Статья Домашнее задание исследовательского характера как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся
Домашнее задание исследовательского характера как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся.
Организация исследовательской деятельности учащихся – это одна из актуальных проблем методики преподавания русского языка.
В настоящее время эта проблема имеет социальное значение, так как современная школа ориентирована не только на обучение, но и на развитие личности ученика, его способностей, его творческого потенциала.
Одной из важнейших предпосылок в формировании развития творческого потенциала учащихся является активизация исследовательской деятельности учащихся. Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока, в том числе и при выполнении учениками домашних заданий. В последнее время ученики относятся к домашней работе как к дополнительной нагрузке, малоприятной обязанности, которые не доставляют им никакого удовольствия. Поэтому возникает необходимость в домашних заданиях нового типа. Согласимся с мнением учителя-новатора С.Д. Шевченко: «Домашнее задание должно быть привлекательным для ребенка, необычным и посильным.» [1] Итак, предлагаем домашнее задание исследовательского характера, которое является одной из форм организации учебно-исследовательской работы, при которой учитель предлагает ученику задание творческого и исследовательского характера для самостоятельного выполнения после уроков.
Хмельницкая Н.Е. в своей работе «Система домашних заданий для учащихся»[2] рекомендует использовать при организации домашних заданий известные в школьной практике следующие виды работ:
-индивидуальная;
-групповая;
-творческая;
-дифференцированная;
-составление домашней работы для соседа по парте;
Опираясь на данную классификацию, на уроках русского языка используем следующие виды домашних заданий исследовательского характера.
1. Индивидуальное домашнее задание задается отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Например: Представьте, что вы гид и проводите экскурсию по Древней Алматы с учащимися 9-ых классов . Составьте текст экскурсии, опираясь на произведение Ю.М. Домбровского «Хранитель древностей», используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
2. Групповое домашнее задание. Группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Например: При изучении темы «БСП. Обобщение и повторение» группа учащихся составляет дидактический материал по данной теме.
3. Дифференцированное домашнее задание- такое, которое может быть рассчитано как на «сильного» ученика, так и на «слабого». Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы учащихся, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов дифференцированных заданий.
-Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения. Например: 1) Составьте тематический словарь на тему «Сложносочиненные предложения». 2)Составьте инструкцию, как найти сложносочиненные предложения в тексте.
-Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
4.Творческое домашнее задание необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперед. Это может быть:
-эссе
-реферат
-доклад
-исследование
-ребус
-кроссворд
-проект
-презентация
- грамматическая сказка и т.д.
Например: Подготовьте сообщение-сопоставление «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.»
Придумайте грамматическую сказку « Подчинительные союзы , которые умеют заставить придаточное предложение подчиниться главному.»
Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашнего задания. Например: При изучении темы «Текст. Типы текстов.» можно дать следующее задание. Составьте для своего соседа несколько типов текста ,опираясь на упражнения данные в учебнике.
Проводя анкетирование на этапе рефлексии, убедились, что домашние задания исследовательского характера необходимы, так как вызывают у учащихся положительное отношение. На вопрос «Чем же вас привлекают домашние задания – исследования?» ученики отвечали « При выполнении домашних исследовании я узнала много нового, интересного»; «домашние задания – исследования очень интересны и необычны»; «Я могу выразить свое собственное мнение» и т. д.
Итак, нетрудно заключить, что домашние задания исследовательского характера необходимо использовать на уроках русского языка, так как они развивают творческое мышление, заставляют учащихся проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск, определить пути решения поставленной задачи.
Список используемой литературы:
Sakin.narod.ru
2,3.http//www.google.kz.
15