Выступление из опыта работы Формирование коммуникативных способностей на уроках иностранного языка через игровую деятельность как фактор повышения мотивации в обучении иностранному языку.ь
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕНЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам. Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка. Я считаю, что в любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры. Игра вызывает непроизвольное внимание учащихся, способствует улучшению дисциплины, все это залог прочности знаний. Игра может применятся как средство обучения всем аспектам знаний языка и всем видам умений и навыков. Она используется в качестве формы первичного и дальнейшего закрепления, повторения и контроля языковых знаний, развития и контроля умений и навыков. Игра становится более эффективной, если её сочетают с различными видами наглядности и особенно техникой. Играя на уроках иностранного языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется в определенных и постоянно расширяющихся пределах
Роль игровых методов в обучения иностранному языку
В обучении иностранного языка, не обойтись без игр. Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языку с первых уроков. Ее действие состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, тем самым вовлекая даже самого «слабого» ученика, так как «хорошая игра» содержит в себе усилие (физическое, интеллектуальное. эмоциональное или духовное), доставляя ребенку радость. С помощью игр можно развивать наблюдательность, память, развивает умение принимать самостоятельные решения, поднимает самооценку, осваивать новые умения, развивать навыки и просто повеселиться и отдохнуть. Игра универсальна еще и в том смысле, что ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся.
С помощью игры можно достичь разных образовательных целей:
Например:
- игра – весьма удачное решение повторить пройденное;
- быстрая, спонтанная игра оживляет, повышает внимание, улучшает восприятие;
- с помощью игры можно закрепить пройденный материал;
- игры помогают запоминать глубоко и надолго. Учащиеся обычно запоминают то, что им было приятно делать;
- игра – превосходный способ вовлечь учеников активно работать на уроке.
- игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;
-игры делают процесс обучения, порой утомительный и трудный, весёлым, что усиливает мотивацию к учению;
- игра – это идеальная возможность расслабиться;
-игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Советский психолог А.Н. Леонтьев утверждал , что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы.
Игра – явление сложное и многогранное. Существуют следующие функции игры:
- обучающая
- воспитательная
- самовыражающая- развлекательная
- коммуникативная
- психологическая
- релаксационная
- компенсаторная
Обучающая функция – развивает умения и навыки, такие, как память, восприятие, внимание и т.д. В процессе обучения иностранного языка приходится запоминать новую лексику, учиться воспринимать иноязычную речь, учиться работать с Интернетом, делать это через игру интереснее, игра облегчает учебный процесс.
Воспитательная функция - формирует положительное отношение к иностранной культуре.
Функция самовыражения – реализовывает творческие способности ребёнка, ведь в игре это проще сделать.
Развлекательная функция – создает благоприятную атмосферу .Превращает занятие в увлекательное приключение .
Коммуникативная функция – объединяет и устанавливает эмоциональные контакты между взрослыми и детьми, формирует навыки общения. Иноязычный язык является средством общения с представителями другой культуры, на уроке иностранного языка довольно сложно воспроизвести ситуацию неподготовленного общения, поэтому игра является незаменимым видом деятельности на уроке. Игра поможет преодолеть языковой барьер, ошибку «боязнь», неловкость, которая может возникать у детей при выражении мыслей на иностранном языке.
Психотехническая функция – формирует навыки психофизического состояния для эффективной деятельности, т.е. формируется перестройка психики для интенсивного усвоения. Игра позволяет создать хороший психический и физический настрой, для интенсивного усвоения большого количества материала на уроках иностранного языка.
Релаксационная функция – снимает нагрузку на нервную систему ребёнка, при интенсивном учении, труде. Учебная нагрузка не всегда соответствует возрастным особенностям ребенка, приходиться изучать большое количество разных предметов. Игра на уроке иностранного языка замечательная возможность отдохнуть, расслабиться, разнообразить обычный школьный день.
Компенсаторная функция – реализовывает личностные стремления, т.е. в игре ребенок учится тому, как можно передать свои мысли, выразить свои желания, используя доступные ему средства общения.
Виды игр
Дети привыкли творчески относиться к учебному процессу, и работать с ними в традиционном режиме означало бы отсутствие интереса у детей. Использование игры повышает мотивацию детей к изучению иностранного языка. Существует огромное разнообразие игр, их можно разделить на две группы: подготовительные игры и творческие игры.
Цель подготовительных игр – сформировать новые навыки, т.е. построить фундамент речи. К подготовительным играм можно отнести: фонетические, лексические, грамматические и орфографические. А для того, чтобы заменить однообразные тренировочные упражнения, не приносящие удовлетворения, на игры, которые сделают обычный урок интересным и увлекательным.
Цель творческих игр – сформировать дальнейшее развитие речевых навыков и умений. Они тренируют учеников в умении творчески использовать речевые навыки, а так же можно использовать в повторении пройденного материала. .
О месте игр на уроке и отводимом времени на игру разные авторы смотрят по разному. Ясно одно, что все это зависит от ряда факторов.
Подготовительные и творческие игры включают в себя несколько видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала:
Дидактические игры - используются в практической деятельности для усвоения языкового материала. При этом внимание и запоминание непроизвольны.
Музыкально-дидактические. Используются в работе над фонетикой иностранного языка, что позволяет расширить диапазон языковой практики.
Грамматические игры. Цель данного вида рассчитано на развитие звукового и буквенного анализа слов ,научить учащихся употреблению речевых образцов, грамматически правильно.
Подвижные игры. Подвижные игры можно проводить в промежутках между занятиями, на переменах, на уроках. Жизнь ребёнка – это движение. Поэтому подвижная игра создаёт благоприятную почву для развития двигательной активности и решению учебно-воспитательных задач. Движение, говорение, аудирование – все три действия в сочетании, позволяют довести речевой материал, используемый в игре до автоматизма.
Драматизация. В основном, в основе таких игр лежат сказки. Драматизация на иностранном языке даёт возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, позволяет развить образную, выразительную речь отработать интонацию.
Лексические игры. С помощью лексических игр можно тренировать лексические навыки говорения, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся, употреблять лексику в ситуациях, отрабатывать отдельные операции в структуре лексических навыков чтения.
Аудированные игры. Игры данного вида приносят наибольший эффект, так как игра активизирует мыслительную деятельность, а так же развивает слуховую памяти и реакцию.
Фонетические игры. С помощью этих игр можно практиковать и развивать произносительные навыки учащихся.
Орфографические игры. Цель этих игр – правописании английских слов.. Часть игр рассчитана на тренировку памяти.
Речевые игры. Данный вид игр помогают в осуществлении следующих задач:
- научить учащихся выражать мысли в их логической последовательности;
- научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки,
- обучать учащихся речевой реакции в процессе коммуникации;
Ролевые игры. Наиболее интересными и эффективными, на мой взгляд, являются ролевые игры. Ролевую игру отличает, спонтанность и свобода речевого и неречевого поведения персонажей. В ходе самой игры каждый участник игры организует свое поведение в зависимости от ситуации, коммуникативного намерения и поведения партнеров.
Примеры игр
Фонетические игры
Кто быстрее?
Цель: формирование и совершенствование навыков установления звукобуквенных соответствий и значений слов на слух.
Ход игры: обучаемым раздаются карточки, на которых в первой колонке приводятся слова на иностранном языке, во второй — их транскрипция, в третьей — перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке пронумерованы по порядку следования. Каждый обучаемый должен, как только преподаватель произносит то или иное слово, поставить его номер рядом с соответствующими транскрипцией и переводом на русский язык (или соединить все три соответствия непрерывной чертой). Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее установит соответствия между иноязычным словом, транскрипцией и переводом.
Орфографические игры
Дежурная буква.
Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.
Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, преподаватель говорит: «Сегодня у нас дежурит буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?». Время выполнения задания (3—5 минут)
Кто больше?
Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.
Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна записать на доске как можно больше слов по темам: а) названия спортивных игр; б) животные; в) цвета и т. д.
Лексические игры
Цвета.
Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета
Последняя буква.
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из второй команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает команда, которая последней назовет слово.
Практика доказывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям, а также способствует повышению эффективности устной речи на уроках иностранного языка.