Урок математике Величины. Решение задач
Автор: Попова Ирина Анатольевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32» города Ангарска
Предмет: Математика
Класс: 1 класс «А»
Тип урока:
Технологическая карта изучения темы «Величины. Решение задач»
Тема
Задача.
Цели
Образовательные: закреплять умения различать и определять величины, выполнять с величинами математические действия.
Совершенствовать представление о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при работе в паре, в группе и индивидуально.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
знают единицы измерения длины, массы и объема;
умеют использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм); решать составные задачи на нахождение неизвестной величины.
Личностные:Имеют представление о себе и своих возможностях.
Метапредметные:
Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: умеют строить логическую цепочку рассуждений, анализируют истинности утверждений, выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.
Коммуникативные: выполняют различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Основные понятия
Величины, Задача, условие, вопрос, решение,ответ.
Межпредметные связи
Математика
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 3.
Стр. 8-9
-мультимедиапроектор
- презентация
- тетрадь
- электронные физкультминутка
- числовые карточки (веер)
- таблички с надписями единиц длины, массы, объема
- листы с таблицами
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Организационный момент.
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Вводное слово учителя.
Эмоциональный настрой.
- Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им, а также друг другу.
- Будем мы считать, писать и решать задачи. Чтоб сегодня как всегда, в руки шла удача.
Дети стоят.
Дети садятся.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.
II. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- формирование положительной эмоциональной направленности учащихся «Хочу, потому что могу», мотивации достижения успеха;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Девиз урока: слайд 1.Математика нужна!Математика важна!В жизни пригодиться!Изучая математику, Не следует лениться.
- Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.
Дети настраиваются на рабочий лад.
Проговаривают девиз урока.
Дети записывают в тетрадях число и классная работа.
Личностные УУД:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
III. Актуализация знаний.
Цели:
- организовать актуализацию умений решать примеры первого десятка;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Устный счет. Слайд 2
- Приготовьте веера. Помогите бабочкам занять место на цветке (показывает бабочек).
Дети решают примеры и показывают ответы (проверяют на слайде)
Познавательные УУД:.
уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативное УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме
IV. Повторение и закрепление.
1. Работа по учебнику: задание 1 на с. 8.
2. Фронтальная работа: задания 2, 3, 4 на с. 8.
Слайд 3
– Рассмотрите внимательно рисунок Кати и попробуйте определить, по каким признакам предметы собраны в строки. По каким признакам предметы собраны в столбцы? Являются ли эти признаки величинами?
На доске запись:
Цвет. Материал. Назначение. Объем. Масса. Длина.
- Найдите лишние слова, почему?
– Расскажите, чем будем заниматься на уроке? Какие математические действия можно совершать с величинами? Какими мерками измеряем длину? Какими мерками измеряем массу? Какой меркой можно измерить объем? На доске появляются таблички с надписями:
– Соотнесите мерки с величинами.
Слайд 4
- Скажите, пожалуйста, какой праздник в скором времени будет отмечать весь мир?
Что принято дарить женщинам в этот праздник?
– Вот и Лена принесла нам задание № 2,3. Расскажите, какое общее название можно дать всем предметам на рисунке Лены. Назовите все признаки этих цветов. Какой из них можно назвать величиной? Измерьте высоту каждого цветка линейкой и запишите в учебнике результаты измерений. В каких мерках измеряли высоту цветов?
Какие цветы на рисунке?
Какова высота ромашки, тюльпана, незабудки?
– Подчеркните слова, которые являются названиями величин (задание 4). Докажите, почему? Что можно делать с величинами?
Дети отвечают:
(По цвету.)
(По материалу.)
(Нет)
Учащиеся выбирают следующие таблички:
Потому что цвет, материал, назначение не является величиной.
(Учиться различать величины.)
(Сравнивать, складывать, вычитать.)
Дети подвигают таблички к надписям величин.
Международный Женский день –
8 марта
(Цветы.)
(Цветы.)
(Цвет, запах, высота.)
(Высота, или рост.)
(Выполняют работу самостоятельно и записывают данные в учебник.) Один работает на доске.
В сантиметрах.
Ромашка, тюльпан, незабудка.
Дети работают у доски и в учебниках.
Объем. Масса. Длина.
(Сравнивать, складывать, вычитать.)
Музыкальная дл глаз «Цветик-семицветик»
Познавательные УУД :
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей.
Коммуникативное УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, взаимопроверку, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
1. Проблемная ситуация
Решите пример 3кг + 5 см =?
Значит какой вывод можно сделать?
2.Выполнение задания 5 на с. 9.
– Сделайте записи Вовы верными равенствами и запишите эти равенства в тетрадь.
– Заполните таблицы (по вариантам):
I вариант
Величина
Уменьшить на
Результат
7 см
2 см
5 кг
4 кг
10 дм
3 дм
8 л
5 л
9 кг
4 кг
II вариант
Величина
Увеличить на
Результат
8 дм
1 дм
3см
5 см
5 кг
5 кг
4 л
5 л
2 кг
1 кг
Проверка осуществляется путем сверки с таблицами на слайдах 5,6.
Слайд 7.
3.Работа в паре: задание 6 на с. 9.
Расскажите, вы прочитали задачу? А почему?
Попробуйте составить задачу.
– Что лежит на весах? В каком положении стоят весы? Расскажите друг другу, какие гири использовали для равновесия.
Решить нельзя, потому что разные мерки величин.
Складывать и вычитать можно только одинаковые мерки величин.
Дети решают и записывают эти равенства в тетрадь.
Работают по вариантам
Проверяют себя сами.
Взаимопроверка
Оценивание «Светофор»
-- задание выполнено хорошо
-- задание выполнено, но с ошибками.
-- задание не выполнено
Проверка осуществляется путем сверки с таблицами на слайдах 5,6.
Потому что задача состоит из условия, вопроса, решение и ответа.
Дети составляют задачу. И решение записывают в тетрадь.
4+2= 6 (кг.)- на одной чаше весов
6-1= 5 (кг.)
Ответ: масса пакета 5 кг
Регулятивные УУД:
- Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
– Какие величины повторили? Чем они отличаются от других признаков предметов?
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности
Ребята оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов, которые лежат у вас на партах давайте на поляну посадим цветы:
красный цветок (роза) – на уроке ничего не получилось,
желтый (тюльпан)- на уроке получилось, но не все.
Синий(незабудка)- на уроке все, получилось.
Спасибо всем за урок! Можете забрать цветок домой. вручение тюльпанов, тем кто хорошо работал.
Слайд 8. Молодцы!
Хорошо Вы потрудились,
Вам пора и отдыхать,
Перемену веселитесь,
И начнем урок опять.
Отвечают на вопросы учителя.
Дети дарят тюльпаны гостям.
Регулятивные УУД^
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Рисунок 2Рисунок 115