Научно-исследовательская деятельность как одна из форм развития одарённости школьников


Научно-исследовательская работа как способ развития одарённых учащихся
Исследовательская деятельность школьников создает возможности для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе. При реализации исследовательского метода обучения у учащихся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельной перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом. Цель исследовательской деятельности в школе – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления.
Этапы исследования выполняются в определенной последовательности:
• мотивация исследовательской деятельности и определение примерной темы работы;
• выбор объекта исследования и постановка цели и задач исследования;
• формулировка рабочей гипотезы (гипотез) и выбор методов проведения исследования;
• поиск и изучение литературы по выбранной теме, планирование и выполнение собственных исследований;
• анализ полученных результатов, формулирование выводов, подготовка отчета о проделанной работе и , наконец, публичная защита работы.
Приведу пример индивидуального плана исследовательской деятельности ученика, который заполняется учителем.
Представительская деятельность выражена такими формами, как школьные научные конференции, районные и региональные конкурсы исследовательских работ школьников, интеллектуальные турниры. Благодаря этому, учащиеся имеют возможность демонстрировать свои достижения.
Исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Анализ заголовка художественного произведения, работа над именами, фамилиями героев, яркими тропами и фигурами речи включает учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, развивает логическое, критическое и ассоциативное мышление; воображение и внимательность, заинтересовывает чтением.