«Народные художественные промыслы России. Матрешка».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
гимназия №1г. Зернограда
Тема урока:
«Народные художественные промыслы России. Матрешка».
Учитель ИЗО
Орлова Оксана Федоровна
высшая кв. категория.
2008-2009 уч.год
ТЕМА: Народные художественные промыслы России. Матрешка.
ЦЕЛЬ:
Систематизировать и обобщить знания о народных художественных промыслах;
Развивать умение выполнять варианты орнаментальных композиций на основе народных промыслов России;
Познакомить с историей возникновения матрешки, с характерными особенностями формы и росписи;
Способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения, пониманию целесообразности в вещах;
Воспитывать уважение к народным традициям.
ЗАДАЧИ УРОКА:
восприятие и оценка произведения искусства;
ориентироваться в народных промыслах России;
анализ и оценка результатов собственного художественного творчества;
уважать мнение товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Зрительный ряд: рисунки художественных промыслов: Городец, Дымково, Филимоново, Хохлома, Матрешки; таблицы с видами росписи матрешек, игрушки , короб с поделками разных видов; репродукция картины Кустодиева «Масленица», фрагмент видеофильма «Приключение итальянцев в России».
Раздаточный ряд: - таблички – указатель «Лот №»;
- шаблоны матрешек;
Литературный ряд:
- В.Леонтьев «Ярмарка»;
- стихотворения скоморохов, коробейника;
- народные частушки.
ТСО:
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- магнитофон.
Словарные слова:
«масленица»,
«декор»,
«гармония».
Материалы и инструменты для учащихся: бумага, краски, цветная бумага, клей, ножницы, кисти, баночка для воды.
Вид урока – интегрированный (ИЗО, музыка, литература).
ПЛАН УРОКА
Организационный момент – 1 мин.
Вводная беседа – 2 мин.
Аукцион «Ярмарка» - 8 мин.
Сообщение новой темы – 5 мин.
Выполнение росписи – 20 мин.
Подведение итогов, награждение - 4 мин.
ХОД УРОКА.
Вводная часть урока:
Представьте, что вы, дорогие друзья, находитесь сегодня не в традиционной классной комнате, а на настоящей ярмарке народных ремесел.
И это не случайное совпадение, потому что мы с вами заканчиваем изучение народных промыслов. Сегодня на уроке мы закрепим знания о народных ремеслах, и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.
Обычно ярмарка открывалась на «масленицу» - это старинный веселый праздник проводов зимы. Русские художники изображали это событие на своих полотнах. Перед вами репродукция картины художника Кустодиева «Масленица» (показ картины).
- О чем эта картина? Какое настроение она у вас вызывает? что вы чувствуете, рассматривая ее? (о радости жизни, о празднике).
- Как вы думаете, кем мы с вами могли бы быть на этой ярмарке?
(покупателями, продавцами, мастерами народных промыслов)
- Но ярмарка у нас не простая – ярмарка – аукцион: здесь есть и продавец, и покупатель. Чтобы приобрести товар, вы должны знать виды и особенности народного промысла, чем они отличаются друг от друга, как украшаются и какие особые приметы имеют.
- Где мои помощники?
(входят 2 скомороха и коробейник).
1 скоморох:
Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар!
2 скоморох:
Товарец важный, Похвалит его купец каждый!
Пожалуйте!
С доброго молодца пятак берем,
А красным девицам даром отдаем!
Учитель: на аукцион выставляется ЛОТ №1.
Коробейник (подсказывает, доставая из короба изделие):
- Нарядная, красочная, деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках, в старинном селе Хохлома.
1 скоморох:
- Хохломская роспись –
Алых ягод роспись,
Отголоски лета
В зелени травы.
2 скоморох:
Рощи, перелески.
Шелковые всплески
Солнечно медовой
Золотой листвы.
Учитель: задание - найдите на нашей ярмарке, под какими номерами здесь ЛОТ №1 и назовите особенности этой росписи.
(дети называют №, особенности..)
Учитель: Молодец, оценка 5.
На аукцион выставляется Лот №2.
Коробейник:
Как-то очень давно на поросшем лесном берегу реки вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами. глубокими рвами. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки дружно поднимались к небу. Наверное, и назвали слободу Дымковской. Издавна там жили гончары, которые лепили из местной глины посуду, барышень и зверюшек разных-диковиных
1 скоморох:
Дымковские барыни
Всех на свете краше,
а гусары – баловни –
кавалеры наши.
2 скоморох:
Мы игрушки знатные,
складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Учитель: Под какими номерами мы видим Лот №2?
- А теперь, уважаемые коробейник и скоморохи, подскажите, какой лот спрятан под №3.
Коробейник:
- На высоком берегу Волги стоит город Городец. Жители городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву, красками и кистью красоту творили.
1 скоморох:
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие
Все хотим вам показать
И подробно описать.
2 скоморох:
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он!
Учитель: К ЛОТу №3 какие номера подходят с нашей выставки? (ответы детей).
Лот №4.
·
Коробейник:
Промысел наш – диковинный, нигде такого не сыщеш, изделия из фарфора и посуда, и статуэтки. Все как снег, белое, а узоры, то, узоры – синим цветом расписные.
1 скоморох:
А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель,
Под Москвою мы живем
Глину месим и поем.
2 скоморох.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей земли!.
Учитель: Что вы можете рассказать о ЛОТе №4? (ответы детей)
Учитель. Молодцы, дети, но у меня остался ЛОТ №5 с вашей любимой оценкой, но чтоб узнать, что скрывается под этим лотом, нам нужно разгадать кроссворд. По горизонтали, в красных клеточках, спрятано название нашего урока.
1
3
5
8
2
4
7
6
Вопросы:
Почтенные господа, посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские на все манеры:
Вот и барышни, и кавалеры.
У барышень алые щечки и губки.
Нарядные платья и теплые шубки. (Дымково).
«В раме волны, бригантина – на столе стоит ..» (картина).
На картине видишь ты
Вазу, яблоки, цветы,
А не лес, не водоем.
Как ее мы назовем? (натюрморт)
«Нарисую все я сказки,
Мне помогут в этом .» (краски).
Слово из пяти букв, название промысла, продукция которого – изделия из керамики, фарфора, окрашенные в белый цвет и в росписи которых используется лишь один цвет – синий (гжель)
Шрифт – определенный рисунок букв, цифр и других знаков.
«Круглая, монументальная, фронтальная, фонтанная, садово-парковая» (скульптура).
Водяная краска, применяемая для выполнения живописных работ (гуашь).
Учитель: Молодцы, дети. Мы узнали тему нашего урока.
История возникновения матрешки.
Более ста лет назад привезли из Японии деревянную игрушку: старика с вытянутой головой. Звали его Фугурума. У мудреца голова вытянулась от раздумий. Игрушка понравилась, и художник С.Малютин придумал нашу русскую матрешку.
Художники выбирали свое оформление – ДЕКОР.
В каждой игрушке чувствуется ГАРМОНИЯ, т.е сочетаются размер и краски.
Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости – в этом глубокий смысл популярной игрушки. Условна и форма игрушки, изображение ее лица и наряда.
Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы:
Каково ваше мнение –чем этот образ примечательный?
круглое лицо;
яркий румянец,
черные брови;
маленький рот.
такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
1 скоморох:
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
2 скоморох.
А внутри секреты есть:
Может три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка.
Может кто-нибудь знает, как делают матрешку?
Процесс изготовления матрешек:
Вытачивают форму на токарном станке из дерева липа, которое сушат 5 лет.
Подготавливают ее под роспись.
Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка.
После раскраски и высыхания матрешек лакируют.
(Просмотр фрагмента видеофильма «Приключения итальянцев в России).
Русская матрешка:
Загорская
Семеновская
Полхов –майданская.
Особенности матрешек: (звучит музыка)
Загорская – скромный наряд, широкая, толстобокая, приземистая, слегка суживающаяся к низу. Роспись гуашевыми красками. На переднике – лента мелкого цветочного узора, на рукавах также узор. Волосы светлые
Семеновская – на фартуках яркие букеты – розы. колокольчики, бутоны.
Основной цвет в росписи – красный, черный контур, волосы чернявые.
3. Полхов-Майданская – необычна форма головы, удлиненный силуэт, характерный декоративный цветок и традиционный малиновый цвет. Волосы черные, кудрявые.
Самостоятельная работа учащихся. Работа в группах.
Учитель. Вы познакомились с новым народным промыслом. У вас на столе лежит шаблон – украсьте праздничным нарядом свой шаблон тем видом матрешки (из трех предложенных), которая вам больше всего понравилась.
Подведение итогов. Оценка.
Наш урок подошел к концу. Вы видите, ЛОТ №5 –пустой, так давайте прикрепим к нему наших матрешек и еще раз вспомним особенности трех видов матрешек.
Итог урока: Скажите, почему по мнению иностранных туристов, посетивших Россию, ярким воспоминанием о стране и ее традициях будет именно матрешка?
Оценивание учащихся: Посчитайте количество жетонов, полученных вами. Сколько их у каждого?. 5-6 жетонов – «5»;
3-4 жетона – «4».
Коробейник:
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Матрешка русская, плясать она искусная.
Веселится и поет, развлекает весь народ!
(коробейник ходит между рядами и дарит детям конфеты).
Литература:
Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству.
Методическое пособие, М.: Творческий центр «Сфера», 2006г.
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. М.:
Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004 г.
3. Кузин В.С. Изобразительное искусство в школе. М.:Дрофа, 2000г.
4. Сергеев А. «Русские живописцы», Книги серии ИСТОРИЯ РОССИИ, М.: «Белый город», 2003 г.
Хохломская роспись. Журнал «Искусство в школе».1992. №3,4.
Журнал «Читаем, учимся, играем», М,: Из-во «ЛИБЕРИЯ-БИБЛИОПРИНТ», №5.2005г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215
15