Разработка урока по математике Новая мерка. Умножение

Астана
ШЛ № 27
Учитель начальных классов: Хитрук Е. В.
Урок математики во 2 классе.

Тема: Новая мерка. Умножение.

Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение. Раскрыть его смысл и практическую целесообразность, познакомить с соответствующей математической символикой и терминологией.

Задачи: 1) ввести новое арифметическое действие;
2) найти взаимосвязь сложения и умножения;
3) научиться вычислять площадь фигур с помощью умножения;

Ожидаемые результаты:
1) смогут заменить сумму одинаковых слагаемых произведением;
2) сумеют применять новую мерку при вычислениях;
3) попробуют взаимодействовать в парах, группе;

Оборудование: схемы-таблицы с зашифрованным словом, листочки для эссе, опорные конспекты, портрет Пифагора.

Ход урока:

этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время, стратегии

I.Побуждение.




























II.Осмысление.
Реализация.






























































































































































III. Рефлексия.








Заключение.




Оценка.




Домашнее задание.
«Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа».
(Ю. Яковлев)


Чему мы будем учиться?
О чём просит запомнить автор, к чему призывает?
Какие математические действия помогают научиться хорошо считать?
Какие уже умеем выполнять? Проверим?
Устный счёт по группам цепочкой.
1 группа: 2,4,6,8,10
2 группа: 3,6,9,12,15
3 группа: 4,8,12,16,20
4 группа: 5,10,15,20,25
5 группа: 6,12,18,24,30
( Можно задавать сопутствующие вопросы на нахождение общих признаков чисел или лишнего.)
Для чего нужно уметь присчитывать не только по 1, но и по 2,3

Решение логических задач на сложение одинаковых слагаемых.
а) По двору гуляют 7 щенят. Сколько у них ушей?
2+2+2+2+2+2+2 = 14 (у.) А
б) Сколько у них лапок?
4+4+4+4+4+4+4= 28 (л) Е
в) Кузнец подковал 5 лошадей. Сколько подков ему потребовалось?
4+4+4+4+4= 20 (п.) Р
г) Лыжник прошёл в 1-ый час 1\2 пути, а во второй – остальные 8 км. Какова длина всего пути?
8+8= 16 ( км) К
д) Ира в первый день прочитала 1\3 книги, а во второй – остальные 20 страниц. Сколько всего страниц в этой книге?
20+20+20= 60 (стр.) М
Какое слагаемое брали? Сколько раз?
Всегда ли удобно вычислять таким способом?
Чтобы узнать новый способ вычислений, расположите ответы в порядке убывания. Какое слово получилось?

60
28
20
16
14

М
Е
Р
К
А


Что такое мерка?
Какие мерки знаете? (см, литр, пачка коробка)
Для чего выбирают мерку? (Для удобства)
При подсчёте ушек, лапок какое число брали за мерку? Почему?
Постановка проблемной ситуации.
А если такая задача: « В школе за одной партой сидят 2 ученика. Сколько учеников сидят за 100 партами?»
Как же нам быть? Может, стоит продолжить?
2+2+2+100 раз =
-Значит, нужна новая мерка. Какая? Удобная запись суммы одинаковых слагаемых, т.е. укрупнить единицу счёта. И на помощь к нам пришло ещё одно математическое действие – умножение.
Возможно, вы уже слышали это слово. Запишите на листочке свои ассоциации к этому слову.

у

знак

действие таблица умн.

- Назовите корень слова «умножение», значит, это действие увеличивает или уменьшает результат?
-У действия есть свой знак. Как он выглядит? Может, вы знаете? (Вывешивается карточка с изображением математического знака)

«Я – знак умножения для облегчения сложения!»

Из истории появления знака «умножить»:
Знак умножения «косой крест» Х впервые ввёл английский математик Вильям Оутред (1575-1660), а позднее, в 1698 году немецкий математик Г. Лейбниц ввёл знак умножения «точка».
Докажем. Что умножение облегчает сложение. Заменим данные суммы выражениями на умножение.
2 х 7=14
4 х 7=28
4 х 5=20
8 х 2=16
20 х 3=60
Быстро? Удобно? Первое число показывает какое слагаемое брали, а второе – сколько раз. Вы скажете: всё равно при вычислении надо складывать, но выведена и записана таблица умножения, запомнив которую, вы будете легко вычислять.

Из истории появления таблицы умножения:
« Авторство этой таблицы приписывают Пифагору Самосскому (ок. 580-500 гг. до н.э.). По преданию, Пифагор изучал математику, астрономию, астрологию и все связанные с этим науки в Индии и Египте». ( вывешивается портрет)
« Таблица умножения достойна уважения. Она всегда во всём права: что б ни случилось в мире, а всё же будет 2х2 по - прежнему 4!»

Разминка:
«Руки ставим все вразлёт:
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
2х2, 2х2.
Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите
2х2, 2х2.
Опустили руки вниз, и на место все садись!»

Первичное закрепление по учебнику:

Запиши короче следующие суммы с помощью знака умножения:
7+7+7+7=
12+12+2=9+9+9+9+9=
48+48=
а+а+а=
в+в=
х+х+х+х+х=
у+у+у+у+у=

Индивидуальные задания:
Реши уравнения с объяснением:
1 ученик
17+17= 17 *Х х =
26+26+26= 26*У у =
х+х+х+х= 45* 4 х =
у+у+у = 115 * 3 у =


2 ученик:
20+20+20 * 20*3
40+40 * 40*3
21+21+21 * 21*3
30+30+30 * 20*3

Так что же такое «умножение»? Вернёмся к нашему «солнышку» и допишем. (предполагаемые ответы детей)
Сначала допишите на листочках свои ассоциации. Обсудите в группе и презентуйте.
Сложение одинаковых чисел называют умножением.
а+а+а++а = а х в
в раз

Карточка выхода:
Что узнал нового?
Что понравилось?
Какие трудности возникли?

Даются номера для закрепления из учебника.


Дети рассажены в группы по 5 чел.

Дети читают отрывок стихотворения и находят строки, в которых заключены задачи урока.


Дети называют сложение и вычитание.

Присчитывают по 2, 3, 4,5, 6







Для удобства и упрощения.


Дети записывают выражения на сложение в тетради и на доске, находят их значения.

















Дети в группе заполняют таблицу и получают слово «мерка».



Дети называют знакомые мерки.



Дети называют числа 2,4 и объясняют, что так быстрее и удобней.





Предполагается, что учащиеся смогут назвать новое действие – умножение.

Дети за 1 минуту пишут свои ассоциации, обсуждают в группе, презентуют.


Дети называют корень «множ»






















Дети под руководством учителя записывают произведения рядом с соответствующей суммой одинаковых слагаемых.





































Дети в группах заменяют суммы произведениями с комментированием.






















В это время даются индивидуальные задания за доской



Дети дописывают свои ассоциации после первичного закрепления материала.

2 минуты

















5 минут









25 минут































































































































































10 минут









2 минуты
































умножение



Ў: 15тZ Основной текст с отступом4 Основной текстTimes New RomanCourier New
Астана