Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на народных традициях в творческом объединении «Волшебный клубок».
Слайд № 1. Мастер-класс на тему
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся на народных традициях в творческом объединении «Волшебный клубок»Слайд № 2.
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре»
Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Слайд № 3. Цель мастер-класса: распространение опыта работы педагога дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на народных традициях в объединении «Волшебный клубок». Слайд № 4. Задачи мастер-класса:
– распространить опыт работы педагога по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на народных традициях;– передать опыт изготовления Мартинички – куколки из ниток посредством комментированного показа;
– рефлексия собственного профессионального мастерства.
Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы педагога по развитию духовно-нравственного воспитания обучающихся на народных традициях.Оборудование: пряжа красного и белого цветов (шерсть, акрил), основа из картона, ножницы.
Слайд № 5 .В современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» – это формирование духовно-нравственной личности, неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это «совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. Творчество возможно только в культуре, творчество и культура неразделимо связаны» – так говорит о сущности народной культуры Константин Михайлович Хоруженко. И сколько бы времени не проходило, проблемы духовности всегда будут волновать человека, как городского, так и сельского жителя.
В наше сложное время происходят радикальные изменения в обществе, которые, безусловно, находят своё отражение и в самом образовании, как школьном, так и дополнительном. Ребёнок приходит в учреждение дополнительного образования, чтобы найти для себя радость, раскрыть свои природные задатки, приходит чтобы стать успешным.
В учреждении дополнительного образования для детей привлекательно то, что «программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно им знать, а предлагают выбор в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями». Поэтому обучающиеся учреждений дополнительного образования выбирают себе ту программу, которая трогает их маленькое сердце и не оставляет его равнодушным.
Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир. Слайд № 6. На наших занятиях мы с девочками посещаем выставки, знакомимся с народными промыслами, Слайд № 7. пытаемся воплотить идеи народных умельцев, работающих в разных направлениях – в вязаных изделиях. Слайд № 8. Так мы связали шкатулку «Хохлома», панно «Жостовские мотивы», Дымковскую барыню и птичку, а в мечтах – выполнить работу в стиле гжельской росписи. Слайд № 9. Для изготовления этих работ мы с девочками знакомились с историей возникновения данных народных промыслов и их традициями.
Культурные традиции тесно связаны со средой и социально обусловлены. Многие из них возникли в силу объективных требований, которые закреплены и поддерживаются общественным мнением. В традициях проявляются специфические черты материальной и духовной культуры, сознания и психологических особенностей взаимоотношений с другим народом. Являясь элементом этнического самосознания, традиции выступают как коллективная социально-историческая память, они определяют общность переживаний, укрепляют чувство патриотизма, национальной гордости, любви к своей земле и народу.
Традиции народной культуры продолжают жить в наше время благодаря своей ценностной ориентации. Человек всегда стремился увиденное вокруг себя воплотить надолго, чтобы красота всегда радовала человека, помогала ему жить.
Духовные ценности – это высочайшее достижение народной культуры, это результат не одного индивида, а целого народа и многих поколений. Жизнь народа отражает все элементы быта, начиная с дома. Нравственное же начало народной культуры неотделимо от народного сознания, от космического начала, переживания, добра, любви. Оно пронизывает жизнь народа, одухотворяя среду, воплощаясь в материальных и духовных образах народного искусства, отражается в методах и средствах воспитания подрастающего поколения. И особенным является сохранение отношения к природе.
Первоначальный признак народной культуры – её синкретизм, отражающий три формы бытия: культура, общество, человек. Один из важнейших признаков народной культуры – традиционный.
Традиционная культура использует язык, миф, утварь, жилище, пищу, оружие как периферийные знаки культуры. Важнейшим средством передачи и сохранения всех элементов народной культуры является социально-историческая память, она формируется через познание прошлого и передачи знаний в настоящее, она поддерживает непрерывную связь прошлых поколений с настоящим, способствует этнической эволюции, в этом её огромная роль в развитии личности. Большое значение в сохранении и передаче элементов этнической культуры играют обычаи, ритуалы, обряды и праздники. Ведь вся духовная культура древних славян строилась на основании понятия «культ» - вера, обычаи, традиции, от которого и произошло само понятие «культура». В традиционной культуре ритуалы играли важнейшую роль, так как они определяли само существование мира. Ритуал объединял человека не только с общностью людей, но и с природой, с космосом, духом предков, миром животных. Календарные праздники являлись отражением взаимосвязи человека с природой. Бытовые обряды, появившиеся вместе с мифологическими, определяли бытие и регулировали отношения между людьми.Слайд № 10. Календарные праздники и обряды в наше время – это составляющая часть культуры и народа. Это то, что отражает жизнь, помогает помнить доброе и хорошее, что оставили для потомков прошлые поколения. С каким удовольствием празднуются и новый год, и масленица, и троица, и пасха, как в городе, так и в деревне. Можно не только участвовать самому в празднике, но и устроить праздник для близких и друзей, в своем же детском творческом объединении. Слайд № 11. А для проведения таких праздников требуются атрибуты, которые ребята могут изготовить сами на занятиях объединения. Слайд № 12. Сколько интересного можно сделать своими руками! Вязаные украшения (бусы, веночки, пояса, цветы), вязаные куклы и куклы из ниток и многое другое.
Слайд № 13. Сегодня мы с вами попробуем изготовить куклу из ниток Мартиничку. Мартинички – это соединенные пояском две куколки, скрученные из ниток – белая и красная, мужская и женская. Красный и белый цвет – олицетворяют ярую силу жизни и волю богов на эту жизнь данную. Белые нитки – символ уходящей зимы, красные – символ весны и жаркого солнца. Соединенные мужская и женская фигурки разных цветов – единство двух начал, славянский аналог Инь-Янь.
Чаще всего этот оберег делается в виде двух куколок, но вполне допустимы и такие: колокольчики, помпончики, пара цветочков и т.д. Важно, чтобы они были в паре и связанные между собой. Обязательно соблюдать цветовуюгамму – красный и белый цвета.
Название Мартинички уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Мартиничек девушки развешивали на деревьях, где их раскачивал весенний ветер, в иных местах дети привязывали их к длинным шестам вместе с жаворонками, которых специально выпекали, и, размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну.
Слайд 14. Для работы нам понадобятся красные и белые нитки (шерсть, акрил, или ирис), ножницы, заготовка из картона.
Слайд 15. Берём заготовку из картона, на которую мы будем наматывать пряжу. Размер картонки 5*5см. Это величина символическая. Каждый для себя определяет размер куколки по желанию.
Слайд 16. Делаем туловище куколке и юбку. Наматываем пряжу на основу из картона. Нитки туго не натягиваем.
Слайд 17. Под верхним сгибом проденем нить. Всё аккуратно снимаем с картонной основы, стараясь не перепутать нитки между собой.
Слайд 18. Нитку туго завязываем на 2-3 узелка. Таким образом мы намечаем макушку куколки.
Слайд 19. Делаем поясок. Здесь так же нужны нитки красного и белого цветов. Пояс можно свить в виде жгутика или сплести косичкой.
Слайд 20. В начале и в конце пояса нитки оставляем свободными, где-то 5-6см. Этими нитками мы будем крепить концы пояса к головам куколок. Чтобы пояс не расплетался, между плетением и свободными концами завяжем узелок.
Слайд 21. Закрепляем один конец пояса на голове куколки, прямо в том месте, где мы наметили макушечку. Завязываем на 2-3 узла и концы прячем внутри.
Слайд 22. Нитки по нижнему сгибу разрезаем.
Слайд 23. Формируем голову куколке. Если она получается слишком маленькая или не совсем круглая, то внутрь можно подложить кудельку из тех же ниток, их внутри видно не будет. На месте шеи укладываем 3-5 витков ниток, туго, и завязываем 2-3 узелка.
Слайд 24. Делаем ручки. Для этого проделываем то же самое, что и при изготовлении туловища куколке, но пряжи берём вдвое меньше.
Слайд 25. Чтобы удобнее было формировать куколке ладошки или кулачки, нам нужно оба сгиба подхватить на нитки, чтобы мы потом могли их завязать. Всё аккуратно снимаем с картонной основы.
Слайд 26. Туго завязываем нитки, как всегда, на 2-3 узелка.
Слайд 27. Делаем «манжетики» с двух сторон. Получается что-то наподобие ручек, сжатых в кулачки.
Слайд 28. Нити туловища куколки разделяем примерно на две равные пряди (перед и спинка). В образовавшийся «зев» вставляем ручки, и плотно притягиваем их к голове.
Слайд 29. Сразу под ручками несколькими витками нити намечаем талию. Нити затягиваем туго и завязываем на 2-3 узелка. Низ юбочки ровняем с помощью ножниц. Вот и готова наша куколка!
Слайд 30. Теперь мальчик. Делаем всё то же самое, что и при изготовлении девочки, но... Юбочку мы разделяем на две пряди (левую и правую). Это будут ножки.
Слайд 31. На ножках и ручках манжетики можно сделать красного цвета.
Слайд 32. Вот и всё! Мартинички готовы!
Слайд 33. Спасибо за внимание!