Конспект урока ИЗО в 6 классе.Тема:«Цвет. Основы цветоведения»
Конспект урока ИЗО в 6 классе.
Тема: «Цвет. Основы цветоведения»
Цель и задачи: познакомить учащихся с основами цветоведения, дать понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов; насыщенности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания; воспитывать художественный вкус; развивать творческую фантазию.
Материалы: квадраты разного цвета, гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ход урока:
1. Организационный момент.
1) Приветствие.
Учитель. Урок начинаем с чтения стихотворения В.Г.Абрамова:
Скажи, скажи, художник,Какого цвета дождик, Какого цвета ветер,Какого цвета вечер?Скажи какого цветаЗима, весна, и лето?
Как выдумаете о чём мы сегодня будем говорить? (О цвете).
О тайне цвета и какую роль он играет в нашей жизни. Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве.
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
3) Смачивание красок.
2. Изучение нового материал.
1) Сведения о цветоведении, свойствах цвета.
Цветоведение – наука о цвете.
Ребята, видим ли мы в темноте цвета? Нет. Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета.
Что такое цвет? Цвет-дитя света. (Слайд 2)
Свет- это частный случай электромагнитного излучения.
Свет распространяется волнами, которые отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Световые волны не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых.
Цвета (желтый, красный, синий) которые невозможно получить смешиванием каких-либо красок называют основными. (Слайд 3)
Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок, их называют составными.
Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг. Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.
Проведя в цветовом круге диаметр через середину жёлтого цвета, можно определить, что противоположенный конец диаметра пройдёт через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого - расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые называют дополнительными. (Слайд 4)
Что такое насыщенность и светлота? (Слайд 5)
Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.
2) Цветовая гармония.
В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.
Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами
В цветовых схемах приведены гармоничные сочетания цветов. (Слайды 6-13)
Типы цветовых гармоний:
1. Двухцветная.
Диаметрально удалённая пара. контрастное сочетание. Цвета расположены друг против друга Жёлтый и фиолетовый.Предельно удалённые пары.
2. Трёхцветная.
Классическая триадаКонтрастная триада.Аналогичная триада.
3. Четырёхцветная.
Четыре гармоничных цвета и т. д.
Не применяйте цвета в равных количествах. Сделайте лучше один цвет фоном, а другой пусть будет просто акцентом на нём.
3) Психологическое воздействие цвета на человека. (Слайды 14-15)
Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную. (Слайд 16)
Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов. Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло.
Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами.
Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д.
Интересно, что тёплые цвета наилучшим образом сочетаются с чёрным цветом, холодные цвета наилучшим образом сочетаются с белым цветом.
В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдаёт предпочтение той или иной цветовой гамме. (Слайды 17-21)
Ещё примеры: Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, а в другой период – с тёплыми (так называемые розовый и голубой периоды в его творчестве) Одни художники пишут красками тёплого оттенка (Рембрант, Рубенс, Д. Левицский, Тициан, В. Тропинин) другие отдают предпочтение холодным цветам ( Эль Греко, В, Борисов-Мусатов)
Искусство живописи – искусство цветовых и световых отношений. Работая красками , необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями. Правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту окружающего мира и красоту самого произведения.
Знание системы цветовых построений необходимо не только для успешной работы художника (Слайды 17-21), но и для успешной работы дизайнера интерьера и дизайнера одежды (Слайды 22-25).
4) Символика цвета. (Слайды 26)
Вывод: Итак, мы выяснили, что цвет имеет огромное значение в жизни человека, он может оказывать влияние на наше настроение, самочувствие и люди научились пользоваться этим.
5) Дидактическое упражнение «Найди пару». Задание подобрать квадрат такого цвета, который бы был дополнительным к данному.
Физкультминутка. (Упражнения для профилактики нарушения осанки, тренировка мышц глаз).
3. Актуализация знаний учащихся.
Учитель читает отрывок из сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Какое буйство разных оттенков зеленого цвета! Каждому из вас придется на палитре подбирать самые разные его варианты. Это будет хорошей школой для овладения вами приемов колористических решений.
4. Практическая работа.
1) Учебные и игровые задания на понимание свойств цвета.
Полезно выполнить задание на разные оттенки цвета.
2) Нарисовать полосу, разделить её на клетки, закрасить крайние клетки основными цветами, например: синим и жёлтым, а клетки между ними закрасить разными оттенками, полученные путём смешивания заданных цветов.
3) Выполнить игровое задание – придумать сказочный мир цветной страны (Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город и др.)
5. Итог урока.
1) Выставка работ учащихся, их анализ.
2) Заключительное слово учителя.
Домашнее задание: прочитать сказки, внимательно рассмотреть иллюстрации к ним, касающиеся различных изображений царств, волшебных городов, сказочных построек и т.п.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315