Развитие творческих способностей учащихся – одна из форм профессиональной самореализации педагога


Развитие творческих способностей учащихся –
одна из форм профессиональной самореализации педагога
Слайд
Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей.
Слайд
Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П. Капица - везде, где человек действует не по инструкции.
В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и удожественного творчества.
Слайд
Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.
Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку.
Тест
Слайд
Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).
Слайд Самый главный «враг» творчества — страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества — это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность — фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки — обычные и неизбежные спутники достижений. С точки зрения извлечения уроков недостатки даже «интереснее» достоинств, они лишены одинаковости совершенств, многообразны, в них отражена личность творца. Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь хорошее в своей работе. Третий серьезный враг творчества — лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.
Слайд
Важность творчества в нашей жизни переоценить трудно. Различные искусства подарили современному человечеству немало шедевров, которые несут эстетическое и моральное наслаждение. Но есть и еще более важная черта творчества, которая порой заставляет заниматься ним даже тех, кто никогда подобным не интересовался. Прежде всего, творчество, это путь к самореализации. У творческих личностей гораздо меньше комплексов и психологических проблем, поскольку их мышление намного шире, чем у остальных. Кроме того, творческий процесс положительно влияет и на психику человека. Люди, которые ним занимаются, меньше подвержены нервным стрессам и срывам, а также более просты в общении с окружающими.
Имеет влияние творчество и на физическое здоровье. Еще с древних времен абстрактное творчество восточные народы мира расценивали как способ борьбы с болезнями и недугами. Сейчас же это доказано и множеством медицинских экспериментов и исследований. Прежде всего, творческий процесс активизирует работу мозга, помогая тем самым избежать развития различных возрастных заболеваний. Также уже с раннего возраста детям рекомендуется рисование. Казалось бы, такое решение связано только с психологическим и мыслительным развитием, но на самом деле есть и еще один важный эффект. При длительном и частом рисовании у человека вырабатывается мелкая моторика, рисование мелких деталей изображения приводит к тому, что координация движений становиться четче и намного точнее. Поэтому есть и практический смысл занятий искусством. О том, что игра  на многих музыкальных инструментах также оказывает сильное положительное влияние на здоровье организма и вовсе говорить не стоит, ведь всем известно, что духовые инструменты разрабатывают дыхательные органы.
Слайд
Можно выделить три этапа развития творческих способностей
1 этап Подготовительный Подражание, имитация Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов
2 этап Основной Преобразование Применение освоенных эталонов и их преобразование в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями
3 этап Завершающий Альтернатив Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля
Слайд
В качестве педагогических условий развития творческих способностей детей можно выделить развивающе - ориентационную среду и педагогическую поддержку.
Организация среды обеспечивается следующими условиями:
создания ориентационного поля развития;
обогащение среды, в которой происходит развитие одаренного ребенка, и как следствие, стимулирование его общего развития;
возбуждение в ребенке интереса как фактора стимулирования его активности;
творческое  участие  ребенка в деятельности, дающее возможность самопознания, самореализации;
организация и самоорганизация деятельности ребенка.
Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъективности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации, формирующий эмоционально - волевую сферу, стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.Слайд
Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).
Для развития творческого мышления и воображения учащихся применяются такие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты.
Слайд
Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного обучения, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.
Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии (физические недостатки, умственная отсталость, хронические заболевания и др.).
Очень важно при работе с детьми такой категории учитывать рекомендации педагогов - психологов (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М. Максимов, В. Сатир и другие).
Начинать разговор с похвалы.
Обращать внимание на ошибки только косвенным образом.
Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках.
Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других.
Не приказывать, а задавать вопросы.
Выражать одобрение по поводу каждой удачи.
Создавать детям хорошую репутацию.
Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.
Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.

Слайд
Признаки высокого творческого потенциала у детей
Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.
Любопытство.
Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.
Отличная память.
Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.
Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).
Высокая избирательная концентрация внимания.
Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
Высокий уровень притязаний в этой сфере.
Слайд
Творческие способности как формирующее понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня. Для развития творческих способностей учащихся необходима  система выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения младших школьников. Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной действительности. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
Под личностно - деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности
При таком подходе усиливается организаторская функция педагога, предполагается выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.
Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.
Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.
Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.
Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.