Обобщение педагогического опыта на тему Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку в начальной школе
Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в начальной школе
Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.
Цель: обобщить и систематизировать теоретические положения о системно-деятельностном подходе в обучении английскому языку в начальной школе.
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса.
Основа ФГОС
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи:
развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества;
развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам;
индивидуальный подход к ученикам;
развитие коммуникативных навыков у учащихся;
ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно осуществляют алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.
Особенности системно-деятельностного подхода в начальной школе
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
В Основной образовательной программе начального общего образования указывается, что «иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций». Интегративной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста (познавательную, игровую, художественную, проектную, исследовательскую и т. д.) Таким образом, перечисленные виды учебной деятельности получают приоритетное развитие в соответствии с новым и ФГОС.
Реализация идей системно-деятельностного подхода, заложенных в основу ФГОС в УМК “FORWARD” (на примере комплекта для второго класса) прослеживается через следующие аспекты:
1) наличие в системе упражнений нацеленности на результативность каждого вида деятельности;
2) мотивированность любых видов деятельности;
3) нацеленности содержательной стороны комплекта на личностное развитие младших школьников, нравственное обогащение в ходе любых видов деятельности;
4) сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности;
5) обязательную рефлексивность всякой деятельности.
Деятельностная сущность обучения английскому языку осуществляется через «деятельностные задания», которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.
Например, на уроках мы с обучающимися выполняли задания на сопоставление звука, буквы и слова с использованием разноцветных шаров и схем в виде паровоза с вагончиками, обозначающими правила чтения гласных в разных типах слога и исключения (SB, с. 10, 47, 59, 79) задания на раскрашивание шаров со звуками. Детям такие задания очень нравятся.
Очень часто проводим разнообразные игровые упражнения с использованием «ноутбука» (SB c.79, AB c.93, 6). Учащимся нравится находить новые буквы, «озвучивать» клавиатуру — произносить название букв, «печатать» изученные слова, что позволяет закрепить орфографические навыки и навыки чтения. «Ноутбук» может также служить и средством контроля. Для формирования регулятивных УУД используются задания для работы дома самостоятельно с записью на диске. Из опыта работы могу сказать, что учащиеся, работающие самостоятельно дома с аудиозаписями быстро и хорошо улавливают и копируют произношение, интонацию, лучше запоминают ЛЕ урока. Работа с аудиозаписями в привычной домашней обстановке позволяет более медлительным или менее общительным учащимся полнее реализовать свои возможности.
Обучение аудированию строится таким образом, чтобы поддерживать постепенно формирующиеся умения, поэтапно развивая их. С этой целью слушаем тексты разного характера, записанные носителями языка. Все тексты проиллюстрированы в учебнике в виде привычных для детского восприятия комиксов, помогающих ученикам младших классов лучше понять и запомнить содержание диалога или рассказа. Особенно нравятся учащимся задания «послушай и раскрась», «послушай и нарисуй». К концу первой четверти в арсенале учащихся накапливается достаточное количество песен, рифмовок и стихов, и мы проводим конкурс стихов и песен.
Оценка результатов учебной деятельности по ФГОС предполагает формирование ученического «портфолио». В него включаются творческие и проектные работы учащихся, выполненные в течение учебного года, например словарь в картинках, автопортрет с краткой аннотацией (РТ с.21 №Д), различные кроссворды (РТ с.25 №F), поздравительные открытки и другое.
Проектная работа на уроках английского языка
(реализация принципов деятельности, непрерывности, целостного представления о жизни, психологической комфортности и творчества)В начальной школе на уроках английского языка целесообразно использовать индивидуальные минипроекты и групповые проекты.
Для разыгрывания диалогов изготавливают фигурки персонажей учебника (связь с изобразительным искусством), кукольный театр (связь с литературным чтением, изобразительным искусством, технологией), «Словарь в картинках». Для выполнения проектов ученики могут объединяться в группы, в пары по желанию или по рекомендации учителя. Каждая группа вырабатывает план своих действий, определяя задачи для участников. Результаты коллективной работы учащихся могут быть представлены в виде макетов, постеров, рисунков, таблиц, в том числе выполненных на компьютере. Именно в проектной работе интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку на начальном этапе представляется наиболее оправданной. Через проекты происходит не только формирование коммуникативной культуры, но и информационно-коммуникационной компетенции младших школьников. Для обеспечения в классе обучающей информационно-коммуникационной среды в кабинете есть место для демонстрации проектов учащихся, которые становятся наглядным материалом.
Таким образом, считаю, что идеи системно-деятельностного подхода реализуются мной в полной мере.
Структура урока и особенности некоторых его этапов в технологии системно-деятельностного подхода
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение в деятельность;
• выделение содержательной области.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• Выполнение заданий с проговариванием. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.Педагогические технологии, с помощью которых можно реализовать новые требования:
-технология проблемного обучения,
- технология проектного обучения,
-информационные и коммуникационные технологии
В своей работе я использую системно-деятельностный подход на всех этапах урока. В начале урока предлагаю ребятам самостоятельно определить тему урока по картинке, схеме-опоре, отрывку из видео. Разминка также проходит динамично- мы составляем скороговорки из отдельных частей, обьясняем значения пословиц примерами из собственного опыта.
Основная часть урока - это работа с лексикой с помощью различных лексических игр( лексическая змейка, лексический гребешок, сканворды и пр.), задания по тексту нестандартного характера( метод пирамиды, различные опорные схемы, перенос текстовых ситуаций в реалии современности ), изучение грамматики в ситуациях общения, проведение разминки
(релаксационной паузы), использование ИКТ на каждом уроке, самоанализ и самопроверка; подбор заданий, при выполнении которых мои ученики максимально смогут раскрыть свои творческие способности.
На завершающем этапе постоянно прошу детей самостоятельно сделать выводы, интересуюсь, какие задания были для них наиболее интересными (трудными). Стараюсь, чтобы домашнее задание было творческим, посильным, носило индивидуальный характер.