ПРОЕКТ Повышение мотивации к изучению английского языка
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
И.С.Апретова
магистр, учитель английского языка МАОУ СОШ №89
г.Тюмень
Образование всегда выступало систематизирующим фактором жизни любого государства и во всем мире является доминантной в процессе национальной модернизации, главным условием экономического и социального прорыва.
В результате реализации «Концепции развития системы образования Республики Казахстан до 2015 года» [1] и «Государственной программы развития системы образования в Республике Казахстан на 2010-2015 годы» [2] произошло создание условий для получения качественного образования, ориентированного на результат, системы мониторинга и прогнозирования развития системы образования, национальной системы оценки качества образования.
Существенные изменения в обществе привели к значительным изменениям в педагогической теории и практике: на смену традиционным приходят новые методы, формы, средства обучения; обосновываются различные подходы к процессу обучения.
Вопросы обновления отдельных компонентов методической системы исследованы в трудах В.С.Леднева, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.К.Скаткина и других. Проблема эффективной организации педагогического процесса в средней школе рассмотрена в трудах Ю.К.Бабанского, В.П. Беспалько, М.И.Махмутова, А.М.Матюшкина, Т.П.Шамовой, С.И.Архангельского и других ученых. Данные исследования могут служить основой разработки теории проектирования методической системы обучения.
Психолого-педагогические исследования, проведенные за последнее время в Казахстане, России и других странах свидетельствуют о том, что система не обеспечила должного развития детей. Поэтому ее обновление связано с внесением инновационных изменений в существующую образовательную среду, с творческим поиском на основе имеющегося опыта и тем самым его обогащением.
Сегодня актуальна мысль о том, что «задача активизации мышления является важнейшей в перестройке школы».
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации т. к. именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Мотивация же по мнению М.И.Махмутов является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности будь то труд, общение или понимание[3;192].
Учащихся без мотивации к обучению не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой.
Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных.
В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, т.к. это придает деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащиеся с большой легкостью справляется с трудностями.
Специфика предмета «Иностранный язык» требует от обучающихся напряженной умственной деятельности, внимания, способности осмысливать абстрактные понятия, умение делать обобщения. Не всем учащимся иностранный язык дается легко, что вызывает неудовлетворенность, неверие в свои силы, ведет к ослаблению интереса к дальнейшему изучению языка. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей высокое качество знаний, усвоение необходимых умений и навыков. Перед учителем стоит нелегкая задача в повышении интереса обучающихся к предмету.
Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования: «Повышение мотивации при обучении иностранному языку».
Актуальность данной проблемы, обусловленная поиском путей пополнения средств обучения иностранному языку на основе пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации в целом.
Специфика организации и проведения уроков в образовательном процессе с целью повышения мотивации к обучению английскому языку составляет проблему данного исследования.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы и приемы повышения познавательной мотивации в обучении иностранному языку.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку.
Предмет исследования: использование методов стимулирующих мотивацию обучения английскому языку школьников.
Гипотеза исследования: если активно использовать нетрадиционные виды уроков, то повысится мотивация учащихся.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические основы изучения мотивации при обучении иностранного языка на начальном этапе;
проанализировать эффективность существующих путей, методов и средств повышения познавательной мотивации к изучению английского языка;
описать процесс и основные результаты экспериментальной работы по повышению мотивации на уроках английского языка.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анализ, эксперимент; тестирование; методы обработки и интерпретация результатов педагогического исследования.
Научная новизна исследования состоит в разработке методических рекомендаций по организации обучения английскому языку с использованием нетрадиционных технологий, методов, приемов и средств обучения для повышения мотивации школьников, а также в возможности применения материалов исследования в практической деятельности начинающих учителей английского языка.
Теоретическая значимость состоит из проанализированного материала казахстанских, российских, зарубежных авторов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные работы могут быть использованы на уроках английского языка – в лицеях, гимназиях.
Апробация разработанных уроков осуществлялась на базе Средней школы №9 г. Петропавловска Северо-Казахстанской области, учащихся 5 класса.
Особую важность имеет вопрос о мотивации, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются с младшего школьного возраста. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования [4;192].
В педагогике понятие «мотивация» трактуется по разному. Одни ученые трактуют как «совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения»[5;81]. Другие, рассматривают мотивацию как «процесс действия мотивов, совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, определяющая ее деятельность и формирующаяся в процессе воспитания»[6;93].Как утверждает Мухамеджанова Б.М., и я в свою очередь, разделяю ее мнение, считает мотивацией комплекс условий или методов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его деятельность в нужную сторону, регулирующих интенсивность обучения, побуждающих проявлять добросовестность, старательность в достижении поставленных целей[7;47].
Можно выделить пять типов мотивации:
целевая мотивация — хорошо усваивается то, что необходимо для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется;
мотивация успеха — если предмет «удается», то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности;
страноведческая мотивация — язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка;
эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие;
инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ [8;95]. Возникают вопросы о том, почему один ребенок учится с радостью, а другой — с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.
Формирование мотивации — это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения — это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разделить на следующие группы:
учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и другое);
непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и другое);
перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга и другое).
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.
Формы работы служащие для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения:
дидактические игры и упражнения;
личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
внеклассные мероприятия по предметам;
творческие работы учащихся по разным предметам;
проведение предметных олимпиад;
использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т.д.);
интеграция обучения (проведение интегрированных уроков).
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако, особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многих учащихся привлекает в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: «Я — говорящий на родном языке», «Я — говорящий на иностранном языке». Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось [9;23].
Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учитель игровые приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.
В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Гораздо легче этого можно достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через программы и использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от начальной школы к средней.
Обучение иностранному языку сопровождается реализацией практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная задача, «нацелена» на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке [10;161].
Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся.
Для достижения поставленной цели, а именно развитие и совершенствование коммуникативных навыков обучающихся, на уроках следует применять игровой прием. Как известно, игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность.
Наряду с игровым приемом на уроках большинство учителей применяют прием «Образы», который способствует развитию у учащихся навыков говорения, творческой инициативы, воссоздающего воображения языкового умения, которому придается особое внимание – это умение передать образы средствами английского языка, используя формы вербальной и невербальной коммуникации. Активизируется словарный запас учащихся, формируется эмоционально-интеллектуальная установка на использование знаний в нетрадиционной коммуникативной ситуации.
Прием «Опиши и изобрази» является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики [11;27].
Для развития коммуникативных способностей используются песни. Песни интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. Песни мотивируют деятельность учащихся о чем-либо сообщить, поинтересоваться, то есть фактор коммуникации должен занимать первое место.
При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы.
Наибольший интерес у обучающихся вызывают коммуникативные задания, связанные с иноязычным общением. Дети лучше запоминают слова, если приходиться употреблять их в речи. Диалог на уроке английского языка служит для них мотивом усвоения новых слов. Результаты показывают, что коммуникативные приемы являются любимой деятельностью учащихся на уроке.
Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приемы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: умения декламировать стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию.
В школах, необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. И.П. Подласый перечислил наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков:
Уроки-«погружения» Бинарные уроки
Уроки - деловые игры Уроки - обобщения
Уроки - пресс-конференции Уроки - фантазии
Уроки - соревнования Уроки - игры
Уроки - типа КВН Уроки - «суды»
Театрализованные уроки Уроки поиска истины
Уроки - консультации Уроки - лекции «Парадоксы»
Компьютерные уроки Уроки - концерты
Уроки с групповыми формами Уроки - диалоги
Уроки «Следствие ведут знатоки»
Уроки взаимообучения учащихся Уроки - ролевые игры
Уроки творчества Уроки - конференции
Уроки-аукционы Уроки - семинары
Уроки, которые ведут учащиеся Интегральные уроки
Уроки - зачеты Уроки – «Круговая тренировка»
Уроки - творческие отчеты Межпредметные уроки
Уроки – формулы Уроки - экскурсии
Уроки – конкурсы Уроки-игры «Поле Чудес»
Поддержание высокого уровня учебной мотивации возможно только при развитии у школьников интереса к изучаемому предмету, к особенностям иностранного языка, что можно обеспечить использованием на уроках английского языка элементов инновационных педагогических технологий и нетрадиционных методов и приемов обучения (игровые ситуации общения на английском языке, компьютерные программы, интерактивная доска, Интернет-ресурсы, дидактические игры на английском языке).
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.
Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу.
Интерактивную доску SMART-Board можно использовать на всех этапах урока английского языка в соответствии с его целями и задачами. И прежде всего не как средство наглядности, а как средство для отработки необходимых умений и навыков. Таким образом, учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения [12;34].
Использование на уроках SMART-Board помогает эффективно провести фонетическую зарядку. Разнообразные упражнения, созданные в программе SMART-Board и импортированные из Word помогают вспомнить звуки, буквосочетания и правила чтения. Например:
Рисунок 1. Звуки и буквосочетания
Интерактивная доска дает хорошую возможность для формирования лексических навыков по теме: «Кино»
Рисунок 2. Формирование лексических навыков «Кино»
Использование интерактивной доски помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя.
Роль различных фонетических, грамматических, лексических и орфографических игр на уроках английского языка велика. Они стимулируют детей учиться и в то же время приносят на уроки радостные моменты. Английский язык для детей не кажется непосильным и утомительным, а наоборот дети получают удовольствие от этого предмета.
Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией [13;3].
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Ведь проект – это любая деятельность учащегося (индивидуальная или групповая), которая включает в себя:
элементы самообразования (сбор, анализ и синтез информации по определенной теме);
систематизацию собранного материала;
оформление его в некий «продукт»;
защиту в форме презентации, доклада, дискуссии, театрализованной постановки, радиопередачи и т. д. [14;16].
Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа состояния практики по повышению мотивации к изучению английского языка посредством нетрадиционных уроков с применением нетрадиционных (инновационных) методов, приемов и средств обучения. На данном этапе целью являлась подготовка к исследованию, включающая в себя выбор базы исследования, подбор комплекса игр, составление конспектов нетрадиционных уроков.
Итак, данное исследование проводилось на базе КГУ «Средняя школа №9 г.Петропавловска Северо-Казахстанской области.
В исследовании были задействованы 16 учащихся 5-го класса. 8 учащихся 5-го класса были определены как экспериментальная группа. Остальные 8 учащихся были определены как контрольная.
Данный этап также включал подбор игр, которые могут быть использованы в работе и соответствуют возрастным особенностям учащихся. Кроме того, нами был составлен следующий план работы:
составление конспектов и проведение нетрадиционных уроков;
проведение констатирующего эксперимента;
проведение формирующего эксперимента;
проведение контрольного эксперимента;
обработка результатов, выявление условий, способствующих возникновению и укреплению мотивации изучения английского языка.
Итак, экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:
1)определить, какой мотив к изучению английского языка является ведущим у учащихся испытуемого класса;
2)чем учащиеся испытуемого классов руководствуются (то есть каковы мотивы) при изучении английского языка;
3)выявить условия, способствующие возникновению и укреплению мотивации изучения английского языка.
Итак, на констатирующем этапе эксперимента нами были разработаны вопросы для анкетирования учителей с целью выяснения их видения проблемы. Анкета состояла из 7 вопросов, носящих полузакрытый характер.
Вопросы для анкетирования учителей помещены в Приложении А.
Анализ результатов анкетирования учащихся позволил сделать следующие выводы.
Результаты анкетирования учителей показали, что большинство из опрошенных педагогов в своей профессиональной деятельности чаще всего используют традиционные уроки, хотя при этом считают, что устойчивые интерес и мотивация к изучению английского языка появляется у младших школьников, когда на уроках учителем применяются элементы и средства нетрадиционных педагогических технологий: игры, ПК, интерактивная доска и т.д., что и стараются делать некоторые педагоги. Но систематически проводить нетрадиционные уроки учителям мешают: во-первых, недостаточная техническая оснащенность уроков английского языка; во-вторых, недостаточная теоретическая и практическая подготовка учителей к использованию на уроках современных технических средств обучения, методов и приемов; в-третьих, недостаток учебного времени, отведенного для проведения уроков нетрадиционных уроков английского языка.
На констатирующем этапе эксперимента нами также были разработаны вопросы для анкетирования учащихся 5-го класса, которые были направлены на выявление мотивации к изучению английского языка учащихся. Анкета состояла из 7 вопросов, носящих полузакрытый характер.
Вопросы анкеты для учащихся помещены в Приложении Б.
Результаты анкетирования учащихся позволили нам сделать следующие выводы.
10 (63%) учащимся нравятся уроки английского языка. 4 (25%) учащимся не очень нравятся данные уроки; 2 (12%) учащимся совсем не нравятся уроки английского языка.
На вопрос о том, заставляют ли родители детей учить английский язык, учащиеся 5-го класса ответили следующим образом: только 4 (25%) учащихся занимаются английским языком под прямым воздействием родителей; остальные 12 (75%) делают это без принуждения.
12 (75%) учащимся на уроках английского языка больше всего нравится работать с компьютерными средствами обучения (этот же вид учебной деятельности, по их утверждению, эффективнее всего влияет на усвоение ими учебного материала). 2 (12,5%) учащимся нравится работать с современными учебными пособиями, которые, соответственно, лучше помогают им в лучшем усвоении учебного материала. 2 (12,5%) учащимся на уроках английского языка нравится работать с опорными схемами и таблицами, что, по их мнению, также помогает им лучше усвоить учебный материал.
К сожалению, анализ ответов на вопрос, какие виды деятельности чаще всего использует учитель на уроке английского языка, показал, что учителя чаще всего используют работу с компьютерными средствами. Так считают 8 (50%) учащихся; 4 (25%) отметили, что чаще всего на уроках английского языка учителя предлагают им работу с учебником и тетрадями; 4 (25%) учащихся отметили, что наиболее часто на уроках учитель использует опорные таблицы и схемы.
Особое значение уделялось осознанию мотивов изучения английского языка школьниками. Результаты обследования осознания мотивов изучения английского языка школьниками оказались следующими.
Все учащиеся 5-го класса (16 (100%) учащихся) выбрали в качестве основного мотив «доставить радость родителям». Из них мотив «хочу больше знать» выбрали 7 (44%) учащихся. Мотив «найти престижную работу» выбрали 4 (25%) учащихся. Мотив «не отставать от друзей» - 3 (19%) учащихся. Мотив «не опозорить класс» не выбрал ни один учащийся. Мотив «нравится учитель» выбрали 2 (12%) учащихся.
Результаты осознания учащимися 5 класса мотивов изучения английского языка отражены на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты осознания учащимися 5 класса мотивов изучения английского языка
На данном этапе эксперимента мы также провели обследование уровней лингвистической подготовки учащихся 5-го класса к изучению английского языка, которое проводилось с помощью тестирования.
Тестовые задания для выявления уровня лингвистической подготовки учащихся 5 класса на английском языке для констатирующего этапа эксперимента помещены в Приложении В.
Выполнение тестовых заданий оценивалось следующим образом.
За каждое правильно выполненное задание учащиеся получали 2 балла. За задание, выполненное наполовину, или выполненное с небольшими недочетами и незначительными ошибками, учащиеся получали 1 балл. За невыполненное задание или задание, выполненное неправильно, учащиеся получали 0 баллов.
Таким образом, высокому уровню лингвистической подготовки у учащихся 5 класса на английском языке соответствовало 16-20 баллов; среднему уровню – 7-15 балов; низкому уровню – 0-6 баллов.
Результаты проведенного тестирования на констатирующем этапе эксперимента оказались следующими.
В экспериментальной группе высоким уровнем лингвистической подготовки на английском языке обладали 2 (25%) учащихся, средним уровнем лингвистической подготовки обладали 3 (37,5%) учащихся, низким уровнем обладали 3 (37,5%) учащихся.
В контрольной группе высоким уровнем лингвистической подготовки на английском языке обладали 1 (12,5%) учащихся, средним уровнем лингвистической подготовки обладали 3 (37,5%) учащихся, низким уровнем обладали 4 (50%) учащихся.
Результаты обследования уровней лингвистической подготовки учащихся 5-го класса на английском языке из экспериментальной и контрольной групп отражены в таблице 1 и на рисунке 4
Таблица 1
Результаты тестирования для обследования уровней лингвистической подготовки на английском языке учащихся экспериментальной и контрольной групп 5 класса на констатирующем этапе эксперимента
Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровни Кол-во учащихся
(в %) Уровни Кол-во учащихся
(в %)
Высокий 2 (25%) Высокий 1 (12,5%)
Средний 3 (37,5%) Средний 3 (37,5%)
Низкий 3 (37,5%) Низкий 4 (50%)
Рисунок 4 Результаты тестирования для обследования уровней лингвистической подготовки на английском языке учащихся экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе эксперимента
2(25%)
4(50%)
3(37,5%)
3(37,5%)
3(37,5%)
1(12,5%)
Таким образом, обследование уровней лингвистической подготовки на английском языке учащихся испытуемых групп показало, что в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента учащиеся обладали практически одинаковой лингвистической подготовкой на английском языке
На основании анализа результатов, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, мною сформулированы следующие выводы:
исходные уровни учебной мотивации учащихся экспериментальной и контрольной групп оказались невысокими и требуют повышения;
мотивы получения знаний подменяются мотивами получения отметки, что требует смещения акцентов с оценки на практическую ценность знаний;
среди факторов, способных изменить отношение к изучению иностранного языка, учащиеся назвали изменение содержания уроков, применение современных технических средств обучения, изменение форм и методов работы на уроке.
Эти данные позволяют говорить о необходимости создания психолого-педагогических условий для повышения уровня учебно-познавательной мотивации к изучению английского языка, чему, по моему предположению, будет способствовать использование нетрадиционных уроков английского языка в процессе обучения.
Целью формирующего эксперимента явилась апробация разработанных и проведенных мною нетрадиционных уроков английского языка в экспериментальной группе испытуемого класса.
Основными задачами формирующего эксперимента явились:
разработка нетрадиционных уроков английского языка для 5 класса с применением нетрадиционных технологий, методов и приемов обучения;
выявление эффекта влияния применения данных уроков при обучении английскому языку.
Для реализации цели и задач формирующего эксперимента нами были разработаны нетрадиционные уроки английского языка для 5-го класса, построенные на применении нетрадиционных технологий, нетрадиционных методов, приемов и форм обучения (Приложение Г).
После завершения формирующего этапа эксперимента возникла необходимость подвести итоги, что обусловило переход к следующему этапу опытно-экспериментальной работы – контрольному, целью которого стало выявление эффективности использования нетрадиционных уроков для повышения учебно-познавательной мотивации у учащихся 5 класса на уроках английского языка.
На контрольном этапе эксперимента учащимся экспериментальной и контрольной групп испытуемого класса были предложены 10 тестовых заданий для выявления у учащихся уровней лингвистической подготовки на английском языке.
Тестовые задания для выявления уровня лингвистической подготовки учащихся 5 класса на английском языке помещены в Приложении Д.
Результаты проведенного тестирования на контрольном этапе эксперимента оказались следующими.
В экспериментальной группе высоким уровнем лингвистической подготовки на английском языке обладали 5 (63%) учащихся. Средним уровнем лингвистической подготовки на английском языке обладали 3 (37%) учащихся. Низким уровнем не обладал ни один учащийся (0%).
В контрольной группе высоким уровнем лингвистической подготовки на английском языке обладали 1 (12%) учащихся. Средним уровнем лингвистической подготовки на английском языке обладали 5 (63%) учащихся. Низким уровнем лингвистической подготовки на английском языке обладали 2 (25%) учащихся. Таким образом, результаты проведенного тестирования на контрольном этапе эксперимента показали положительную динамику в развитии уровней лингвистической подготовки учащихся экспериментальной группы на английском языке, что соответствует повышению уровней развития мотивации к изучению английского языка у данной группы учащихся. В контрольной группе уровни лингвистической подготовки учащихся на английском языке остались практически без изменения. Следовательно, уровни развития мотивации к изучению английского языка у данной группы учащихся также остались неизменными.
Результаты тестирования для обследования уровней лингвистической подготовки на английском языке учащихся экспериментальной и контрольной групп 5 класса на контрольном этапе эксперимента отражены в таблице 2 и на рисунке 5
Таблица 2
Результаты тестирования для обследования уровней лингвистической подготовки на английском языке учащихся экспериментальной и контрольной групп 5 класса на контрольном этапе эксперимента
Экспериментальный класс Контрольный класс
Уровни Кол-во учащихся
(в %) Уровни Кол-во учащихся
(в %)
Высокий 2 (25%) Высокий 1 (13%)
Средний 4 (50%) Средний 4 (50%)
Низкий 2 (25%) Низкий 3 (37%)
Рисунок 5 Результаты тестирования для обследования уровней лингвистической подготовки на английском языке учащихся экспериментальной и контрольной групп 5 класса на контрольном этапе эксперимента
Экспериментальная группа Контрольная группа
Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента доказал справедливость выдвинутой нами гипотезы о том, что нетрадиционные уроки способствуют повышению мотивации изучения английского языка и совершенствованию знаний и культуры учащихся младших классов и при определенных условиях могут быть эффективно использованы на начальном этапе обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВКонцепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года//Северный Казахстан. – 9 октября. – 2005. – с. 6 – 9
Государственная программа развития образования в РК на 2005 – 2010 гг.//Учитель Казахстана. – 2005. – 15 октября. – с. 3 – 12
Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. – М.: Владос, 2009. – с.192
Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1996. – с. 192
Конюхов Н.И.Словарь-справочник по психологии//М.:1996-с.81
Краткий словарь системы педагогических понятий//М.: Высшая школа. – 1999-с.93
Мухамеджанова Б.М. Мотивация на уроках английского языка//Методика обучения иностранному языку. – 2011.-с.47-62
Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе. – 2004. - №2. – с. 95
Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути ее повышения//М.: Первое сентября – 2003. – с.23
Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков//Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», «CambridgeUniversityPress» - 2001. – с. 150-151, 161, 90-91
Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на средней ступени обучения//Иностранные языки в школе. – 2000. - №3 – с.26
Молдабергенова А.Ж. Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка// Методика обучения иностранному языку. – 2012. - №5. – с. 33 – 38
Ештаева Н.А., Джунусова А.Т. Использование проектного метода на занятиях по английскому языку//Методика обучения иностранному языку. – 2012. - №3. – с. 3 – 11
Короткова З.А. Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе//Иностранные языки в школе. – 2008. - №6. – с.16 – 21
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета для учителей
Уважаемый участник опроса! В данной анкете Вам предлагается ряд вопросов. Пожалуйста, внимательно прочитайте их и дайте ответ в письменном виде (для этого после вопроса отведено специальное место). Если же в вопросе Вам предлагаются различные варианты ответов, подчеркните тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению.
Мой стаж работы учителем английского языка ______ лет (года)
Почему Ваши дети заинтересованы в изучении английского языка?:
А) им интересны занятия языком;
Б) они понимают важность его изучения для своего будущего;
В) в это, скорее, заинтересованы родители, а не дети;
Г) желание получить хорошую оценку;
Д) отношение друзей как к личности;
Е) _________________________________________________________
Согласны ли Вы с мнением, что ученики постепенно теряют интерес к изучению английского языка?:
А) да, примерно к концу 2 - началу 3 года обучения;
Б) да, примерно в период перехода в среднюю школу;
В) нет, это зависит от индивидуальных особенностей учащихся;
Г) __________________________________________________________
От чего, по Вашему мнению, зависит устойчивая мотивация ребенка к изучению английского языка:
А)это зависит от мастерства учителя;
Б) от общего интереса к обучению у школьника;
В) ________________________________________________________
Какие педагогические технологии, методы и приемы обучения Вы преимущественно используете на уроках?:
А) информационные технологии;
Б) компьютерные технологии;
В) игровые технологии;
Г) традиционные технологии;
Д) наглядные пособия;
Е) _________________________________________________________.
Какие средства, по Вашему мнению, необходимо применять для повышения мотивации к изучению английского языка?:
А) наглядно-дидактический материал;
Б) ТСО (компьютер, интерактивная доска, аудио- и видеоаппаратура и др.);
В) современные учебные пособия (в том числе электронные);
Г) __________________________________________________________
Какие трудности Вы испытываете при подготовке и проведении нетрадиционных уроков английского языка?:
А) недостаток методического и дидактического обеспечения уроков;
Б) недостаточная информированность и практическая подготовленность учителей в работе с современными техническими средствами обучения (ПК, интерактивная доска);
В) недостаток учебного времени;
Г) __________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ БАнкета для учащихся
Фамилия, имя отчество ___________________________________________.
Я учусь в _________ классе.
Прочитай внимательно следующие предложения. Ты должен согласиться или не согласиться с ними (подчеркни тот ответ, который ты выбрал). Почему ты учишь английский язык?
1.Я учу английский язык , потому что на уроках английского языка интересно.
да нет
2. Я учу английский язык , потому что меня заставляют родители.
да нет
З.Я учу английский язык , потому что хочу больше знать
да нет
4. Я учу английский язык , чтобы потом найти хорошую работу.
да нет
5. Я учу английский язык , чтобы доставить радость моим родителям.
да нет
6. Я учу английский язык. , чтобы не отставать от друзей.
да нет
7. Я учу английский язык. , чтобы не опозорить мой класс.
да нет
8. Я учу английский язык. , потому что в наше время нельзя быть незнайкой.
да нет
9. Я учу английский язык. , потому что мне нравится мой учитель.
да нет
4. Нравится ли тебе на уроках английского языка?;
А) нравится;
Б) не очень;
В) не нравится;
Г) __________________________________________________________
5. Заставляют ли тебя родители учить английский язык?:
А) да;
Б) нет;
В) иногда;
Г) __________________________________________________________
6. Какие виды работы чаще всего использует учитель на уроках английского языка?:
А) работа с учебником;
Б) работа с ПК и интерактивной доской;
В) работа с опорными таблицами и схемами;
Г) работа в тетради;
Д) __________________________________________________________
7. Какие виды работы на уроках английского языка больше всего нравятся тебе?:
А) Работа с учебником;
Б) работа с ПК и интерактивной доской;
В) работа с опорными таблицами и схемами;
Г) работа в тетради;
Д) дидактические игры;
Е) __________________________________________________________
8. Какие виды и формы работы на уроке помогают тебе в лучшем усвоении учебного материала?:
А) работа с учебником;
Б) работа с ПК и интерактивной доской;
В) работа с опорными таблицами и схемами;
Г) работа в тетради;
Д) творческие задания;
Е) __________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Тестовые задания для выявления уровней лингвистической
подготовки учащихся 3 класса на английском языке
для констатирующего этапа эксперимента
1. Complete the words with necessary letters
board
paints
computer
workbook
pencil
dictionary
2. Translate words
Textbook
Pencil box
Paints
Pen
Dictionary
Ruler
Rubber
Workbook
Poster
Desk
3.Write down what pupils must and must not do in the lesson
4.Match the words
These rubber
This dictionaries
That computers
Those pen
5.
6.
7. Вставьте : this, these, that, those
1. What is …? a) these b)those c)this
2. What are …? a) these b) that c)this
3. Look at … kites! a) this b) that c)those
8. Have, has
1. We … a house. a) has got b)got c) have got
2. She … a red dress. a) has got b) have got c) is
3. He … lunch at 2.30. a) have got b) has got c) got
9. Some, any
1. Have you got … biscuits? a) some b) any c) a
2. There isn’t … water in the bottle. a) some b) a c) any
3. I want … flowers. a) a b) any c) some
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Конспекты нетрадиционных уроков английского языка для 5 класса
Урок №1
Lesson Theme: Health Problem
Grade: 5
Materials For The Lesson: book, blackboard, cards, pictures
Aim (Objectives): the students will be able to:
Check pupils skills of understanding new material“Health Problem”, new words and word combinations.Develop pupils skills in speaking on the text“Health Farm”.
Procedure Of The Lesson
Introduction
Good afternoon, boys and girls! I am very glad to see you! Sit down, please.
Today, the theme of our lesson is Health Problem.
Consolidation
Let s start our lesson.
Teacher: Today, we will talk about health problem, and about the food you eat drink every day.
Phonetic Drill
Now, look at the blackboard, please. Let s read this short poem about food. But first of all, I will read this poem, and then you will read this short poem. Listen to me, very attentively:
I m thirsty,
Have some tea,
I m bored,
Watch TV.
Teacher: Good. Thank you. Now, listen to me. When you are young and growing, it is important to eat a variety of food which is good for you. This makes you strong and healthy. It is also important not to eat a lot of food which you don t need or which is bad for you.
How many things in food are good for you? How many things in food are bad for you? Now, I will give you cards, you should: read the sentences about things in food and decide if it is good or bad:
Practice I
Good Bad
a. Protein gives you energy and helps you grow. b. Fat is also gives you energy but animal fat in meat, eggs and cheese has got cholesterol in it. c. A lot of sugar can make you fat. d. Vitamins help you grow and stay healthy. e. Fibre keeps your digestive system healthy. Teacher: Now, your task will be: complete the table with the names of food from the box.
Practice II
Fish, meat, biscuits, cheese, ice-cream, milk, sweets, fruit, bean, vegetables, cakes, nuts
protein fat sugar vitamins fibre Practice III
Now, open your books at p. 110 exercise 5 Text: “Health Farm”
Now, look at the blackboard, please. Let s read and translate these new words according to the text:
staff – штат, персонал
bowl – чаша, миска
cereal – хлебные злаки, зерновые
fry – жарить
embarrass – смущать
And now, let s read and translate this text “Health Farm”
Practice IV
Now, I will give you cards with dialogue, you should: read this dialogue and act out this dialogue
1.
Good afternoon, may I come in?
Yes, you may. Please, sit down. What is the matter with you?
I have got a high temperature, and a sore throat.
Open your mouth and show me your tongue. Now, I will listen to your lungs and chest. It is flu. I advice you, take a long rest, have regular meals, and I will write out a prescription for some tablets.
Thank you, doctor
2.
Hi! How are you?
Oh, not so good.
What is the matter?
I have a terrible cold.
Really! That is too bad. Have you taken anything for it?
No not yet.
Well, do you know what you should do? Take some garlic and cook it in chicken stock. Then drink a cup every half an hour. It really works!
Thank you very much.
3.
Hello! How are you?
Oh, not so good.
What is the matter?
I have got a temperature and a sore throat. My body aches.
Oh, that is too bad. But listen to me, I advice you, take a long rest, eat fruits, for example: apple and drink a cup of tea with lemon.
O.K., thank you for your advice.
4.
Hello! How are you?
Hi! Not so good.
What is the matter?
I have a sore throat, a cough.
Yes, that is too bad. Listen to me, drink warm liquids or take some honey, it really works!
Thank you very much.
Not at all.
5.
Good afternoon, doctor. May I come in?
Yes, you may. Sit down, please. What is the matter?
Doctor, I have twisted my ankle.
That is too bad. Take a long rest, and of course drink some tablets, for example: calcium.
Thank you, doctor.
6.
Hello, how are you?
Hello, not so good.
What is the matter?
I have a headache, a cough, my body aches.
That is too bad. It is flu. Listen to me, take a long rest, take some honey, drink tea with lemon, and eat jam with raspberry.
Thank you, I will try these.
7.
Good afternoon, doctor. May I come in?
Yes, you may. Sit down, please. What is the matter?
I have got a cold.
Now, I will listen to your lungs and chest. And now I will take your temperature. … … It is 38.8 (thirty eight point eight). It is flu. Take a long rest, eat fruits, drink tea with lemon.
Thank you, I will try these.
Practice V
Now, I will give you cards, you should match the words with their Russian equivalents
protein давление
vitamins рецепт
cereal белки
bowl Хлебные злаки
embarrass жиры
prescription витамины
pressure смущать
fat чаша
Practice VI
Now, I will give you cards, you should find 7 words in the word square.
HEALTHEFJHVUVNHFKSLQAZKLTPFDGSSHQ
FJKJKFJKFJKRTURUEIUXJVNVKXJZKZJIIFHH
FOODDFKJKITIITNXBCBCCCRNTNNYNYASSI
DKHDKHDHSYURIUEWGHDNENENIPVNWBXJFGTEYQUCPLHNMVRHHYHRKCKKVASFREJ
SHDHDJDJVITAMINSDDMDLDMDLDGTVUVR
AGDGDGRMVMTGMVLBLBLYRIFATDJDJDIXNCNCNFVEGETABLESRECURDELICIOUSSNXI
Results:
Now, open your diaries, please. Write it down your home task. For the next lesson, your home task will be: ex. 7 p. 111 (Write a list of Karen s bad habits before she went to health Farm. Write a list of Karen s good habits after she went to health farm.)
The lesson is over, good bye!
Урок №2
Lesson theme: An English Speaking World
Grade: 5
Materials for the lesson: book, blackboard, cards
Aim (objectives): the students will be able to
1.check pupils skills of understanding
text
2.introduce new words according to
text “An English Speaking World”
3.developpupils skills in speaking on
The text “An English Speaking World”
Procedure of the lesson
Organization moment
I. Introduction.
Good afternoon, boys and girls! I am very glad to see you! Sit down, please. Today, the theme of our lesson is an English Speaking World.
Consolidation
Let s start our lesson.
Warm-up
Now look at the blackboard, please. You should find the words in this line:
populationgeograthyschoolstatenglishappy
Presentation
Let s read and translate the text “An English Speaking World”. Please, open your books at page 30, ex. 23
Practice 1
Now, let s do exercise 24 p. 31. Your task will be read the text again for more detailed information and answer the following questions:
Is there anything about the language that makes you curious? What is it?
Are you interested in the origin of words? What words? 3. Who spoke
English two thousand years ago when Julius Caesar landed in Britain? 4. Was the 5 th-century English like English today? 5. How many people spoke English in Shakespeare s times? 6. How many people speak English nowadays? 7. Which of the three languages has the most words – English, French or German? Which one has the least words? 8. Do you think it is good to have an international, global language? Why? 9. Why can English be called the language of business and the language of sports? 10. From what languages did English borrow a lot of words? 11. How did the words “potato”, “tomato” and “tobacco” find their way into English? 12. What words came into English from other languages? 13. What else about the history of English would you like to know?
Practice 2
Now, I will give you cards, you should match the words in English with their Russian equivalents:
language of the planet a) научный
scientific b) язык планеты
official c) добавлять
to add d) заимствовать
to borrow e) официальный
Practice 3
Now, I will give you cards, you should find the words, according to the text «An English Speaking World»
q s u l a n g u a g e h m a
a o r w i p n a m i n q o g
q q o n q t u o s r g j l l
o f f i c i a l c h l a y o
w e j e x w o h y j i z n b
a v q u v q l l f m s q b a
y o s o y n e o p x h w z l
i l v l n y t t i o y e a h
m o t h e r t o n g u e l f
Speaking
Now, let s repeat the phrasal verb:
to look: up, at, for, after, throuth
to make: up, out, off
to take: after, down, away, back, off
to give: out, up, back, away
Practice 4
Let s do exercise at page 30, ex. 22 (Complete the sentences by putting the right verb in)
Practice 5
Now, I will give you cards, you should complete the sentences using the phrasal verbs
James was carefully … down what the teacher was saying.
- I d like a cheese pizza, please. - To eat here, or to … away?
Who is going to … after your cat when you are away?
The coat I bought is too small for me, do you think I should … it back to the shop?
I have no time to read the book, but I d like to … it through.
I won t … off my jacket: I am not staying long.
Is it a true story or have you … it up?
I know the task is difficult but don't … up?
Results:
For the next lesson, your home task will be: retell this story”An English Speaking World”. The lesson is over, good bye!
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Тестовые задания для выявления уровней лингвистической
подготовки учащихся 5 класса на английском языке
для констатирующего этапа эксперимента
Начало формы
George is French. ... a French boy. It is She is He is I am
This is a notebook. Those ... notebooks. is am are be
I'mRussian. ... English? You Are you Am I You're
I speak Italian. She ... Japanese. does speak speaking speaks speak
- What ...? - I'm a student. do you do you do you you do
Sorry, I ... understand. am not not no don't
- ... I have a table for two please? - Sure. Would Must Could Do
Where ... now? she is studying is she studying studies she she studying
That isn't your umbrella. It's .... her my him mine
Look at that cloud. It ... rain. is does is going to has