Нравственное воспитание и обучение учащихся на педагогических традициях татарского народа
Нравственное воспитание и обучение учащихся
на педагогических традициях татарского народа
“Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”
К.Д.Ушинский.
Цель:
Формирование у детей общего представления о народной культуре.
Задачи:
1. Вызвать интерес к обрядам и обычаям наших предков.
2. Введение ребенка в мир народной культуры посредством образов татарской культуры «от родного порога»;
3.Формирование активной личности, полноценного и жизнеспособного члена общества.
Старая поговорка гласит " Все новое - хорошо забытое старое". В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.
Процесс обучения и воспитания осуществляется в системе «внеклассная работа» и строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм: путешествий, выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами, музейных уроков.
В своей работе с детьми коррекционной школы я использую татарскую народную тематику малый детский фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику татарского языка, многообразие видов татарского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богат наш Татарстан, что составляет стержень национального характера.
В процессе приобщения детей к татарской национальной культуре необходимо учитывать педагогические условия, способствующие успешной реализации задач национального воспитания. Начиная работу по национальному воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать материал, который он хочет преподнести детям. Педагогу необходимо научиться видеть ход педагогического процесса во всем его многообразии. Творчески работающий педагог может не только представить содержание деятельности воспитанников, но и предусмотреть ее результаты.
Педагог должен также учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, предлагаемый материал должен быть доступным и интересным. При планировании воспитательно-образовательной работы с детьми необходимо учесть ранее приобретенный опыт. Некоторые дети хорошо поют, другие танцуют, это следует учитывать при планировании различных форм работы по приобщению к национальной культуре.
Одним из основных компонентов, составляющих культуру народа, является праздник. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Народный праздник, по определению большой советской энциклопедии, - «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям».
Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. По утверждению фольклориста И.М.Снигерева, народные праздники – это сильнейший и обильнейший источники к познанию народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания и с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы.
Все жанры, формы и элементы фольклора совокупно используются при проведении в нашей школе досугов и праздников на традиционной основе.
I форма – затейничество, в ее основе лежит игровая идея, затея, соответствующая содержанию праздника, развивающаяся в определенном сюжете. Это такие развлечения как, «Аулак өй», «Капка төбендә», «Каз өмәсе», «Әбимнең күңел сандыгы» и т.д.
II форма – наиболее популярная в настоящее время – концерт самодеятельности, демонстрирующий индивидуальные творческие возможности юных артистов.III форма – театрализованное представление, в основе которого игра драматизация по мотивам народной сказки. Игра драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выученного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ». Например, сказки «Шалкан», «Түгәрәк күмәч», «Бүре белән төлке» и т.д.
IV форма – организация праздничных утренников строится на основе народных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям их проведения. Например, праздник урожая «Сөмбелә», зимы «Нардуган», встреча весны «Нәүрүз», встреча перелетных птиц «Карга баткасы», «Сабантуй» и т.д.
В своей практике я наиболее широко использую выше перечисленные татарские народные праздники. Подготовка к празднику включает разучивание соответствующих стихотворений, пословиц-поговорок, частушек, песен, игр, загадок, хороводов, драматизацию сказок, игру на музыкальных инструментах. Воспитанники принимают активное участие в украшении помещения накануне праздника, готовят свои рисунки, поделки и т.д. При этом важно создать радостную атмосферу. Дети празднично одеты (используются татарские народные костюмы), находятся в хорошем настроении. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные и содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника. Каждый праздник можно превратить в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и взрослые. Такое проведение праздников оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Целью проведения таких праздников является приобщение детей к татарской национальной культуре, к традициям и обычаям татарского народа.
В воспитании заботливого отношения к людям большую роль играет семья. Семейное воспитание во многом определяет облик человека. Именно в семье начинается нравственное развитие ребенка. Добрые отношения между родителями и детьми оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции.
И мы заинтересованы в том, чтобы семья и школа слились воедино при воспитании у учащихся заботливости об окружающих людях на основе народных традиций. Доказательством и примером тому могут служить народные праздники и традиции, проведённые совместно с родителями, учащимися, классным руководителем и учителями. Так, при проведении в декабре месяце семейного праздника “ Каз өмәсе” (праздник белых перьев) была представлена литературно – музыкальная композиция, где участниками были родители классных коллективов седьмых классов. Дети нашей школы показали инсценированный фрагмент татарского традиционного мероприятия “Каз өмәсе”, порядок его проведения. После этого проводились совместные игры с родителями, танцы, пляски под народный инструмент баян.
Активное участие учащиеся и их родители приняли в традиционной народной семейной забаве “Аулак өй” (“Посиделки”). «Аулак өй» (с татарского — «свободный дом») обозначает молодежные посиделки или вечеринку в деревенском доме, когда отсутствуют взрослые. Традиция проводить такие посиделки распространена в сельской местности среди татарского населения. Театрализованное представление «Аулак өй» направлено на поддержание традиций и обычаев татарского народа и сохранение родного языка.
«Мы – спортивная семья» - одно из мероприятий, проводимых в нашей школе, которое сплачивает коллектив школьников, родителей и педагогов. Оно стало ежегодной традицией в честь знаменательных событий истории нашей Родины, нашего края. В этом году оно было посвящено победителям специальной программы паралимпийских игр в Пьенхане в начале зимы, а также выводу советских войск из Афганистана. Отрадно, что команды («Лучик» и «Солнышко») состояли из детей, родителей и педагогов.
В мини–состязаниях было несколько видов конкурсов различных сложностей, но это не только закаляло детей, развивало дух соревнования и первенства. Такие мероприятия сплачивают детей и взрослых, воспитывают их в духе коллективизма, здорового образа жизни. В марте совместными усилиями проводили праздник «Нәүрүз» (Масленица). «Нәүрүз» - это один из древнейших святых праздников у мусульман. Ему поклонялись, его ждали. Этот праздник призывает к дружбе между народами, к милосердию. По мусульманскому календарю, этот день является началом нового года. Празднуется этот день 21 марта.
Самым любимым днем каждого жителя нашего края является Сабантуй, праздник в честь плуга и земли. Проходит он между двумя важными полевыми работами - посевом и сенокосом. И в нашей школе в течение пятнадцати лет каждый год проводится праздник Сабантуй. Завершая учебный год, мы проводим итоги по учебе, по спорту и другим видам деятельности. Поздравления сливаются с песнями и танцами. Проводятся различные татарские игры и соревнования: скачки, бой горшков, бег с яйцом, срезание подарков и другие. В центре внимания конечно, татарская борьба (көрәш).
Мероприятия “Каз өмәсе” «Нәүрүз» «Мы – спортивная семья»
«Сабантуй».
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. При этом всегда нужно помнить слова А. С. Макаренко: «Ребенок - это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник.