Статья по психологии на тему: Фото-отчёт (и другие информационные технологии) как инструмент вовлечения родителей в сопровождение коррекционно-развивающего процесса в структурном подразделении «Служба ранней помощи» Педагог-психолог Юдин М.Г.
Фото-отчёт (и другие информационные технологии) как инструмент вовлечения родителей в сопровождение коррекционно-развивающего процесса в структурном подразделении «Служба ранней помощи»
СП СРП ГБОУ д/с №1851
Педагог-психолог Юдин М.Г.
«Всякое путешествие начинается с первого шага».
Семья, как правило, приходит на терапию, исчерпав свои возможности в адаптации, опасаясь необходимости реорганизации и имея негативный образ себя самой и своих перспектив. (А.Черников)
В нашем случае семья к нам не обращалась. Социальный педагог обзванивал потенциальных очередников (по электронному списку очередников в сад), набирая детей для основной группы структурного подразделения «Служба ранней помощи». Родственники согласились прийти на первичную консультацию…
Анамнез. М 27.03.2010г. рождения от третьей плановой беременности. Беременность на фоне ОРЗ. Роды первые срочные в 30 лет.
Специалисты:
На учёте у офтальмолога (не постоянное сходящее косоглазие).
Дерматолог (аллергический дерматит пищевой).
ПМПК (ТЗР).темповая задержка развития. 28.ноября 2011г. Включён в основную группу СП СРП. Группа риска с непостоянным сходящим косоглазием.
Первичный приём.
Активность очень низкая (может 40 минут находиться на одном месте и наблюдать за происходящим, не проявляя никаких желаний и действий). Темп деятельности медленный. Обозначает большие трудности переключения с одного вида деятельности на другой. За игровой сеанс доступен 1 вид деятельности. Предпочитаемая игрушка лошадка-качалка.
М. мало контактен, мало подвижен. Не отходит от тёти. (маму видит только по выходным. Мама рано уходит на работу и поздно приходит). В выходные М. часто берёт грудь и спит с мамой вместе). Обозначает пугливость, низкую мотивацию к развитию. Адаптация низкая. Тревожно реагирует на появление нового: взрослого, ребёнка, предмета. Во время первичного приёма первую часть простоял возле тёти, необходимо время на втягивание в занятие. На собственное имя откликается иногда - взглядом. Контакт иногда возможен, в основном зрительный.
Моторная сфера развита слабо. Игра преобладает манипулятивная со знакомым предметом. Инициативу не проявляет. Значимого взрослого использует в качестве инструмента деятельности, посредством толкания в руку.
Прослеживает за движущимся предметом.
Моторный контроль Стоит самостоятельно. Может присесть на корточки. Передвигается держась за тётю, хотя может ходить сам. Иногда замирает.
не прыгает на одной ноге
Не исследует помещение передвигаясь.
Тонкая моторика не может положить мелкий предмет в емкость с узким горлом.
Оральная моторика - не может задуть свечку.
Социальные навыки. Сам не ест, не одевается, руки не моет самостоятельно.
Очень стесняется посторонних, незнакомых, но разглядывает их.
На детской площадке иногда рассматривая детей, играет один самостоятельно. Дети могут подойти отнять игрушки у М. он, при этом, не обозначит никаких реакций.
Познание.
Зрительное исследование – иногда рассматривает объект манипулируя им
Слуховое обследование – не прислушивается к речевым и неречевым звукам, не вызывает звуки различным способом и не прислушивается к ним.
Владение голосом - не произносит слово из 2 или более слогов.
Не произносит основные звуки л,р, шипяцие и свистящие.
Зрительно-моторное исследование – не повторяет новые движения включая жесты, рта языка, выразительные движения лица взрослого.
Цепочки действий с предметами – не воспроизводит,
Не рисует окружности.
Слухомоторные – не повторяет звуки произносимые взрослым.
Познавательная сфера 2
Не выражает удивление когда один предмет подменяется другим.
Не предвосхищает события.
Не повторяет действие вызывающее яркий сильный эффект.
Действия со знакомыми предметами.
Не сортирует по цвету, по формам.
Любит стучать.
Рекомендованы коррекционно-развивающие занятия в СП СРП по программе «Лекотека» Казьмин А.М. и др., для абилитации и коррекции двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер с педагогом-психологом;
Работа с семьёй: развитие детско-родительских отношений, принятие М. и участие в развитии М. матерью.
Первоначальный запрос. Тётей сформулирован так: «Ну, чтобы развивался, чтобы научился играть с детьми».
Структура семьи.
М. и мама живут в 2-ух комнатной квартире с семьёй тёти, состоящей из 3 человек: тётя, её муж и их сын. Мама М. в будни находится на работе и видится с М. в основном по выходным.
Данные из истории семьи.
Мама М. родилась третьей дочерью в возрасте матери 39 лет, незапланированным, нежданным ребёнком. В возрасте 24 лет потеряла мать (инсульт) и через год отца (инсульт). После этого переехала из Новгорода жить к старшей сестре, в Москву. Через 5 лет познакомилась с разведённым мужчиной (который в родовой семье тоже был младшим ребёнком) имевшим двух детей от предыдущего брака.
В гражданском браке родился М.. После его рождения начались ухудшения в отношениях, конфликты, скандалы, рукоприкладство со стороны папы М. Когда М. исполнилось 5 месяцев родители разъехались. После ещё месяцев 7 папа иногда приходил и брал гулять М. По возвращению с прогулки мама инициировала скандал. Сейчас отношения не поддерживаются. Когда М. исполнился год мама вышла на работу.
В 1 год и 5 месяцев тётя с М. пришли по нашему приглашению в структурное подразделение «Служба ранней помощи».
Взаимодействие на приёме.
Тётя выполняет порученную деятельность не торопясь. Слушает, иногда переспрашивает. Сама инициативу проявляет мало. М. стоит возле неё на одном месте и молча пугливо озирается по сторонам, при этом может смотреть в одном направлении долго, иногда замирая. На просьбы тёти реагирует не сразу и не всегда.
Коррекция.
На первых игровых сеансах тётя обратила внимание на то, что мы иногда фотографируем детей (предварительно взяв разрешение на фото- и видеосъёмку у родителей) и попросила разрешение тоже фотографировать, чтобы показывать маме М. чем с ребёнком занимаются. Получив разрешение, она фотографировала все события каждого занятия.
Через два с половиной месяца получения фотоотчётов, увидев динамику развития М. мама через тётю попросила книги по развитию речи для личных занятий с М., потом через 2 недели попросила ещё материалы, так как эти они проработали. Ещё через полтора месяца она сама появилась на занятиях с вопросом: «А то, что М. почти не говорит и отстаёт в развитии, может быть связано с тем, что мы мало видимся и живём полу-раздельно?». Получив утвердительный ответ мама проплакалась и спросила, что можно сделать, чтобы изменить ситуацию.
Была достигнута следующая договорённость: дополнительно к абилитационно-коррекционному процессу в СП СРП, ежедневно, на ночь, по телефону мама будет читать М. специально составленное упражнение «Витамин любви»; в обеденный перерыв мама через Skype будет читать М. сказку и разговаривать с ним; записывать и давать прослушивать в течение дня М. видео и аудиозаписи, на которых мама рассказывает для М. потешки, играет с М. в развивающие игры. Выходные – полностью мамины дни, выстроенные по режиму.
Через месяц активного включения мамы в сопровожение абилитационной и коррекционно-развивающей работы с М., ребёнок совершил приличный скачок (больший, чем за предыдущие 4 месяца без активного маминого участия) в развитии эмоциональной, моторной, коммуникативной и познавательной сферах. Была отмечена следующая динамика:
Свободно передвигается по помещению (бегает, прыгает, катается с горки, залезает в туннели, исследует самостоятельно новые пространства. Повторяет ритмические движения в группе, танцует в хороводе. Раздувает мыльные пузыри. Дует через соломинку. Произносит двусложные слова и простые фразы. Достаточно легко общается в компании 4-8 знакомых и частично знакомых детей. Значительно расширился эмоциональный спектр. Участвует в дележе игрушек, иногда сам отнимает. Рисует по просьбе круги, точки, палочки. Выполняет последовательность действий по инструкции.
В сентябре М. собираются отдавать в сад.
Таким образом, косвенное подключение мамы М. через фиксацию динамики развития М. в фото-отчётах с последующим использованием мамой информационных технологий удалённого доступа для общения и развития ребёнка, позволило сделать возможным и значительно ускорить процессы адаптации ребёнка к ДОУ коррекции и развития моторной, эмоциональной, познавательной и коммуникативной сфер у ребёнка..В семье качественно улучшилось детско-родительское взаимодействие. Мама приняла на себя ответственность за состояние и развитие М. Мама подумывает о переходе на частично надомную работу, чтобы больше уделять время сыну. Семья перешла на новый функциональный уровень.