Урок математики в 1 классе по Л.Г. Петерсон Тема: ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА

Урок математики в 1 классе по Л.Г. Петерсон

Тема: ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА
Цели: познакомить с понятиями: величина, измерение величины, единица измерения (мерка); установить общий принцип измерения длин отрезков; установить зависимость между результатами измерения величины и меркой; познакомить с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, ладонь, сантиметр и т. д.), научить использовать их практически; развивать математические способности, интерес к предмету, логическое мышление, аналитические способности.
Планируемые результаты: ученики научатся применять различные способы измерения величин; Формулировать выводы, оценивать результаты своей работы; использовать полученные знания в повседневной жизни.
Оборудование: три разноцветные полоски (две одинаковой длины, третья – другой длины), компьютер, мультимедийный проектор, рисунки для физминутки, свисток.
Ход урока
Организационное начало.
Доброе утро! Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
- Клад - это богатство, деньги, золото.
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся.
(клад- знания)
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.
Отвечаем быстро, четко
Как жужжит шмель? (ж-ж-ж)
Сколько ног у жука? (6)
Сколько ног у червяка? (нет)
Какая фамилия у Кащея? (Бессмертный)
На какой цвет светофора можно переходить?(на зеленый)
Большое морское животное с фонтаном (кит)
Отвечали устно хорошо, а теперь открыли тетради – математический диктант

Пальчиковая гимнастика.
Увеличьте 6 на 3
Уменьшите 5 на 2
Запишите число, которое следует за числом 7
Найдите сумму чисел 3 и 3
Найдите разность чисел 9 и 4
На сколько 2 меньше 4?
Олег нарисовал 8 кругов, а Инна на 4 круга меньше. Сколько кругов нарисовала?
Вычтите 3 из 4
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут былинку,
Два несут травинку,
Три несут иголки.
Сколько их под ёлкой? Как живут муравьи? Они какие? И мы сейчас проверим как вы дружно потрудились.
9 3 8 6 5 2 1 4 ( на доске) назовите числа в порядке возрастания, какое самое большое?
Взаимопроверка.
Были ли у вас трудности? Почему справились без ошибок? Какие правила вы применяли?
3. Игра «день и ночь» В классе наступила ночь.
5+2+2-3-4= 2, 1,2,3,4,5 мы готовы отвечать 9-7+3+3-4= 4
2 4
Какие числа можно составить с помощью этих цифр? 24 и 42
Расскажите о них, сравните
Слайд (Аристотель) Один из великих людей, ученый, математик Аристотель говорил так:
« Сравнение - это акт мышления»
На протяжении многих уроков мы с вами учились сравнивать предметы,
числа, выражения. С помощью каких знаков мы сравнивали? (б, м или =)
Что еще можно сравнить помощью этих знаков? Мы сейчас с вами и выясним.
2. Введение новых понятий. Создание проблемной ситуации.
СЛАЙД Какие фигуры мы с вами видим?
- Почему это прямоугольники?
- Что можно о них сказать? Какое свойство вы можете назвать? Можно ли сравнить цвет с помощью знаков?
– нет
Слайд – Какие фигуры мы с вами видим?
- А можем ли мы сравнить: какая форма – треугольная или овальная – больше?
Следовательно, форма нас интересовать не будет, потому что нельзя сравнить.
Слайд- Чей запах меньше: ели или сосны? Значит, и запах нельзя сравнить знаками.
- А чей размер ноги меньше: мой или Элизы?
- Как доказать?
Значит, размер можно сравнить.

- Свойства предметов по которым их можно сравнить с помощью знаков больше, меньше или равно называются величинами. ( слайд Величина – это то, что можно измерить, и результат измерения выразить числом.) Какой вы можете сделать вывод?
- Придумайте примеры таких свойств предметов, кроме размера, которые являются на ваш взгляд величинами.
- Рост, температура, длина
Как вы думаете, какая цель нашего урока? Сегодня мы с вами, ребята должны узнать, какие свойства предметов можно сравнить, а какие нет, и почему.
Но сначало отдохнем.
Физкультминутка
Сколько точек будет в круге , столько раз поднимем руки.
Сколько здесь грибочков, столько раз присядем.
Сколько в слове гласных букв, столько раз наклонов (зима)
И зажмурьте глазки столько раз, сколько слогов в слове фигура? Почему?

Практическая работа в парах Построение проекта выхода из затруднения
Усвоение новых знаний
Перед вами три полоски разных цветов. Попробуйте сравнить полоски по длине.
Как правильно сравнить? (наложением, совместив концы полосок)
- Какая из них самая длинная?
- Вывод: является ли длина величиной? В ходе практической работы выясняют, какая полоска длиннее или короче, какие одинаковы по длине. Наблюдения фиксируют с помощью знаков сравнения.
– Итак, в чём убедились, к какому в ы в о д у пришли? (Длина – это величина, так как длины можно сравнивать.)
( А сейчас мы с вами отдохнём и продолжим работу дальше)



Проблемная ситуация.
- Перед вами известный мультфильм, который называется
- Кто скажет, что случилось? Почему получились разные показатели, что удав изменился? (разные мерки и разный результат; чем больше мерка, тем меньше результат и наоборот чем меньше мерка, тем больше результат);
- Какие животные мерили длину удава?
- Эти мерки были: одинаковы или разные?
- Какой длины был удав, когда его мерил слонёнок?
- А мартышка?
- А в попугаях длина удава?
- Что вы заметили?
- Чем больше единичный отрезок, тем меньше раз он укладывается
Как же нам помочь удаву?
В ы в о д (делают учащиеся): сравнивать отрезки можно только тогда, когда они измерялись одинаковыми мерками. Открытие!

4. Единицы измерения длины.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у*.
* № 1, с. 1.
Единичный отрезок – мерка для измерения длины.
– Запишите, сколько раз каждый единичный отрезок укладывается в данный отрезок.
– На что обратили внимание? Везде ли единичный отрезок одинаковый? Какой сделаем вывод? (В ы в о д: чем больше единичный отрезок, тем меньшее число раз он откладывается в отрезке.)
– Обратите внимание: рядом с цифрой стоит буква. Что она обозначает? (4 с. – 4 синих единичных отрезка, 6 к. – 6 красных единичных отрезков и т. д.)
Сможем ли помочь удаву этими мерками?
Один сказочный персонаж тоже хочет помочь удаву, отгадайте кто он.
Загадка
У отца был мальчик странный,
Необычный деревянный, Но любил папа сына
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой? Кто же это? (Буратино) Кто автор этой сказки? (А.Н.Толстой)
Буратино предлагает нам старинные меры длины. Изображены в вашей тетради на С.1 №2
5. Старинные меры длины. Два ученика у доски показывают, остальные тоже.
В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины. Как и при счёте люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть т.е расстояние от локтя до конца среднего пальца
Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. У древних египтян было установлено соотношение локтя и других единиц измерения. Например, 1 локоть был равен 6 ладоням.
Ладонь- расстояние равное ширине ладони
Дюйм- расстояние равное длине верхней фаланги большого пальца (2,5 см)
Может вам знакомо это слово? Дюймовочка
Фут- расстояние от большого пальца на ноге до пятки.
Сажень- расстояние между кончиками пальцев вытянутых рук вытянутой вверх правой руки.
Практическая работа: измерить ширину класса 2ученика. Почему результаты разные?
- Удобно ли пользоваться старинными единицами измерения? (нет, получаются разные результаты, т.к человек имеет индивидуальное строение тела)
Значит, применяя старинные меры мы можем помочь удаву?
- Что же нужно сделать, чтобы измерения были точными и одинаковыми? (выбрать единицу измерения длины)
К этому придём, но сначало отдохнем.
Физкультминутка ФИЗМИНУТКА « СЛУШАЙ СИГНАЛ» хлопок, свисток, курай
Немалое значение в распространении курая имеют такие качества, как быстрота и простота изготовления. Из полого высушенного стебля вырезается трубка длиной в 700-900 мм, с пятью отверстиями (четыре на лицевой стороне, одно с тыльной) (рассказ сопровождается показом). Необходимую длину кураист измеряет шириной ладони (тотам), а расстояние между отверстиями прикладыванием пальцев. Значит и при изготовлении курая применяют старинные меры. Слайд
Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. В 1875 году представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Сейчас используются более точные. Общие для всех стран единицы измерения.
СЛАЙД – Что вы видите на слайде? Чем пользуются люди? измерительные приборы, для чего они?
- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня знакомимся, вы узнаете из учебника ( стр. 1№3)
- Прочитайте, как же называется одна из единиц измерения длины? ( сантиметр)
СЛАЙД
-Посмотрите на отрезок. О таком отрезке говорят, что его длина
1 сантиметр
Слово сантиметр после числа пишут кратко см (слайд)
- Ребята. Кто из вас знает, как называется инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков?
- Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
* № 3, с. 1.
– Как правильно использовать линейку, чтобы правильно измерить длину отрезка АБ?

- А чтобы получить нужный результат, как правильно ей пользоваться.
Таким образом, для построения с помощью линейки отрезка, длина которого а, надо сделать следующие шаги:
1) Взять линейку и положить ее на лист бумаги.
2) Отметить точку около числа 0 на линейке – первый конец отрезка.
3) Провести по линейке от этой точки прямую линию до числа а и отметить второй конец отрезка.
4) Полученный отрезок – искомый.
Удобно ли измерять линейкой? Что же мы посоветуем удаву?
III. Повторение и закрепление пройденного.
1. Измерение длин отрезков.
Измерьте длину красного отрезка -1 ряд, синий -2 ряд, 3 ряд- зеленый. Работа в парах.
 № 4, с. 1.
2. Построение отрезков заданной длины.
– Постройте в тетради в клетку отрезок:
1 ряд- КМ = 4 см, 2 ряд- ОБ = 7 см, 3 ряд - СН = 3 см.
Взамопроверка
Рефлексия
Оцените свою работу. Кто хорошо разобрался в новом материале? Кому нужна помощь учителя или одноклассников?
IV. Итог.
– Какие знания вы сегодня приобрели? Где вам может пригодиться умение измерять длину? Что же мы посоветуем удаву? Как вы думаете, существуют ли ещё величины, о которых мы не знаем?
– Какие проблемы решали?
– Что показалось вам наиболее интересным?
– Что запомнилось?










15