Использование лексических игр на уроках английского языка в начальной школе — как одна из форм интерактивного обучения

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Т.В. Воротынцева

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка. 
В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизация учебного процесса и стимуляция познавательной деятельности способствуют внедрению игровых технологий в процесс обучения. 
Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать, прежде всего, для снятия напряжения, монотонности, при отработке лексического и грамматического материала, при активизации речевой деятельности. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы в высшей степени стимулировать самостоятельную речемыслительную деятельность детей. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т. д. Сам факт, что лексическая игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Этому же служит и тот факт, что знание лексического материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда обязательным условием выигрыша. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое.
Лексические игры, используемые на уроках английского языка должны быть направленные на то, чтобы:
тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
развивать речевую реакцию учащихся.
Таким образом, среди лексических игр самые популярные это игры: «Ромашка» и «Что это?». 
«Ромашка». Оборудование : ромашка со съемными разноцветными лепестками с надписями тем. Ход игры: учащиеся делятся на три команды. Они по цепочке называют цвет лепестка, учитель называет им тему на лепестке, например: «Одежда», затем командам дается 1 мин., чтобы составить список слов по заданной тематике. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово по теме.
 «Что это?». Ход игры: В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Один ученик с закрытыми глазами ощупывает предмет в ящике и описывает его, все остальные должны угадать предмет по описанию, выигрывает тот, кто первый угадает что в ящике.
Однако не стоит забывать, что существует огромное множество других не менее интересных, развивающих лексических игр, и мы стараемся использовать на уроках английского языка самые весёлые и эффективные из них, поскольку главное требование игры при постановке учебной задачи состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес к выполнению упражнения, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых, лексических единиц из активного минимума, создать атмосферу соревнования и соперничества в ходе выполнения того или иного упражнения. Например: «Последняя буква». Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, ученики из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово. 
«Цвета». Ход игры: ставится задача, например: назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета. 
«Угадай слово». Ход игры: учащимся предлагается список существительных. Надо подобрать к ним слово (общее для всех). Например: mother, father, daughter, cousin- family.
Применение игр на уроках развивает коммуникативные способности, ведет к снятию языкового барьера, развивает компенсаторные умения, т.е. умение выходить из положения при нехватке иноязычных средств общения, повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка и развивает творческие способности.
Применяя игровые технологии, мы реализуем принципы коммуникативности, ситуативности и функциональности, т.е. происходит общение в проектируемых нами ситуациях, имитирующих реальные.

Литература
Алесина, Е.В. Учебные игры на уроках английского языка / Е.В. Алесина // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4 – С.66-67
Коптелова, И.Е. Игры со словами / И.Е. Коптелова // Иностранные языки в школе. – 2003. – №1 – С.13
Пукина, Т.В. Игровые технологии на уроках английского языка / Т.В. Пукина. – Волгоград: «Учитель», 2009. – 95 с.
Шоева, Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников / Е.Ю. Шоева // Английский язык. – 2008. – №11 – С.19-20
15