Экологический проект «Местные особенности озеленения населённых пунктов: растения, которые использовались для оформления территории при жилых домах, общественных и культовых зданиях».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Богородская средняя общеобразовательная школа



Экологический проект
Номинация «Дерево возле дома».






Тема проекта:
«Местные особенности озеленения населённых пунктов: растения, которые использовались для оформления территории при жилых домах, общественных и культовых зданиях».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Кузнецов Евгений
14 лет 8 класс
Стариков Виктор
15 лет 8 класс
Руководитель работы:
Сагина Надежда Владимировна
учитель биологии
Сергачский район
село Богородское.









2014 год.
Оглавление:
1. Введение стр. 2
2. Актуальность стр. 2
3. Постановка проблемы стр. 2 – 3
4. Цель проекта стр. 3
5. Задачи стр. 3
6. Основной этап стр. 3
7. Описание деревьев стр. 3 – 7
а) русская берёза стр. 3 – 6
б) сосна обыкновенная стр. 6 – 7
г) рябина стр. 7
8. Заключительный этап стр. 7
9. Список литературы стр. 8































1
Введение.
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек –
Всю Землю -
Можешь только ты,
Разумный человек.
Русская природа, полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего родную землю. А. И. Герцен писал: «Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелющейся природе что – то мирное, доверчивое, раскрытое Что – то такое, что поётся в русской песне, что кровно отзывается в русском сердце».
Человек всюду и каждодневно прикасается с природой. Природные ресурсы нашего района и области – это леса, сады и зелёные насаждения в населённых пунктах, реки, озёра и пруды, воздух которым мы дышим, вода, которую мы пьём, окружающий нас животный мир. Это источник здоровья людей и кладовая народного хозяйства страны. Беречь, любить и охранять природу – дело всех и каждого. Заботиться о сохранении и приумножении богатств родной природы – прямая обязанность и высокий патриотический долг каждого россиянина, жителя нашей святой и легендарной земли.
Окружающая природная среда испытывает возрастающее воздействие хозяйственной деятельности человека, техногенных и других факторов. Появляются искусственные формы рельефа, распахиваются склонные земли, нарушается среда обитания многих зверей, птиц, насекомых сокращаются их численность и видовое разнообразие, уменьшаются запасы лекарственных растений.
В настоящее время экология превратилась в одну из главнейших междисциплинарных наук, решающую важнейшую проблему – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. И наверное потому прогнозисты утверждают, что XXI век – век экологии. А причиной тому – опасная по своим глубине и масштабам степень противостояния человека и остальной природы.
Глобальной проблемой является катастрофическое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет в среднем несколько видов животных и растений, и темп вымирания нарастает. Над этим стоит задуматься каждому. Разве не замечательно, когда нас окружает богатый животный и растительный мир!


Актуальность.
Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Важнейшая форма экологического  образования учащихся – практическое участие их в той или иной      экологической  деятельности. Организация и проведение акций – действенный инструмент  педагогики сотрудничества, объединения различных социальных групп в  созидательной деятельности, развития  социального партнерства. Какой бы характер  не носила экологическая акция, она является наиболее привлекательной формой  работы в процессе воспитания патриотизма и гражданской ответственности  молодежи, т.к. воздействует на все сферы сознания личности школьников:  интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Акции позволяют эффективно организовать различную практическую социально-значимую  деятельность в природе (исследования состояния окружающей среды и её компонентов, уход за ландшафтами агитационно-пропагандистскую работу). В наши дни приобретают большое значение систематические   наблюдения за состоянием окружающей среды конкретных территорий, владение  учащимися практическим  опытом созидательной деятельности.


Постановка проблемы:
Проект «Дерево возле дома» сочетает в себе эффективные возможности озеленения населённых пунктов в большинстве из которых, в настоящее время, катастрофически не хватает, и уникальную возможность экологического воспитания всех поколений.
2
Когда каждый желающий может не только реализовать свое желание улучшить природу нашей страны, путем реального шага, но и передать эту активную позицию своим детям, внукам. Показать правильный поступок личным примером, который гораздо эффективнее любых книжек и слов.

Цель проекта:
Привлечь внимание детей к проблемам зеленых насаждений, сохранения лесного богатства, охраны окружающей среды.

Задачи:
1. Обучить детей правилам посадки деревьев и кустарников и ухода за ними.
Развивать чувство ответственности за свои дела.
Повышать уровень экологической грамотности.

Основной этап.
Каждый год в стране проходит экологическая акция «Всероссийский День посадки леса», организованная по инициативе Федерального агентства лесного хозяйства. Во многих лесничествах областей и регионов Российской Федерации, а также в городах и населённых пунктах идут субботники по посадке деревьев.
Всероссийский День посадки леса впервые был отмечен 14 мая 2011 года. Тогда во время акции было посажено почти 25 миллионов саженцев, общая площадь посадок составила более семи тысяч гектаров, а мероприятии приняли участие более 200 тысяч добровольцев из 60 регионов. Эта экологическая инициатива была поддержана Правительством РФ, и национальный день посадки леса было решено проводить ежегодно.
Мы обучающиеся 8 класса решили поддержать эту замечательную традицию вместе с учителем биологии Н. В. Сагиной и 14 мая дружно отправились за саженцами. Свою аллею мы решили посадить вдоль трассы, которая проходит в село. И вот вдоль дороги образовалась целая аллея молодых деревьев. На этом мы не остановились, каждую неделю на уроках технологии, а затем в трудовом лагере мы поливали саженцы и ухаживали за ними. Работали мы с большим энтузиазмом. Мы  надеемся,  что  посаженные нами саженцы приживутся и помогут сохранить нашу планету. Для своей аллеи мы выбрали молодые берёзки, маленькие сосёнки, саженцы рябины.


Описание деревьев:
Русская берёза. Существует много версий того, откуда пошло название «берёза». Его часто связывают со словом «betulus», что переводится с латыни как «осчастливленный», «блаженный», т.е. тот, кто напился целебного сока.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3
Возникновение славянского слова «берёза» относят к праславянской эпохе. Тогда оно звучало как «берса», от глагола «беречь». Такое происхождение объясняется тем, что славяне издавна считали русскую красавицу даром всевышних, который оберегает человека от бед и несчастий. В европейских языках название дерева происходит от слова «bhe», которое переводится как «светлая», «чистая», «белая». Всего насчитывают около 120 видов берёзки. Зачастую белое дерево являет собой растение, достигающее 20 – 40 метров в высоту, но биологи описывают и различные кустарники, даже те, которые стелются по земле. Берёзы имеют мощные корни, которые могут быть поверхностными или уходящими вглубь. Это зависит от условий произрастания дерева. Стержневой корень очень скоро отмирает, а боковые корни развиваются достаточно быстро, и на них образуется огромное количество мочковидных корешков. Молодая берёза растёт очень медленно, но через несколько лет её рост становится очень активным. Кора берёзки имеет белую окраску, чему способствует наличие в ней бетулина - белого смолистого вещества. Внешняя часть коры ствола, которая называется берёста, обычно легко отсоединяется полосами. Нижняя часть ствола почти всегда покрывается тёмной коркой, и на ней появляются крупные трещины.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Берёза, обладает не очень густой пирамидальной кроной. Листья у дерева, достигают 7 см в длину и 4 см в ширину. Они гладкие, цельные, по краю листа имеются небольшие зубчики. Форма листьев описывается от ромбической до треугольной, они имеют широкое клиновидное основание. В осенний период, перед опадением, листья берёзы желтеют.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
На лесной красотке образуются сидячие попеременные почки, покрытые клейкими чешуйками. Летом, в сложных соцветиях появляются мужские цветки. Сначала они имеют зелёный окрас, но постепенно буреют. Их длина достигает 2 – 4 см.
4
Они состоят из большого количества сросшихся серёжек. В весенний период, стержень мужского цветка удлиняется, в результате описанного процесса, чешуйки раскрываются, опоясывают соцветие, и между ними появляются тычинки, которые активно вырабатывают пыльцу. Женские цветки развиваются, всегда располагаются сбоку ветки. Оплодотворённый женский цветок удлиняется, очень часто у него появляется ножка. Сама серёжка утолщается и постепенно превращается в шишку, которая созревает в конце лета – начале осени, после чего осыпается. Мужские же цветки опадают сразу после оплодотворения. Плоды белого дерева, представляют собой сплюснутые орешки, которые окружены тонкокожим крылышком. Они находятся в пазухах плодовых чешуек. Семена очень лёгкие, они беспрепятственно разносятся ветром на большие расстояния (около 100 м) от материнского дерева. Берёзы – это достаточно высоко распространённые деревья, которые являются важными лесообразующими породами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Большинство деревьев являются морозостойкими, они с лёгкостью переносят весенние заморозки и даже вечную мерзлоту. Берёзы, обитающие в субтропическом климате, требуют большего количества тепла. Берёзы растут практически на всех видах почвы. Её можно встретить и на влажных прибрежных территориях, и в болотистых районах, и в жарких степях, и на каменистых склонах. Берёзку нередко описывают как почвоулучшающую породу, т.к. они способны заселять местности, которые опустошались в результате вырубки или действия огня. В лесостепях березняк, а также осины и ивы, образуют небольшие леса, которые называются колками. Чаще всего они встречаются в Западной Сибири. В среднем, продолжительность жизни берёзы составляет около 100 – 150 лет, но случается что деревья достигают и 400 лет. На поверхности и под корой ствола обитает большое количество насекомых и прочих живых организмов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В берёзовых рощах произрастает множество широко описанных грибов. Это подберёзовики, белые берёзовые грибы, чёрные грузди, некоторые виды сыроежек, которые обитают исключительно в сообществе березняковых посадок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5

Так же на березе растет целебный гриб чага. Его издревле применяют в медицине.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Повреждённые деревья часто поражаются паразитическими грибами, например, трутовиками скошенными. Для берёз также характерны и особые виды грибов, которые способствуют разрушению отмершей древесины. Они имеют огромное значение для очищения лесов от сухостоя и буреломов.
Сосна обыкновенная.









Хвойное дерево до 35 м высоты с прямым стволом и округлой кроной; кора у старых деревьев бурая, с трещинами, выше на ветках желтоватая. Иглы расположены попарно, гладкие, жесткие, острые, с наружной стороны выпуклые, с внутренней плоские, сизо-зеленые. Мужские колоски скучены в пазухах чешуевидных листьев, женские одиночные или собраны по 2–3. Шишки удлиненнояйцевидные с серыми крылатыми семенами, созревающими на третий год. Цветет в мае. Местонахождение: встречается во всех областях. Местообитание: образует обширные массивы лесов на бедных песчаных и супесчаных почвах. Используемая часть: хвоя, молодые побеги. Время сбора: побеги собирают в мае июне, хвою круглый год. Химический состав: хвоя и молодые побеги содержат смолу, эфирное масло, скипидар, крахмал, дубильные вещества, минеральные соли, аскорбиновую кислоту, микроэлементы марганец, железо; в иглах и коре найдены
6
антоцианы. Семена содержат 26–32% жирного масла. Свойства сосны: дерево имеет большое промышленное значение как источник получения скипидара, дегтя, канифоли. Медицинское применение связано с высоким содержанием в растении эфирного масла (действующие начала пинен, лимонен, борнеол, фитонциды и другие вещества), витаминов. Настой, отвар, настойка сосновых почек, молодых побегов сосны или свежих, зеленых шишек обладают отхаркивающим, мочегонным, слабым желчегонным, противомикробным и дезодорирующим свойствами. Они находят применение при лечении бронхита, воспаления легких, бронхиальной астмы, в комбинации с другими средствами при лечении почечнокаменной и желчнокаменной болезней, ревматизма, кожных болезней. Настой хвойных является хорошим витаминным средством для профилактики и лечения цинги. Экстракт и настой хвои используют Для приготовления лечебных хвойных ванн.
Рябина.


Дерево до 20 м высоты, с серой гладкой корой. Листья непарноперистые, состоящие из 9–17 продолговатых листочков. Цветки белые, с горькоминдальным запахом, двойным пятичленным околоцветником. Соцветие густой щиток. Плоды яблокообразные, сочные, красные. Цветет в мае июне. Плоды рябины, благодаря высокому содержанию витамина С, а также каротина и витамина Р, являются хорошим профилактическим и лечебным средством при цинге и других авитаминозах. Благодаря содержанию в плодах рябины органических кислот, дубильных веществ и эфирного масла настой из них оказывает легкое стимулирующее влияние на секрецию пищеварительных желез, а также тонус желудочно-кишечного тракта, небольшое желчегонное и диуретическое действие. Желчегонный эффект настоя рябины приближается к действию сернокислой магнезии. При этом повышается в основном отток желчи из желчного пузыря. Сироп из сока свежих, полностью созревших плодов хорошее слабительное и мочегонное средство.
Заключительный этап.
В основе заключительного этапа мы пришли к выводу, что вместе сохраним и укрепим «зелёные легкие» родного края. Ведь роль лесов в нашей жизни трудно переоценить. Они не только оказывают влияние на жизнедеятельность человека, но и выступают гарантом экологической безопасности.
7

Список литературы.

Алексеев В. А. Триста вопросов и ответов по экологии. Академия развития, 1998г.
2. Акимова Т. А., Кузьмин А. П., Хаскин В. В. Экология. - М: ЮНИТИ,2001.
3. Экология. (под ред. С. А. Боголюбова). - М: Знание, 2003.
4. Горелов А. А. Экология. – М: Центр, 2000.
5. Шилов А. И. Экология. - М: Высш шк., 2000.
6. Вернадский В. И. Биосфера. – М: Мысль, 1967.


















8





1272366401 default.jpeg