Обобщение опытом «Повышение учебной мотивации младших школьников в изучении татарского языка на основе игравой деятельности»


Обобщение опытом
ТЕМА: «Повышение учебной мотивации младших школьников к изучению татарского языка на основе игровой деятельности»
Цель: ПОИСК ПУТЕЙ И СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Восприятие учебного материала учащимися начальных классов в основном основывается на зрительную память. Ребенок воспринимает и осмысливает материал, если ему это интересно и соответствует его уровню.
Интерес - это то что побуждает человека к действию

Для успешной мотивации обучения существует много видов урока, формирующих устойчивый интерес к учению:
Урок путешествие.
Урок игра.
Урок викторина.
Урок исследование.
Сюжетный урок.
Урок защиты творческих заданий.
И так одним из условий для успешной мотивации в обучении младших школьников можно выделить игровые ситуации ,как форму организации уроков.
Игра является эффективным приемом организации занятий по обучению татарскому языка младших школьников. Методически правильно продуманная игра, с одной стороны, пробуждает у учащихся интерес к изучаемому языку, помогает развивать навыки говорения, приближает речевую деятельность к естественным нормам, а с другой – способствует плодотворной работе над языковым материалом и отвечает требованиям практической напрвленности обучения.
Игра развивает у детей мышление, речь и память. В структуре учебника Р.З. Хайдаровой очень много сюжетных, ролевых, лексико-грамматических игр, материал излагается по определенному сказочному сюжету. Например, в учебнике для первого класса хозяин леса Шурале приходит в гости к детям, Шурале разговаривает только на татарском языке. И поэтому дети должны говорить только по-татарски.
Шурале в гостях на уроке
Ребята, давайте поздороваемся с Шүрәле - Исәнме, Шүрәле!
А теперь пожелаем ему доброго дня.
- Хәерле көн!
Ребята, Шүрәле хочет познакомится с каждым из вас, но не знает, кто девочка, кто мальчик. Надо представиться
-Син кем? ( -Мин кыз) - Синеӊ исемеӊ ничек? (-Минем исемем Маша)
Ребята, Шүрәле не знает как правильно знакомиться. Давайте научим его.
- Исәнмесез, минем исемем Катя
(Таким образом Шүрәле знакомится с каждым учеником)
Ребята, а кто хочет поговорить с ним (используя изученные реплики, составляем диалог).
-Исәнме!
-Хәерле кән!
- Син кем?
-Мин Шүрәле. Ә син кем?
-Мин малай. Синең исемең ничек?
- Минем исемем Саша.
На следующии урок Шүрәле проходит с новым вопросом.
(Мы учимся задавать вопрос . - Ты где живёшь?)
- Син кайда яшисең?
Надо ответить.
-Мин Казанда яшим?
Следующий вопрос.
Сиңа ничә яшь?
- Миңа алты яшь. (и т.д.)
В конце урока мы можем дополнить диалог (используя изученные реплики)
Диалог между учащимися и Шүрәле-Исәнме!
-Хәерле кән!
- Син кем?
-Мин Шүрәле. Ә син кем?
- Мин малай.
- Синең исемең ничек?
- Минем исемем Саша.
- Сиңа ничә яшь?
- Миңа 7 яшь.
- Син кайда яшисең?
- Мин Казанда яшим.
- Ә син кайда яшисең?
- Мин урманда яшим.
Составляем монолог.
Бу – кыз. Аныӊ исеме Алсу. Аӊа 7 яшь.Алсу Казанда яши. Бу – малай. Аныӊ исеме Петя.Аӊа 7 яшь. Ул Алабугада яши.
Изучив тему «Лесные друзья» проводим игру экскурсоводов.
  Учащиеся по желанию становятся экскурсоводами и рассказывают о медведе(о слоне, о лисе, белке и т. д.) Например:

Бу –аю. Аныӊ исеме МАША.Аю зур, көчле. Бу – фил. Фил Африкада яши. Бу - тиен. Тиен кечкенә. Аю урманда яши. Ул бал ярата. Ул зур, көчле. Ул урманда яши. Тиен
чикләвек ярата.
ГРАММАТИЧЕСКАя ИГРА «Один –много»(Закрепляем образование множественного числа существительных) бер куян - куян,Ә күп куян - куяннар

Бер куян – куян,

КҮП КУЯН – КУЯННАР

Бер тиен – тиен, ә күп тиен – тиен… . (учащиеся хором говорят тиенНӘР)

Бер песи – песи Күп песи – песи… (хором песиЛӘР)
Множественное число существительных образуется добавление аффиксов –лар/-ләр, а если существительные заканчиваются на носовые звуки [ н ], [м ], [ ӊ ] – нар/-нәр
Таким образом, игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских учащихся татарской устной речи на первоначальном этапе. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая на много лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения, и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков. Не допускается механическая память заучивание наизусть. Задания упражнений должны обеспечивать мотивицацию учебной деятельности.