Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа


Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа


“Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие” – писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.
Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста “оазиса культуры” на основе ознакомления с опытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственным ценностям, традициями, особенностями культуры.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
– создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях; – создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений;– воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;– использовать все виды фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы);– знакомство детей с народными праздниками, традициями, народными играми;
Свою работу по данной теме я строила на основе главных методических принципов:
учёт возрастных особенностей детей
доступность материала,
постепенность его усвоения.
На доступном уровне знакомила детей с народными играми, народным календарём, основами нравственной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом.
Всё это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. “Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой” становятся ближе, понятней ребёнку.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, с устным народным творчеством/ При отборе фольклорного материала учитывала возрастные возможности детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомила и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели песни, Практический опыт показал, что для детей дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы: потешки, загадки, считалки, короткие сказки/
С детьми, кроме более сложного фольклорного материала, мною проводились беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых упоминались предметы русского быта. Старалась объяснить смысл поговорки или пословицы, показать ситуации, при которых они употреблялись. Особое место в ознакомлении дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку, значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И, наоборот, разгадать загадку, значит, её метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно сложно. Во – первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным, поэтическим мышлением, а во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому очень важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.
Приобщение детей к творчеству русских умельцев начиналось с оЗнакомления детей с дымковской, городецкой, хохломской росписью. Особый интерес у детей вызывают яркие матрёшки, знакомила с особенностями этой игрушки, с историей её возникновения, сведениями о мастерах, её создававших. Знакомила детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделиями из дерева, глины, бумаги, картона, шитьё, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Помогала понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края.
Дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.
В совместной работе с родителями помогаю детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребёнка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Знакомство детей с русским народным костюмом, а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну, также занимает важное место в знакомстве детей с народными обычаями. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой, прапрадедушкой. Внимание дошкольников акцентировала на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения классифицировала его по принадлежности: праздничный, будничный, для женщины, девушки, женский, мужской. Знакомила с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогала детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить её в продуктивной творческой деятельности. В рисунке, аппликации дети украшали народный костюм – косоворотку, сарафан, кокошник.
Предметом познания народной культуры является и архитектура – как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культуры и природной средой.
Знакомя детей с архитектурой древнего и современного города, села, прибегаю к сравнениям, чтобы помочь ребёнку видеть общее в архитектурных строениях и их различие.
Дети получают представление о деревенском рубленом доме и его составных частях – сруб, крыша, наличники, ставни; знакомятся с понятием “изба”, “терем расписной”. Узнают о деревянной резьбе, её значении. Деревянная резьба дом молодит, он становится нарядным, красивым. Тут же дети знакомятся с пословицей: “Хорошая работа два века живёт”. Дети поясняют – человека уже нет на земле, а дело его, выполненное с любовью, остаётся жить долго, его берегут, им любуются – его дети, внуки, правнуки.
Дети знакомятся с мотивами орнаментальной резьбы – растительными, зооморфными и др. – стилизованными изображениями зверей, животных, людей, солярных знаков, цветов, листьев и т.д. Дети получают представления о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия, отмечают своеобразие лепнины или резьбы, находят в современном украшении домов те элементы, которые использовались предками.
Это способствует развитию познавательной активности ребёнка. Во время строительных игр дети учатся строить дома, прокладывают дороги, конструируют мосты, украшают улицы. Начиная с одной улицы, ребёнок придумывает интересные здания, театры, небоскрёбы. А когда постройка готова, вместе с детьми обыгрываем её, организуя народные гулянья и ярмарочные представления.
Вначале вместе со взрослыми дети рассматривают иллюстрации, репродукции, фотографии. А затем совместно со взрослыми и сверстниками дети изготавливают объёмные изображения древнего города, крестьянского дома, колодец и т.д.
В совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми ребёнок получает первоначальные представления об использовании в наше время традиций народного зодчества при сооружении индивидуальных и общественных зданий. Рассказывая детям о культовых сооружениях – соборах, церквях – представляю их детям как исторические памятники, обращаю внимание на купола, украшения. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

Развивая интерес к русским традициям, вместе с музыкальным руководителем проводились музыкально-игровые праздники: « Осенины”, «Мамин день», “Новый год”, “Защитники Отечества”, “Наши любимые”, “Праздник птиц”, “Пасха”, “Никто не забыт, ничто не забыто”, “Именины берёзки” (троица). Дети вместе со взрослыми, исследуя особенности каждого народного праздника, устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Результатом проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.
Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
Воспитанники группы «Радуга»:
Используют в активной речи потешки, считалки, загадки, поговорки
Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в других произведениях изобразительного искусства
Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках , знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи.
Знают историю русского костюма, головных уборов.
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно к ним прикоснуться.