УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.
Учебное исследование рассматривается как образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
Основные характеристики учебного исследования:
1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
В основе организации урока можно выделить шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный:
I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)
II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)
III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)
IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)
V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)
VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)
VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия).
Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Рассмотрим основные шаги при конструировании урока – исследования:
Этап Содержание деятельности Что нужно знать учителю
1 Сформулировать обобщение урока Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы
2 Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение Определить объём, характер, форму предъявления информации на основании значимых критериев
3 Определить тип учебного исследования Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель
4 Сконструировать проблемную ситуацию для учеников Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения)
5 Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы Учесть принципы и правила организации работы в малых группах
Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока («ради чего»), то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока («из-за чего») проводится урок.
Возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы, на разрешение которых должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке, является целью этапа мотивации.
Способы создания мотивации на уроке представляют собой различные варианты конструирования проблемных ситуаций, обуславливающих необходимость проведения исследования.
Организовывать исследовательскую деятельность возможно на всех уроках. На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, можно познакомиться с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидеть, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Отвечая на вопрос: почему так?, можно получить представление об такой особенности народного творчества как вариативность. При сравнении русской народной сказки «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» можно получить представление о «бродячем сюжете». При сравнении русской народной сказки «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова можно увидеть отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.
На уроках технологии кроме творческих проектов («Подарок маме своими руками», «Сказочный город» и т.д.) интересно проводить исследования. Темы могут быть такими: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ.
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем.
Пример урока по предмету «Русский язык»
1 класс
Тема 1. ПЕРЕНОС СЛОВ
Обобщение урока: в русском языке существуют определённые правила переноса слов.
Цель урока: познакомить учащихся с правилами переноса слов в русском языке.
Материалы к уроку: 1) образец письма мальчика своему другу; 2) тексты
3) слова, записанные на полосках бумаги; 4) карточка для записи обобщения урока.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- использовать различные правила переноса слов;
- осознавать важность и ценность правильной передачи сообщения;
- классифицировать факты по признаку «правила переноса»;
Умения, характеризующие достижение результатов:
- владеть правилами переноса слов;
- анализировать научно – познавательный текст, выделять факты с учётом поставленной цели исследования;
- выполнять классификацию;
- формулировать вывод.
Ход урока
Мотивация
Для создания проблемной ситуации на уроке можно предложить детям прочитать текст записки, составленной одним мальчиком.
Учитель. Мальчики пошли порыбачить. Чтобы договориться, Вова оставил своему приятелю Мише записку. Но Миша ничего не смог понять в этой записке. Давайте её прочитаем.
Вот она:
Миша!
Возьми в сарае у
дочки. Позови товар
ища Серёжу. Я вас
жду на речке.
Вова.
Учитель. Что не так в этой записке? Почему приятель не смог ничего понять?
Дети определяют ошибки в записке.
Учитель. Чего не знал Вова? Как ему помочь?
Рассуждая, дети приходят к выводу, что мальчик не знаком с правилами переноса слов в русском языке и они смогут ему помочь только в том случае, если будут знать правила переноса.
Формулируется цель исследования: изучить правила переноса слов в русском языке.
Исследование в малых группах
Организуется работа в 5-6 группах. Каждой группе предоставляется текст, в котором содержится информация о правилах переноса слов в русском языке, листки для записи фактов, практическое задание (слова для переноса на отдельных полосках бумаги).
Кроме того, для организации совместной работы можно предложить детям инструкционную карту:
Прочитать текст по цепочке. Выделить особенности переноса слов.
Записать на отдельном листке выделенный способ.
Распределить между собой слова, записанные на полосках таким образом, чтобы у каждой пары в команде было по одному слову.
Установить место переноса в каждом слове, разрезать полоски в установленном месте, приклеить образовавшиеся части, иллюстрируя варианты переноса.
Подготовить выступление
Двум первым группам предоставить материал об общих правилах переноса, двум другим - о правилах переноса с буквой «Й», а третьим - о правилах переноса с буквой «Ь».
Каждой группе целесообразно предложить специально подобранные слова для выполнения практического задания. Например,
для 1-й и 2-й групп: пенал, машина, осина, корзинка;
для 3-й и 4-й групп: лейка, сойка, мойте, пойте;
для 5-й и 6-й групп: мальчик, коньки, пальто, пальцы;
Используя ножницы, клей , альбомные листы, дети разрезают полоски на части согласно возможному переносу и приклеивают образовавшиеся части, иллюстрируя перенос.
Обмен информацией
Дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать ту или иную особенность переноса слова.
4.Организация информации
Учитель просит детей объединить слова в группы по сходству особенностей переноса, например:
ДРУГИЕ
СЛОВА
СЛОВА
С БУКВОЙ «Ь»
СЛОВА
С БУКВОЙ «Й»
5.Связывание информации, формулирование вывода
На этом этапе дети вместе с учителем формулируют правила переноса слов в русском языке.
Учитель. Итак, что теперь можем сказать о переносе слов?
Формулируется обобщение урока: в русском языке существуют определённые правила переноса слов.
Составляется итоговый плакат:
Правила переноса слов
1)Переносить слова с одной строки на другую
можно только по слогам. Одну букву нельзя
оставлять на строке или переносить на новую.
2) Букву «Й» при переносе нельзя отделять от
стоящей перед ней буквы.
3) Букву «Ь» нельзя отделять от стоящей
перед ней буквы.
6. Подведение итогов. Применение
Учитель. Итак, мы узнали правила переноса слов в русском языке.
Можем ли мы теперь помочь Вове? Как исправить ошибки, чтобы приятель понял мальчика?
Дети под руководством учителя определяют, как нужно оформить перенос слов в записке. Полученный текст можно записать в тетрадь.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Приложение к уроку
Правила переноса слов
Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. При этом одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить одну букву на новую строку: мо-ло-ко, тет-ра-ди, кры-ша, лас-тик, ли-лия, сан-ки.
При переносе нельзя отрывать букву «Й» от гласной: вой-на, лей-ка, строй-ка.
Слова с буквой «Ь» в середине переносятся так: паль-то, маль-чик, огонь-ки.
Библиографический список
1. Леонтович, А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2008. – №4. – С. 24-36.
2. Новейший педагогический словарь /ред.Е. С. Рапоцевич – М.: Современная школа, 2010. – 228с.
3. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011 – 158 с.
Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org
Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.- pedsovet.org
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.