна, достаёт клювом из коробки карточки четырёх цветов и раздаёт их детям в таком порядке: белая, синяя, зелёная, красная. Незнайка был седьмым. Какого цвета карточка ему досталась?
7 слайд. Анна - дочь Марии, а Мария - дочь Светланы. Кем приходится Анна Светлане?
8 слайд. В корзине яблок меньше 10. Эти яблоки можно поровну разделить между двумя или тремя девочками. Догадайтесь, сколько яблок в корзине?
9 слайд. Как с помощью пяти цифр 5 и знаков действий записать число 100?
10 слайд. Возраст дедушки выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке?
11 слайд. В квартирах № 1, 2, 3 жили три котёнка: белый, чёрный и рыжий. В квартирах № 1 и №2 жил не чёрный котёнок. Белый котёнок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый котёнок?
12 слайд. Проверь себя!
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Звучит песня «Оранжевое настроение».
Ведущий 1: Друзья, знаете ли вы, с чем ассоциируются желтый и оранжевый цвет? Это цвета непоседливых искателей приключений, исследователей, ученых. А кроме того это цвет многих фруктов и овощей, богатых очень полезными витаминами, так необходимыми нам сейчас, весной! И сегодняшняя наша игра тоже будет желто-оранжевая.
Итак, мы начинаем конкурс-игру «Умники и умницы».
Ведущий 2:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!У нас в запасе знания вершины покорять!Мы – умники и умницы. Пришла пора играть! HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/629626/" \l "_ftn1" \o "" 1- Для того, чтобы начать игру, нужно разделиться на команды. В этом нам поможет блиц-игра «Разминка». Внимательно слушайте вопросы и постарайтесь первыми дать правильный ответ.
(Первый ведущий задает вопросы из конверта, а второй раздает фишки с изображением лимона, банана, апельсина, яблока и абрикоса). Приложение 1
I. Первый этап.
Ведущий 1:
- Она все пробует на зуб: и сосну, и вяз, и дуб.
- Каких камней не найти в море?
- Сколько всего ушей у трех мышей?
- Сколько ног у двух петухов?
- Сколько яиц можно съесть натощак?
- У кого за носом пятка?
- Может ли при сложении двух чисел получиться нуль?
- Одна подружка пролезла другой в ушко?
- Сколько углов у стола?
- Сколько у стола будет углов, если один угол отпилить?
- Сколько рогов у двух ослов?
Ведущий 2: В соответствии с полученными фишками займите свои места за столами. Вы теперь команды «Лимон», «Апельсин», «Банан», «Абрикос» и «Яблоко».
Ведущий 1:
Оценивать наш конкурс будет уважаемое жюри. Познакомьтесь – это ученики 4-ых классов, занявшие призовые места в 1ом этапе олимпиады по математике.
Жюри занимает свои места и получает протоколы. Приложение 2
Ведущий 2:
Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)А знаний много у вас есть? (Да)Смекалку взяли вы с собой? (Да)Готовы вы на честный бой? (Да)Поддержит верный друг в пути? (Да)Вы вместе будете идти? (Да)
Ведущий 1: Девочки и мальчики. Наш конкурс «Умники и умницы» состоит из пяти этапов. Первый этап «Разминка» помог вам показать ваши общие знания, кругозор, начитанность и смекалку. Второй этап «Чертежник» проверит ваши умения ориентироваться в пространстве . Третий этап «Соображай-ка» для тех, кто умеет работать в команде, решая трудные логические задачи. Четвёртый этап «Найди слова» перенесет вас в область русского языка. На пятом этапе вся надежда на капитанов команд.
Ведущий 2:
Пусть вам сегодня всю игруСопутствует успех!Вперёд, друзья! Игра зовёт!Болеем мы за всех!
II. Второй этап
Ведущий 2: Итак, начинаем второй, командный этап «Чертежник». Приложение 3
Капитаны команд получают листочки с графическими диктантами: необходимо выполнить задание быстро, правильно и проявить творческий подход.
Критерии оценивания первого этапа
Правильность - 1 балл, скорость – 1 балл, креативность – 1 балл.
III. Третий этап.
Задание третьего этапа предлагается в виде презентации.
Ведущий 1: Девочки и мальчики! Перед вами на экране задания третьего этапа «Соображай-ка». На ответ по каждому вопросу вам дается одна минута на обсуждение. Необходимо ответить на 10 вопросов.
Критерии оценивания второго этапа
За каждый правильный ответ – 1 балл.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА С СЕРЕБРЯШКОЙ.
IV. Четвертый этап.
Ведущий 1: Четвёртый этап – «Конкурс капитанов».
(Детям-капитанам раздаются чистые листы. Необходимо выполнить задания, рисуя одновременно правой и левой рукой круг и треугольник.) Приложение 4 (После завершения работы листочки с выполненным заданием отдаются жюри.)
Критерии оценивания четвёртого этапа.
От 1 до 3 баллов в зависимости от точности выполнения задания.
V. Пятый этап.
Ведущий 2: Девочки и мальчики. Начинаем путешествие по слову. Будьте внимательны, потому что внутри этого слова заблудились другие слова. Ваша задача их найти и вытащить. А слово вы узнаете, отгадав загадку:
Три моих стороныМогут разной быть длины.Где стороны встречаются – Угол получается.Что же вышло? Посмотри!Ведь углов-то тоже три.На меня вы посмотрите,Мое имя назовите. (Треугольник).
Команды составляют из букв слова треугольник другие слова в течение двух минут.
Критерии оценивания пятого этапа
По 1 баллу за каждое слово.
Слова должны быть именами существительными в начальной форме.
VI. Итог конкурса-игры «Умники и умницы».
Ведущий 2: Конкурс завершен. Слово жюри для объявления количества баллов и имен команд-победительниц.
Вручение сладких призов и грамот.
Комментарии для учителя. При начислении равного количества очков командам предлагаются дополнительные вопросы из Приложения 5.