Конспект урока по теме : Диалектизмы,их употребление.Местные диалектизмы. (6 класс)

Цели:
познакомить учащихся с понятием диалекты и диалектизмы;
развивать умение наблюдать лингвистический материал;
самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;
развивать творческую интуицию; умение работать в паре;
формировать исследовательские навыки работы с лингвистическими словарями и научно-популярной литературой;
учить лингвистическому анализу художественного текста;
обогащать словарный запас учащихся.

Задачи:
обучающие – ознакомление учащихся с особенностями диалектной речи, углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся;
развивающие – формирование умения находить в художественных текстах диалектные слова, определять их роль;
воспитывающие – привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам.

Поприветствовать и представиться :) ОТМЕТИТЬ ОТСУТСТВУЮЩИХ

УЧИТЕЛЬ:Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересными и необычными словами,чтобы узнать что это за слова,обратимся к раздаточному материалу.

У вас на столе лежит раздаточный материал. Возьмите карточку № 1. Перед вами отрывок из повести Виктора Астафьева “Последний поклон”.

В повести Виктора Астафьева “Последний поклон” есть такие строчки:
(ЧИТАЮ САМА)
“Мы проходили середину реки, самую стремнИну. Называют её стрЕжнем, сЕлезнем, зЕрлом, стрелкой, струной и еще как-то, не вспомню. Но слова – это все какие – одно другого звучнее.”

УЧИТЕЛЬ:Нельзя не соглашаться с писателем. Слова действительно звучные и – более того – яркие, образные, точные.
Перед вами словарные статьи, объясняющие значение этих слов.

СПРОСИТЬ ПО ОДНОМУ УЧЕНИКУ ЗАЧИТАТЬ ИХ
СТЕРЖЕНЬ м. ось, вкруг которой что-либо вращается; сердечник, шворень, вообще копыл, торчок, на который что-либо надевается, насаживается; чем-либо отличная сквозная нутренность, средина вещи.

СЕЛЕЗЕНЬ м. селех ниж.-сем. утиный самец.

СТРЕЛКА
стрелки, ж. 1. Тонкая и узкая вращающаяся на оси пластинка, служащая указателем меры, направления, времени в измерительных приборах, на циферблате часов и др. Часовая стрелка. Минутная стрелка. Стрелка компаса.

СТРУНА ж. тянутая или витая нитка, тонкая вервь, сутуга, сутужина, на музыкальные инструменты; такая же сутуга, натяжная нить, бечевка, на ином орудии, тетива. Струны гусличные, скрыпичные. Струна шерстобитного смычка, - лука, дрели.

УЧИТЕЛЬ: Слова селезень, стрелка, струна в словарях есть, но то значение, с которым использует их писатель – “середина реки, стремнина”, в них не указано. Слово зерло вообще отсутствует => Почему слово зерло отсутствует в распространенных толковых словарях русского языка? Почему в них не указано то значение слов селезень, стрелка, струна, с которым в приведенном тексте употребляет их писатель? (ПОТОМУ ЧТО ЭТИ СЛОВА ОСОБЕННЫЕ)

Возьмите карточку № 2 и прочитайте еще один отрывок писателя Астафьева “Последний поклон”. Какие слова вам не совсем понятны?(ПОПРОСИТЬ ПОЧИТАТЬ УЧЕНИКА)

“Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскОтиной слышалось грубое бряканье бОтал и тиликанье колокольцев. За заплОтом нашего двора, над навесом, зашевелились куры, одна упала с шеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на неё прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я курицу в стайку, пробЕгал, завтра гляди да гляди – в огород заберутся, яйца в жАлице снесут.”

Учитель. Найдите незнакомые слова и подчеркните.

Дети. Поскотина, ботало, заплот, стайка, жалица.

Учитель. Попробуем их объяснить, что нам в этом поможет?

Дети. Мы можем догадываться лишь по общему содержанию текста.

Поскотина – это “место, где пасется скот”; ботало – “большой колокольчик, привязанный к шее пасущихся коров”; заплот – “забор возле дома”; стайка – “хлев для мелкого скота и птицы”; жалица – “крапива”.

УЧИТЕЛЬ:Нам пришлось догадываться о значении таких слов потому, что слова эти не являются общеупотребительными, их употребляют жители той или иной местности. Они называются местными или диалектными. Запишите в тетрадях ЧИСЛО,КЛАССНАЯ РАБОТА и тему урока: “ДИАЛЕКТИЗМЫ”(ДИАЛЕКТ + ИЗМ).

Давайте обратимся к учебнику.
Прочитаем диалог по ролям (РАСПРЕДЕЛИТЬ РОЛИ)
Почему мальчик не понял бабушку?

Дети.Она имела ввиду свёклу.

Учитель.СВЕКЛА-общеупотребительное слово (Что такое общеупотребительные слова?Это слова известные всему народу)
А так как слово «БУРАК» мало кому известно, значит оно какое- особенное, т.е. НЕОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЕ ==> ДИАЛЕКТНОЕ

Читаем определение слова ДИАЛЕКТИЗМ (попросить несколько учеников повторить)

Как вы думаете, нужны ли нам диалектизмы?Для чего?

Дети. Они обогащают русский литературный язык. Делают его ярким, самобытным, точным.

Учитель.Как и любое другое слово Большинство ДИАЛЕКТИЗМОВ можно найти в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. (ПОКАЗАТЬ ТОМ ДАЛЯ)

Но мы с вами можем воспользоваться и словарем в учебнике.Чтобы их найти, нужно учесть один момент.Вернемся к учебнику на стр. 64 (в самом низу).

ПОПРОСИТЬ ОДНОГО ПРОЧИТАТЬ

Учитель. Итак, как нам найти такие слова? (благодаря помете ОБЛ.)
Ищем в толковом словаре примеры (стр. 171,175,177,178)

Давайте снова вернемся к учебнику (стр. 117, упр. 64)

Физминутка

Изобразите фразу: Королевич услышал плач, надел плащ и потерял ключ.


Учитель. Итак, мы с вами познакомились с диалектными словами из произведения Астафьева, в учебнике поработали с текстом иузнали диалектные названия ветра,которые используют на севере.Но ведь в каждом городе,деревушке есть свои диалектизмы и наш город не исключение!А какие диалектизмы есть в нашей местности?

обоснулся-проснулся
блАзнится-мерещится
бознать что (бог знает что)

Горюн(о несчастном, попавшем в беду)
отсель (отсюда)

желтушка (лисичка)
волвёнка (волнушка)
берЕзик (подберезовик)
красИк (подосиновик)

Итог урока.

- Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются преимущественно в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача – сохранить их для потомков. Я хочу вам зачитать слова Г.Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 24 (учить определение с примерами), составить кроссворд






Default Paragraph Font Table Normal
No ListТекстовый блок A