Методическое пособие по организации уроков английского языка посредством использования ролевых игр, способствующих развитию навыков неподготовленной речи.
МБОУ СОШ № 24
Методическое пособие
по организации уроков английского языка
посредством использования ролевых игр,
способствующих развитию навыков
неподготовленной речи.
Составитель: Сесёлкина Т.А.
учитель английского языка
Краснотурьинск
2013
Данное методическое пособие предназначено для учителей английского языка.
Оно содержит набор ролевых игр для учащихся 7 классов средней общеобразовательной школы, способствующих повышению уровня владения английским языком, а точнее развитию навыков неподготовленной устной речи.
Тематика предлагаемых игр разнообразна: семья, школа, экология, профессии и другие.
Для учеников предлагаются различные ситуации, позволяющие погрузиться в сферу реального общения и развивать следующие умения:
Речевые умения:
запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативным намерением;
логично и последовательно высказываться;
аргументировать точку зрения / собственное мнение;
уточнять / дополнять сказанное;
строить развернутые сообщения;
переводить разговор на другую тему;
использовать эмоционально-экспрессивные средства и др.
Стратегические (компенсирующие) умения:
использовать мимику и жесты;
обращаться за помощью к собеседнику;
опираться на средства зрительной наглядности.
Данный набор игр представляет ценность, т.к. способствует развитию навыков устной речи, что представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения иностранному языку.
Игра «Прием в английскую школу».
Вид игры: свободная ролевая игра
Цель: Практика совместной речевой деятельности на основе межролевого взаимодействия в ходе иноязычного общения.
Задача: Формировать навыки порождения связного развернутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью.
Суть игры: Проходит прием в одну из лучших английских школ. Часть учащихся принимают на себя роль администрации школы, другие – учеников, желающих быть принятыми на обучение. Задача каждого ученика заключается в том, чтобы убедить представителей администрации, аргументируя вескими доводами, принять именно его. Администрация выберет одного, но самого убедительного.
Игра «Международная конференция директоров школ»
Вид игры: свободная ролевая игра
Цель: Практика совместной речевой деятельности на основе межролевого взаимодействия в ходе иноязычного общения; развитие воображения.
Задача: Формировать навыки порождения связного развернутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью.
Суть игры: Учащиеся исполняют роль директоров школ разных стран (информацию о школах дети получают из текстов, находящихся на карточках), которые собрались на международную конференцию, где разыгрывается огромный Грант. Каждый из директоров школ должен убедить других в том, что именно его школа самая лучшая и самая достойная. В ходе конференции необходимо решить, какая школа получит этот приз. Это зависит от того, насколько участники будут полно и аргументировано высказываться. Приложение 1
Игра «Профессия года»
Вид игры: умеренно контролируемая ролевая игра
Цель: Практика совместной речевой деятельности на основе межролевого взаимодействия в ходе иноязычного общения, развитие умений аргументировать точку зрения / собственное мнение, уточнять / дополнять сказанное, выражать различные коммуникативные намерения, строить развернутые сообщения;
Задача: Формировать навыки порождения связного развернутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью.
Подготовка к игре: Ученики вытягивают карточки с изображением атрибутов профессий, затем решают представителем какой профессий каждый ученик является, согласно изображению.
Суть игры: Проводится конкурс «Профессия года». Каждый ученик, как представитель какой-либо профессии, доказывает другим участникам, что его дело самое лучшее, что именно его профессия достойна стать профессией года. Приводя веские аргументы, дети должны доказывать свое мнение. Побеждает самый красноречивый, тот кто сможет убедить других в важности и незаменимости его профессии.
См. Приложение 2
Игра «Минута славы».
Вид игры: умеренно контролируемая ролевая игра
Цель: Практика совместной речевой деятельности на основе межролевого взаимодействия в ходе иноязычного общения. Развитие умений и навыков: запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативным намерением; логично и последовательно высказываться.
Задача: Формировать навыки порождения связного развернутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью.
Суть игры: Каждый человек талантлив по-своему: кто-то хорошо поет, кто-то замечательно танцует, другие пишут гениальные стихи или рисуют. Скоро в городе должен состояться конкурс «Минута славы», из каждой школы может участвовать только один человек. Каждый учащийся должен доказать, что именно он самый талантливый и сможет победить в этом конкурсе. Побеждает тот, кто сможет средствами языка убедить других в своей правоте. Если учащиеся затрудняются в выборе: о каком из талантов ему нужно рассказать или ему сложно строить высказывание без какой-либо опоры, то учащийся может пользоваться карточкой. См. Приложение 3
Игра «Мама купи собаку»
Вид игры: свободная ролевая игра
Цель: Практика совместной речевой деятельности на основе межролевого взаимодействия в ходе иноязычного общения; развитие воображения. Развитие умений и навыков: запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативным намерением; логично и последовательно высказываться.
Задача: Формировать навыки порождения связного развернутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью.
Суть игры: Ребенок очень хочет собаку, просит у родителей купить ему питомца; даже уговорил зайти родителей в зоомагазин, но родители отговаривают ребенка т.к. не хотят заводить собаку. Продавцы в магазине, желая продать свой товар, уговаривают совершить покупку.
Ребенку необходимо провести аргументы в пользу того, что собака им просто необходима. Родители убеждают ребенка и продавцов в обратном. В ходе спора им необходимо прийти к компромиссу.
Игра «Дискотека»
Вид игры: свободная ролевая игра
Цель: Практика совместной речевой деятельности на основе межролевого взаимодействия в ходе иноязычного общения, развитие умений аргументировать точку зрения / собственное мнение, уточнять / дополнять сказанное, выражать согласие или не согласие, строить развернутые высказывания;
Задача: Формировать навыки порождения связного развернутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью.
Суть игры: Дочь или сын очень хочет пойти на дискотеку, но родители не хотят отпускать ребенка. Ребенку необходимо привести такие аргументы, которые убедят родителей, что он может пойти на дискотеку, но в тоже время родители должны отговорить сына или дочь от этого.
Роли и приводимые аргументы учащиеся выбирают сами, они могут быть мамой или папой, сыном или дочкой, другом ребенка, который тоже идет на дискотеку, бабушкой или дедушкой, возможно даже кошкой Муськой.
В игре учащимся необходимо прийти к какому-то решению, которое удовлетворит желания обеих сторон.
Игра «Старая сказка на новый лад или экологический суд над Серым волком»
Вид игры: сценарная ролевая игра
Цель: Практика совместной речевой деятельности на основе межролевого взаимодействия в ходе иноязычного общения, развитие умений уточнять / дополнять сказанное, выражать различные коммуникативные намерения, строить развернутые сообщения; использовать эмоционально-экспрессивные средства. Развитие воображения и актерских способностей.
Задача: Формировать навыки порождения связного развернутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью. Развивать умение работать в группе.
Суть игры: показать значение каждого животного, насекомого, растения в мире. Человек должен быть звеном природы, должен хранить и защищать ее, а не становиться разрушителем всего окружающего.
Учащиеся получают карточки ролевого поведения, где кроме роли, написаны слова и выражения, которые дают возможность понять значение роли в представлении.
В итоге, данное представление должно выглядеть следующим образом: идет заседание суда, в ходе которого слушается дело Серого Волка, обвиняемого в том, что он съел Красную Шапочку. Затем выслушиваются показания свидетелей, таких как Ромашка, Рыбка, Птичка, Бабочка и другие, все они рассказывают грустные истории о том, как обидела их Красная Шапочка и как она отвратительно ведет себя в лесу. Волк, который съел ее только потому, что не мог больше видеть этого безобразия, оправдан. Красной Шапочке назначено наказание: выучить правила поведения в лесу и в свободное время помогать в заповеднике. Всем остальным сделать вывод, что природа очень тонкий и ранимый организм, и многое зависит даже от самой маленькой девочки. Для более яркого изображения роли используются костюмы и маски. См. Приложение 4
Приложение 1
Раздаточный материал для проведения игры «Международная конференция директоров школ»
Card 1
1. Read new words.
Alternative school альтернативная школа
Exams экзамены
Important важный
Competition соревнование
Uniform школьная форма
2. Read the text.
English Alternative School
My school is a little different from other schools. It is for children from fou
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·hool. You should convince your classmates that only your school is the best candidate.
Card 2
1. Read new words.
Grammar school средняя школа в Великобритании
Assembly собрание
Cookery кулинария
Interests интересы
2. Read the text.
English Gramma
·r School
I go to a Grammar School for girls. We go to school from Monday to Friday. Lessons begin at 8.30 in the morning. At first we have Assembly, and then we have lessons till 3.45 p.m.
We learn foreign languages; have cookery and dancing except Mathematics, English, Geography and other subjects.
I like the school because we don’t have home tasks and have time for our interests and hobbies.
3. Imagine that you are a head master of the school. You take part in drawing of a great Grant. You should give the information about your school. You should convince your classmates that only your school is the best candidate.
Card 3
1. Read new words.
Discipline дисциплина
Strict строгий
Typical обычный
Uniform школьная форма
2. Read the text.
American School
The American school is for pupils of different ages. We don’t go to school on Sunday. Our school day begins at 8.30 in the morning and our lessons are all 45 minutes, with 45 minutes for lunch.
We’re really lucky because we don’t have to wear uniform and the school isn’t very strict on discipline.
At school we have many additional lessons. Sport is very important in our school.
Our school is typical and everybody can go there.
3. Imagine that you are a head master of the school. You take part in drawing of a great grant. You should give the information about your school. You should convince your classmates that only your school is the best candidate.
Card 4
1. Read new words.
Additional subjects дополнительные занятия
French французский язык
Typical обычный
2. Read the text.
Canadian School
I go to Canadian Elementary school. There are 190 school days in a year in Canadian school. We have lessons from September to the end of June. School starts at nine o’clock and usually we have six lessons. I go to school five days a week.
I have different subjects such as Mathematics, French, English, Geography and others. Also I have many additional subjects which I can choose myself.
The school is typical; any children at the age of 7-16 can go to the school.
Imagine that you are a head master of the school. You take part in drawing of a great grant. You should give the information about your school. You should convince your classmates that only your school is the best candidate.
Card 5
1. Read new words.
Argentine school аргентинская школа
Send to school отдать в школу
Definite определенный
Exams экзамены
Interests интересы
2. Read the text.
Argentine school
I go to Argentine school. When I was four years old, my parents sent me to the school. All teachers we call professor, because professor in Spain means teacher. We wear uniform. Uniform of every form has definite color.
Every day we have six or seven lessons. We go to school five days a week. We don’t have marks; every year (beginning from 7th form) we have some exams.
I like the school because sport is very important in our school. Also we don’t have home tasks and have time for our interests and hobbies.
3. Imagine that you are a head master of the school. You take part in drawing of a great grant. You should give the information about your school. You should convince your classmates that only your school is the best candidate.
Приложение 2
Раздаточный материал для проведения игры
«Профессия года»
Card 1
Captain капитан корабля
Seaman моряк
Pilot летчик, пилот
Stewardess стюардесса
Cooker повар
Cosmonaut космонавт
Astronaut астронавт
Spaceman космонавт, астронавт
Doctor врач
Surgery хирург
Paediatrician педиатр
Nurse медсестра
Veterinarian ветеринар
Programmer программист
Scientist ученый
Artist деятель искусства, художник
Painter художник
Stylist стилист, модельер
Designer дизайнер (одежды)
Singer певец
Musician музыкант
Card 2
I agree with you Я согласен с тобой
I don’t agree я не согласен
In my opinion\ in my mind по моему мнению
Sorry, I didn’t catch Простите, я не понял
I prefer to я предпочитаю
That’s right Это так \ это правда
Nothing is better than Нет ничего лучше чем
Sorry, can you say that again, please? Простите, не могли бы вы повторить еще раз, пожалуйста?
Приложение 3
Раздаточный материал для проведения игры
«Минута славы»
Card 1
1. Question for thinking during discussion
Why do you think that only you can become a winner of the competition?
2. You can use following words and phrases
I am a pupil of music school.
to play the guitar (piano)
to have classes once (twice, three times) a week
to be good at music
to became a musician
I think
I dream
Card 2
1. Question for thinking during discussion
Why do you think that only you can become a winner of the competition?
2. You can use following words and phrases
I am a pupil of music school.
I like to sing different songs
to have classes once (twice, three times) a week
to be good at music
to became a singer
I think
I dream
Card 3
1. Questions for thinking during discussion
Why do you think that only you can become a winner of the competition?
2. You can use following words and phrases
I am a pupil of drawing school.
to draw (to paint) portraits (landscapes)
to have classes once (twice, three times) a week
to be good at drawing
to became a painter
I think
I dream
Card 4
1. Questions for thinking during discussion
Why do you think that only you can become a winner of the competition?
2. You can use following words and phrases
I am a pupil of sport school.
to play basketball
it’s very good for my health
to have classes once (twice, three times) a week
to be good at sport
to became a champion
I think
I dream
Card 5
1. Questions for thinking during discussion
Why do you think that only you can become a winner of the competition?
2. You ca n use following words and phrases
I am a pupil of drama school.
to play different roles
to have classes once (twice, three times) a week
to became a famous actor (actress)
I think
I dream
Приложение 4
Раздаточный материал для проведения игры
«Старая сказка на новый лад или экологический суд над Серым волком»
Card 1
Судья (judge): организатор процесса: вызывает свидетелей, задает вопросы, оглашает приговор и промежуточные решения.
Судья judge
Судебное заседание open court
Слушается дело the case is up before the court
Потерпевший injured person
Адвокат lawyer
Свидетель witness
Ромашка camomile
Ландыш May-flower
Говорить правду speak the truth
Выносить приговор (кому-либо) give judgement (on smb)
Оправдать Волка justify
Назначить наказание Красной Шапочке give the punishment
Выучить правила поведения в лесу learn the rules of behaviour in woods
Работать в заповеднике work in a national park
Card 2
Серый Волк: обвиняется в том, что съел Красную Шапочку, но утверждает, что не виноват потому, что не мог больше видеть этого безобразия, т.к. девочка не умеет вести себя в лесу.
Сильный, умный, неутомимый зверь a strong, clever and inexhaustible animal
Полезный и необходимый useful and needful
Прошу отправить в заповедник ask to send to the nation park
Card 3
Адвокат (lawyer): защищает Серого Волка, задает вопросы свидетелям.
Невиновный guiltless
Оправдать justify
Показания свидетелей testimony
Отпустить Волка let off Wolf
Card 4
Красная Шапочка (the Little Red Riding-hood): рассказывает о том, как мама испекла пирожки и отправила к бабушке.
Card 5
Охотник: рассказывает историю спасения Красной Шапочки и ее бабушки.
Иметь разрешение на ношение оружия hold a permit for a revolver
Лицензия на отстрел shoot
Закон не нарушаю I don’t break the law
Card 6
Ромашка: рассказывает грустную историю о том, как Красная Шапочка набрала букет ромашек, а увидев ландыш, бросила его на дорогу.
Полезное, лекарственное растение healthful, medicative plant
Ландыш May-flower
Ромашка camomile
Собирать цветы pluck flowers
Card 7
Ландыш: рассказывает грустную историю о том, как Красная Шапочка обидела ландыш.
Лечебное, редкое растение rare, medicative plant
Собирать цветы pluck flowers
Ландыш May-flower
Ромашка chamomile
Card 8
Бабочка: рассказывает грустную историю о том, как Красная Шапочка обидела бабочку.
Полезное насекомое useful insect
Опылять цветы pollen flowers
Ловить бабочек catch butterflies
Card 9
Птичка: рассказывает грустную историю о том, как Красная Шапочка обидела птичку.
Разорить гнездо take a nest
Напугать птенцов frighten a nestling
Card10
Рыбка: рассказывает грустную историю о том, как Красная Шапочка обидела жителей озера. Она мусорит у озера, часто ходит на пикник с друзьями, где они шумят и не убирают за собой.
Чистое озеро clean lake
Мусорить littering
Ловить рыбу go fishing
15