Разработка урока физики на тему Физические величины. Измерение физических величин


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Партизанская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования
«Намский улус» Республики Саха(Якутия)
Разработка урока по физике
7 класс
Физические величины. Измерение физических величин
Выполнила: учитель физики
Прокопьева М.П.
2015 г.
Цель урока: образовательная: познакомить с понятием «физическая величина», сформулировать правило определения цены деления прибора, научить определять цену деления прибора и измерять физические величины при помощи простейших измерительных средств;
развивающая: способствовать развитию навыков практической деятельности по измерению физических величин;
воспитательная: воспитывать стремление к овладению знаниями, показать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения практических заданий.
Задачи урока: знать: понятие «физические величины», единицы измерения длины, времени, массы в СИ, правило определения цены деления прибора; уметь: определять цену деления прибора и измерять физические величины при помощи простейших измерительных средств.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Методы обучения: объяснительно - репродуктивный, побуждающий.
Формы обучения: наглядные, практические упражнения; фронтальная работа, практическая работа, беседа по вопросам.
Оборудование: линейка, демонстрационный метр, секундомер, термометр, мензурки, амперметры и вольтметры.
План урока:
Организационный момент.
Подготовка к восприятию нового материала.
Постановка цели занятия перед учащимися.
Изложение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Итог урока.
Рефлексия.
Планируемые результаты:
Познавательные Личностные Коммуникативные Регулятивные
Сопоставления, рассуждения, анализ, классификация и смысловое чтение. Научаться анализировать, сравнивать, обобщать, использовать навыки и умения , формирования желания выполнять учебные действия Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, сотрудничество с одноклассниками поиске и в сборе информации, принимать решения и реализовать их, точно выражать свои мысли. Определения целеполагания, анализировать ситуации.
Планирование
Рефлексия
Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 2 3 4 5
1.     Организационный момент Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место, приветствуют учителя. Коммуникативные,  личностные
2.     Мотивационный этап Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что-то новое, интересное. А сколько еще и неисследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам. Оглянитесь вокруг и вы увидите, что окружающие нас тела различны по размерам. В быту и технике часто приходится выполнять различные измерения. Например, изучая падение тела, необходимо измерить высоту, с которой падает тело, измерить массу тела, время падения. Ученики осуществляют актуализацию личного жизненного опыта, вспоминают примеры измерений. Коммуникативные, познавательные, личностные
3.     Этап целеполагания Приведите примеры, что вам приходилось измерять? Примерные ответы: длину отрезка, свой рост, температуру …
Действительно, некоторые измерения вы умеете выполнять. Как вы считаете, есть ли другие измерения, которые вам пока не под силу? Да.
Предложите цель урока. Примерный ответ: научится выполнять разные измерения.
Сегодня на уроке научимся измерять физические величины. Сформулируйте тему урока: Измерение физических величин.
- Вспомним, что такое физическое тело? Ответ: это окружающие нас предметы, например: парта, песчинка, Луна и другие.
- Что означает термин «материя»? Ответ: это всё то, что существует во Вселенной, например: небесные тела, растения, животные и другое.
- Каким образом мы получаем знания о явлениях природы? Ответ: из наблюдений.
- Чем отличаются наблюдения от опытов? Ответ: опыты проводят с определенной целью и по заранее обдуманному плану.
- Что выполняют во время опытов? Ответ: измерения. Ученики отвечают на вопросы, пытаются сформулировать цель и тему урока. Записывают в тетради тему урока.
Ученики вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы. Коммуникативные, познавательные, личностные.
4. Изложение нового материала.
Характеристики тел или процессов, которые могут быть измерены, называются физическими величинами. Назовите примеры физических величин, то есть величин, которые можно измерить. Например: объем, масса, длина, время, скорость, температура, вес, площадь – это физические величины.
Что значит измерить физическую величину? Если затрудняетесь ответить, то найдите ответ в учебнике на странице 7. Ответ: Измерить какую–нибудь величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу. Так, например, измерить длину стола – значит сравнить ее с другой длиной, которая принята за единицу длины, например с метром.
Любая физическая величина измеряется в своих единицах. Обычно все физические величины для удобства измеряются одинаковыми единицами измерения в Международной системе единиц – системе СИ, что значит, система интернациональная. В этой системе каждая физическая величина имеет одну основную единицу измерения. Часто применяют кратные единицы, которые больше основных, и дольные, которые меньше основных.
Назовите известные вам единицы времени. Ответ: мин, с, ч, мс. Основной единицей измерения времени является – секунда. Обозначается буквой с. Дольными единицами времени являются – миллисекунды и микросекунды.
Различные величины имеют разные единицы измерения. Используя форзац учебника, заполните таблицу:
Физическая величина Дольные единицы меньше основных Основные единицы измерения Кратные единицы больше основных
Длина дм, см, мм м км
Масса г, мг кг т
Что на форзаце учебника выделено синим цветом? Ответ: Основные единицы измерения в СИ различных физических величин.
Подведем первый итог: для каждой физической величины приняты свои основные единицы измерения.
Для измерения физических величин применяют измерительные приборы. Самыми простыми измерительными приборами являются рулетка, мензурка (измерительный цилиндр). Более сложными являются термометр, секундомер.
Почти все измерительные приборы имеют шкалу. На ней нанесены при помощи штрихов деления и над соответствующими делениями – значения величины, причем расстояния между соседними делениями одинаковы.
Но при помощи измерительного прибора мы не можем измерить значение физической величины точнее некоторого значения.
Например, при помощи линейки, у которой между делениями 1см и 2см нанесено 10 равных делений, мы можем измерить длину с точностью до 1мм. Эта величина называется ценой деления шкалы прибора. Перед проведением измерений всегда определяют цену деления прибора.
Для определения цены деления прибора необходимо взять два ближайших деления с числовым обозначением, из большего вычесть меньшее и разделить на число делений между ними. Слушают информацию, приводят примеры физических величин.
Читают учебник, находят ответ и отвечают на вопрос.
Изучают информацию форзаца учебника и заполняют таблицу о единицах измерения длины и массы.
Слушают учителя, рассматривают представленные приборы и выделяют существенную информацию. Коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные.
5. Закрепление изученного материала.
Определим цену деления демонстрационного амперметра.
Ц.д. = 3А-2А5=1А5=0,2А. Зная цену деления, мы всегда с данной точностью можем измерить физическую величину.
Самостоятельно определите цену деления демонстрационного вольтметра, и значение физической величины, которую показывает прибор.
Ц.д. = 15В-10В5=5В5=1В. Проверим. Отвечающий ученик формулирует правило определения цены деления и объясняет вычисления.
Определите цену деления приборов, которые вам выданы (мензурка, лабораторные амперметры и вольтметры) Осмысливают образец записи по вычислению цены деления и записывают в тетради.
Самостоятельно определяют и записывают в тетради цену деления демонстрационного вольтметра, затем один ученик записывает на доске, объясняет свои действия, остальные ученики проверяют свои записи.
Обсуждают в парах предстоящую работу, определяют цену деления, оформляют записи в тетради и обсуждают получившийся результат. Коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные.
6.     Этап подведения итогов урока Домашнее задание: §4 читать, выучить правило, устно ответить на вопросы и письменно выполнить упражнение 1 на странице 10
Подведем итог урока:
- С каким новым понятие в физике вы сегодня познакомились? Ответ: Мы познакомились с понятием «физические величины», например, длина, температура, время и другие.
- Что нового вы узнали о единицах измерения? Ответ: Любая физическая величина измеряется в своих единицах. В системе СИ каждая физическая величина имеет основную единицу измерения.
- Что вы научились определять у измерительных приборов? Ответ: Мы научились определять цену деления шкалы прибора по правилу: найти два ближайших штриха с числом, вычесть из большего числа меньшее и разделить на число делений между этими числами.
- Для чего необходимо определять цену деления прибора? Ответ: Чтобы измерить физическую величину сначала всегда определяют цену деления. Осмысливают и записывают в дневниках домашнее задание.
Анализируют материал урока, отвечают на вопросы и подводят итоги Коммуникативные, личностные, регулятивные.
7.     Рефлексия - Кто считает, что научился измерять физические величины? Почему? Примерный ответ: я научился измерять, потому что понял, как вычислить цену деления прибора и определить значение физической величины.
Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, “движение” своих мыслей, чувств, ощущений,  которые возникли у вас в течение урока. Осмысливают свои ощущения и делятся своими эмоциями об уроке. Коммуникативные, личностные