Урок математики в 1 классе. Тема: Какие бывают мерки? Мерка,измерение предметов и фигур.


Урок математики в 1 классе по программе развивающего обучения
ТЕМА: КАКИЕ БЫВАЮТ МЕРКИ? МЕРКА, ИЗМЕРЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ФИГУР.
Учебные задачи:
Знакомство со способом измерения предметов при помощи посредника; введение понятия "мерка"; работать над умением применять мерки на практике.
ХОД УРОКА.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.1. Установка психологического комфорта.
Настроились на урок математики. Покажите ваше настроение.
Сегодня нам предстоит интересная и серьезная работа.
Стук в дверь: Почтальон Печкин:
-На ваш адрес поступила телеграмма из далекой Африки."Помогите Мартышке, Попугаю и Слоненку измерить рост (длину) Удава. Удав получается разной длины. Срочно приезжайте.
Ваш друг Чунга-Чанга."
-Нам нужно готовиться в путь. Давайте построим корабли для путешествия в Африку.
- Приготовьте веревочки, они могут понадобиться в пути.
( Работа в группах по 7 человек. Конструирование из треугольников). - Молодцы, построили (сконструировали) быстро и аккуратно кораблики. Покажите своим товарищам. (Показ).
В багаж возьмём только те знания, которые нужны для разрешения спора.
2. Актуализация знаний.
-По каким признакам мы научились сравнивать предметы, фигуры? (По площади, объему, ширине, длине, форме...)
- Каким способом можно сравнить предметы по длине? (Наложением).
- Хорошо. Итак, мы знаем: чтобы сравнить предметы или фигуры по длине, их надо наложить или присоединить, совмещая начала и стороны.
А как быть, если предметы, которые нужно сравнить, окажутся друг то друга далеко, их невозможно приблизить, наложить?
Мы знаем, как это сделать? (Нет).
3. Постановка учебно-практической задачи
-Итак, мы не знаем, как сравнить предметы или фигуры по длине,если эти предметы далеко друг от друга. Т.е. какая задача стоитперед нами? Что нужно научиться делать?
(Мы долэюны найти способ сравнения и измерения предметов и фигур, находящихся не рядом).
II. Операционно-исполнительный этап.
4. Решение учебно-практической задачи.
Решением нашей учебной задачи мы займемся на кораблях, по пути в Африку.
Поднимитесь на палубу. (Физминутка под музыку песни "Чунга-Чанга")
Попрошу приготовить ваши верёвочки, выбрать самую прочную и измерить её длину. Как измерите?
Попрошу отдать мне ваши верёвочки, но одинаковой длины. Как отрежите? Как (чем) измерите? Что нужно для этого?
- Предлагаю договориться между группами о едином посреднике (например, счетная палочка или одинаковые полоски).
5.Рефлексия.
-Итак, какой способ измерения предметов, далеких друг от друга, мы вывели? (Измерение при помощи одного посредника)
6.Формирование навыка работы с общим способом.
-Какой из предметов подойдет (как посредник) для измерениявысоты окон в классе и коридоре?
(Предлагаю Измерьте длину одной парты при помощи данного вам карандаша. Сообщите результаты.
Как по-другому можно назвать посредника для измерения? (Мерка).
Какой меркой можно измерить величину ваших кораблей? ( треугольник).
7. Контрольно-оценочный этап.
Я раздаю каждой паре по рисунку "Удав". Вы должны подобрать наиболее подходящую мерку и измерить его длину. Сообщите результаты.
Итак, на горизонте показалась Африка. Давайте подведем итоги нашей работы, назовем решение учебно-практической задачи.
Чему хотели научиться? (Измерять предметы при помощи посредника "мерки").
Для чего это нужно? (Чтобы помочь решить спор между Мартышкой, Слонёнком и Попугаем.)
Вот нас уже встречает Чунга-Чанга и спорщики.
Какую мерку для измерения длины Удава мы можем подобрать?
(у Мартышки банан;у Слонёнкабревноу Попугаяшаг?)
А можем мы предложить ровную бамбуковую трость? (Да).
Прошу дать самооценку работе вашей группы.

Отлично хорошо могу работать лучше
По возвращении домой мы научим своих друзей измерять предметы и фигуры при помощи мерки.
Чунга-Чанга приглашает на свой День Рождение. (Угощает детей и гостей сладостями.)