Обобщение педагогического опыта по теме Формирование ключевых компетенций через творческую деятельность обучающихся на уроках иностранного языка
Формирование ключевых компетенций через творческую деятельность обучающихся
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее не особенно важных для жизни в обществе, таких как: предприимчивость; мобильность; динамизм; умение самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивание новых профессий и знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Исследования показали, что в качестве ключевых компетенций целесообразно выделить общекультурную, социально - трудовую, коммуникативную, личностного самоопределения.
Общекультурная компетенция - это способность человека ориентироваться в пространстве культуры, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях. В общекультурной компетенции можно выделить познавательно-информационную компетенцию, включающую следующие способы познавательной деятельности:
•интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей), •.владение современными средствами информации (телевизор, DVD, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). •поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
•наблюдение, эксперимент, определение понятий, выдвижение гипотез и т.д.
Познавательно-информационные компетенции формируются в условиях высокой степени самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Социально- трудовая компетенция предполагает
•знания об обществе (его функциях, ценностях, развитии),
•социальных институтах (их функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом),
•рынке труда (его потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к профессионалу в той или иной отрасли).
Опыт деятельности учащихся в сфере ответственности социально-трудовой компетенции формируется в деловых, ролевых и имитационных играх, социальных практиках и проектах.
Коммуникативная компетенция - рассматривается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ним.
Коммуникативная компетенция предполагает участие в различных способах деятельности:
1. способы обмена информацией
•монологические умения - воспринимать монологическую речь, определять главное, составлять монологическое высказывание, анализировать воспринятую информацию, критически к ней относится;
•диалогические умения - воспринимать информацию в ходе взаимодействия, задавать вопросы, анализировать информацию в ходе взаимодействия, задавать вопросы, , уточнять детали, высказывать свое мнение;
2. способы организации совместной деятельности -
•постановка цели,
•выбор способов действия и т.д., дополняющиеся умениями распределять обязанности,
•уметь руководить и подчиняться,
•участвовать в обсуждении проблемы, подводить итоги.
Опыт такой деятельности приобретается в ситуациях восприятия и осуществления монологического высказывания, участия в диалогах, дискуссиях, совместном решении различных проблем.
Коммуникативная компетенция формируется в аспекте предметных компетенций, связанных с обучением монологической и диалогической речи.
Так как ключевая компетенция рассматривается как способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях, то умения выделять проблему, сформулировать ее, проанализировать имеющуюся информацию и определить недостающую и т.д., вытекающие из этапов решения проблемы, должны присутствовать в каждой компетенции. Такие умения называют организационными, их суть в умении организовать свою деятельность по решению возникающих проблем.
Цель школы – формирование ключевых компетенций, что, в конечном счете, сводится к формированию у школьников общих учебных умений и способов деятельности, зафиксированных в новых государственных стандартах образования
Одним из способов достижения данной цели, как мне кажется, является раскрытие резервов творческого человеческого потенциала. Творческие способности учащегося можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность школьника, обучаемого в рамках повторения сказанного учителем.
Урок иностранного языка позволяет в полной мере развивать творческий потенциал учащихся, способствует развитию творческой активности, вовлекает всех обучающихся в учебную деятельность, которая должна быть на уроке мотивированной и достаточно интересной. Умелый подбор современных приемов и методов образования способствует достижению этих целей. Хочу поделиться с вами приёмами, методами и формами работы, которые используют учителя иностранного языка в нашей школе.
Безусловно, это приемы игрового характера, являющиеся не только одним из самых эффективных способов стимулирования обучающихся к творческой активности, но и неотъемлемой частью обучения иностранному языку. В чем преимущество этого приема:
- все работают одновременно;
- развитие способности сотрудничества, разыгрывания ролей;
- формирование умения строить диалог, полилог.
По способу и характеру игры подразделяются наигры с текстом,
функциональные,
взаимодействие (с обменом информации),
ролевые,
имитационно-моделирующие,
игры-соревнования.
На своих уроках я чаше всего применяя игры-драматизации или ролевые игры, которые нередко включают в себя элементы социального тренинга (упражнений в обощении)
Назову лишь некоторые игры из них:
“Составь фоторобот” (при изучении темы “Внешность человека”);
“Модницы” (тема “Одежда”);
“Архитекторы” (тема “Город и село”);
“Дизайнеры” (тема “Дом и квартира”);
“Покупки” (тема “В магазине”) и т.д.
Обучающиеся заранее получают индивидуальные карточки с заданиями – ролями, обговариваем предположительный текст выступления.
Например. Возможные роли учащихся при изучении темы «Экология»:
- Я - птичка. Спасите меня, люди.
– Я - планета Земля. Я - в опасности.
– Я - цветочек. Не рвите меня люди.
– Я – оленёнок Kiki. Не надо на меня охотиться.
– Она – химическое предприятие и т.п.
Нужно стараться давать детям такие задания на уроках, которые стимулировали бы их творческое мышление, например: ребусы, головоломки, чайнворды и так далее.
Приведу примеры заданий.
Образуйте новое слово:
1) из названий двух предметов, представленных на рисунках, составится новое слово (bookshelf);
2) если над рисунком помещена какая-либо буква, ее нужно включить в слово так, чтобы получилось другое слово (three);
3) если над рисунком обозначена зачеркнутая буква, ее надо исключить, а если рядом с зачеркнутой буквой помещена другая, то она заменяет зачеркнутую (big);
4) к букве (или буквам) присоединяется название предмета.
Получается новое слово (that);
5) если изображены два предмета один в другом, то нужно помнить о предлоге in (wind, sing).
2. Прочитав, последовательно буквы на каждой ступеньке, вы узнаете новую английскую пословицу. Стрелка показывает, от какой буквы следует начинать. (Every dog has his day – Будет и на нашей улице праздник).
3. Восстановите порядок слов вопросительного предложения.
Затем ответьте на вопрос.
Like you to do ask questions?
(Do you like to ask questions?)
Постепенно дети сами начинают составлять такого рода задания. При этом они прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем.
Один из видов творческой деятельности, который можно использовать на уроках в школе – это сказки. Дети разыгрывают их по ролям и очень любят иллюстрировать сказки.
Использование на уроке музыкальных динамических пауз, песен активизирует эмоциональное и умственное развитие учащихся, способствует повышению интереса к предмету. Кроме того, использование песен на изучаемом языке очень эффективно.
Например, чтобы лучше запомнить формы глагола to be, можно с ребятами спеть песенку “ I am, He is”.
I Am, He Is.I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.
Благодаря использованию песен ребята приобщаются к культуре страны изучаемого языка, при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ребенка, ибо песня стимулирует образное мышление и хороший вкус.
Песню можно использовать:
для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
с целью отработки звуков и интонации;
на этапах введения и закрепления грамматического материала;
при работе над аудированием.
Такой род деятельности мы используем на разных типах уроках: на уроках «открытия» нового знания, уроках рефлексии, уроках развивающего контроля. В своей работе мы активно используем аудио- курсы к учебникам, сборники английских песен к УМК « Английский в фокусе» авт. Ю.И.Ваулина, Д.Дули идр, УМК «Английский с удовольствием» М. З. Биболетовой.
Включение изобразительной деятельности в процесс обучения иностранному языку дает возможность обучающемуся мысленно самому принять участие в воображаемом действии, и, следовательно, вызывает потребность поделиться своими мыслями, чувствами. Согласно Л.С. Выготскому, «ребенок в рисовании гораздо больше символист, чем натуралист: при рисовании сложных предметов он передает не их части, но их общие качества, то впечатление, которое произвел на него данный предмет». Результат этой деятельности является создание аппликаций, рисунков, открыток, комиксов. К счастью, у наших детей богатое воображение. Они с удовольствием что-нибудь придумывают и сочиняют. Проблема в том, чтобы это совмещалось с изучением иностранного языка.
В группах, где уровень владения языком не очень высокий, школьникам предлагается создать комиксы на определенную тему. Комиксы, конечно, не самая любимая «литература» учителей, но современные дети хорошо ориентируются в правилах создания этого жанра. Рисунки и текст в них всегда бывают забавными и актуальными. Для начальной школы хорошо предложить ситуации знакомства, фразы с просьбой и благодарностью и т.д.
Ученикам седьмого класса было предложено создать комиксы на тему «Спорт». Рисунки и тест школьники оформили с юмором, а тему раскрывали через свои конкретные представления об этом виде деятельности и личное участие – победа в том или ном виде спорта.
Тема «Animals» изучается во всех УМК и в разных классах. О животных дети всегда рассказывают с удовольствием. Но насколько интересней придумать свой мини-фильм, выбрав реальные ситуации или воображаемые. Обучающиеся 6 класса (УМК М.З. Биболетовой) с удовольствием выполняют такого рода задания. Иллюстрации в учебнике показались им не совсем убедительными, поэтому были использованы самостоятельно подобранные рисунки, которые послужили дополнением к их описанию характеристик животных.
Еще одна современная технология, формирующая у детей способности самостоятельно мыслить - это метод проектов, который в сочетании с ИКТ часто использую с целью формирование ключевых компетенций через творческую деятельность учащихся.
Проектное обучение предполагает перенос знаний и умений в новую ситуацию. Участие учащихся в создании проекта дает им возможность не только использовать ранее приобретенные знания, но дает широкий простор для творческой деятельности каждого. В процессе создания проекта школьники учатся генерировать и развивать идеи, возникающие в процессе работы, оценивать и отбирать получаемую информацию с точки зрения ее применения к выбранной теме проекта. Кроме того, они вырабатывают коммуникативные навыки при совместной работе в группе, умение четко и ясно излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме. Работа над проектом дает возможность вовлекать учащихся, независимо от их уровня языковой подготовки, в коллективную деятельность, направленную на достижение общей цели, работе в команде. С другой стороны, участие в проекте стимулирует развитие навыков индивидуальной целенаправленной творческой деятельности. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д. На ступени начального образования – эти мини-проекты. Условие - участие в проекте каждого члена микрогруппы. Старшеклассники выполняют проектные работы, связанные с поиском дополнительной информации.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
Исследовательские проекты - долгий, кропотливый труд, который ежегодно обучающиеся представляют на научно-практической конференции в рамках межсетевого взаимодействия «Творчество. Поиск. Открытие», проводимой в нашей школе. Одна из секций – гуманитарные науки, где высокомотивированные обучающиеся представляют свои исследовательские проекты. Среди них можно выделить:
-«Влияние заповедей преподобного Серафима Саровского в англогоязычных странах»,
- «Рождество в Великобритании и в России»,
-«Американизмы в русском языке»,
-«Омонимы в английском языке»,
-«День матери в Англии».
Кроме того, уже также традиционной стала конференция по немецкому языку, которая проходит на базе нашей школы, где принимаются участие обучающиеся других образовательных учреждений, а также студенты факультета иностранных языков немецкого отделения КГУ.
Мы также являемся активными участниками различного рода конференций, проводимых ЮЗГУ, КГУ.
С целью развития творческого потенциала учащихся на своих уроках мы активно применяем технологии критического мышления.
Среди методических приёмов критического мышления, наиболее часто применяемых мною, можно назвать следующие: «кластер», «мозговой штурм», «синквейн», «учимся вместе», «ажурная пила», «зигзаг», «инсерт», «5w», «Diamond».
Наиболее популярным из современных методов является – кластер, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог в классе может организовать вашу индивидуальную самостоятельную работу или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.
Так при изучении новой темы или анализа нового текста, можно предложить учащимся ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности, заполнив Word Web (словесную паутину).
В течении 2-3 минут учащиеся заполняют таблицу, впоследствии аргументируя свою точку зрения. Результат этой стадии заключается в том, что происходит актуализация опыта, активизация знаний, формирование мотива.
Затем наступает стадия осмысления, когда ученики получают новые знания и систематизируют их. На этой стадии применяются различные приемы, например: чтение текста с пометками, заполнение различных таблиц (п – плюс, м – минус, и – интересно), сюжетная таблица (что? где? когда?) и другие.
После прочтения текста практикуется повторное заполнение Word Web (словесной паутины) и сравнение с первоначальным Word Web, чтобы увидеть, насколько увеличился объем знаний.
Для стимулирования творческой активности мы используем достаточно много заданий в стихотворной форме.
Например, соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и объедините их в пары.
Учащиеся воссоздают текст стихотворения из предложений, порядок которых был преднамеренно нарушен при предъявлении материала
1. Red, white, blue –2. Yellow, grey, green –3. Purple, orange, black – a) Where have you been?b) To London down and back.c) How do you do?
(По теме "Цвета радуги”)
Или, на этапе целеполагания, учащимся предлагается выбрать из предложенных рисунков о природе те, которые могут служить иллюстрациями к стихотворению (на экране ‘слайд – презентации’ по теме "Времена года”), которое они слушают:
1Yellow leaves, orange leaves,Red and green and brown.Rainy time, windy time,Autumn comes to town.
2.The snow is falling,The wind is blowing.The ground is whiteAll day and all night.
Другой вид работы по развитию творческих способностей учащихся – это составление лимериков.
Лимерик – это короткое смешное стихотворение, состоящее из пяти строк.
Отличительной чертой лимерика является его одинаковая форма.
При работе с лимериками обязательно знакомим учащихся с традицией написания лимериков, с их популярностью в Великобритании.
При анализе формы дети выявляют признаки, значения которых выносятся на доску:
пять строк;
рифма между первой, второй и пятой строками;
рифма между третьей и четвертой строками;
последние слова первой и пятой строк совпадают;
ритм первый, второй, пятой строк совпадают;
ритм третьей и четвертой строк совпадают., или рифмуются.
При анализе содержания получаем следующее:
1 строка - объект;
2 строка - описание или сравнение объекта;
3 строка - событие;
4 строка - последствие этого события;
5 строка - вывод, заключение.
При анализе выразительных средств получаем:
слова-повторы;
сравнения (метафоры);
междометия;
игра слов.
Таким образом, выстраиваем модель лимерика.
Мы используем лимерики в учебных целях на уроках английского языка, поскольку они очень нравятся детям в первую очередь из-за своей легкости и игры слов, часто используем в качестве фонетической зарядки. Четкая структура, запоминающаяся рифма и хороший ритм – отлична почва для использования лимерика отработки навыков устной речи, произношения, пополнения словарного запаса и развития мотивации к языку через творческие упражнения.
Такой вид работы служит своеобразным отдыхом, разрядкой для учащихся.Работа с лимериками развивает ребенка, обогащает его духовный мир, прививает чуткость к поэтическому слову. Начинаем, как правило с написания лимериков на русском языке. Например(с помощью лимериков нужно было передать значения поговорок):
Жил-был человечек ленивый, Ну очень он был терпеливый. Еды он мог ждать часами, Слегка шевеля усами Вот какой был человечек ленивый!
(Без труда - не вытянешь рыбки из пруда).
Однажды корова взлетела, Но в небе она посинела. Хвост у нее отлетел Свалилась она в карусель Уж больше корова не летала!
(Рожденный ползать - летать не может).
Один из примеров лимерика.
There was a young lady whose eyes
Were unique as to color and size,
When she opened them wide,
People all turned aside,
And started away in surprise.Example: 1
There was a young man from the wood
Whom never you understood
First he says : ”I like pets”
Then he runs after cats
And all of his words are so rude!
Example 2
There was an old lady in glasses
Who often was studying in classesOnce she studied in Spain
Then she moved to Ukraine
And she said ” Let us travel by buses’’
Example 3
There was a nice kitten of grey
Who sat by the fire all day
Once he slept on the mat
With a nasty, big rat
And they looked like a twins anyway
В практике работы мы также используем методику автора Эдварда де Боно, «Шесть шляп мышления», которая, на мой взгляд, позволяет достаточно продуктивно организовать учебный процесс. Суть данного метода заключается в том, что все участники на каждом этапе дискуссии работают над поставленной задачей в едином ключе, заданном цветом шляпы. Сам Эдвард де Боно считает, главный враг мышления – это сложность, потому что она ведет к непониманию и путанице. Когда же мысли ясны и просты, то они становятся более эффективными. Концепция шести шляп, а также ее применение являются достаточно простыми. Учитель ставит перед учащимися определенную задачу (изложить факты, высказать свое мнение и т.п.), каждой из которых соответствует свой цвет шляп.
Итак, на уроке английского языка в 7 классе перед учащимися ставится задача высказаться на тему «Школа».
Белая шляпа - подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив только факты, цифры, без аргументации. Красная шляпа - подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных.Черная шляпа - подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше негативных черт. Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. (подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше позитивных черт) Зеленая шляпа - подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше будущих инноваций.
Синяя шляпа - подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше интересных идей, представленных другими группами.
Ребятам для этой работы предлагается помощь- слова и выражения
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат. Вы все знакомы с правилами написания синквейна:
первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
вторая строка – два прилагательных, характеризующих его;
третья строка – три глагола, показывающие действие понятия. Вместо них возможно использовать сравнение и уточнение;
четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказываетсвое отношение к теме;
пятая строка – одно слово, обычно существительное или фраза, через которую человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Примеры синквейна, созданных обучающимися по теме Профессии:
My teacher
Nice, clever
Teach,help,askShe is very cool
My friend
-по теме Еда:
Apples
Juicy, sweet
Bite, eat, enjoy
Eat them every day
-по теме Housework
Housework
Necessary, boring
Washing, cleaning, shjppingI don’t like it
Duty
Современная школа призвана создать условия для развития личности ребёнка: его интеллектуальных и когнитивных способностей, нравственных качеств, чувств эмоций, творческих способностей, рефлексии, потребности в самообразовании. Особый отклик в душе детей находит возможность участвовать во внеурочных мероприятиях. В нашей школе педагоги ведут следующие внеурочные занятия
-Английский с удовольствием (для обучающихся начальной школы-)
-Иностранный с удовольствием (2-е,5-е классы, на занятиях учащиеся изучают и сравнивают английский и немецкий языки.)
- Объеденение «Факел»(6,8,11-е классы, немецкий язык)
«Поэтический кружок». –5 классы
Особое внимание мы уделяем вовлечению ребят к участию о внеклассных мероприятиях, среди которых проведение тематических праздников, недель иностранных языков, в рамках которой проводятся различного рода мероприятия (заочные экскурсии, проводимые старшеклассниками для младших классов, страноведческие викторины, инсценировки сказок , конкурс «Рождественская открытка», конкурс “Christmas cakes”, конкурс тематических постеров).
Преподаватели иностранных языков нашей школы ведут огромную работу по развитию творческих компетенций наших учащихся, вовлечение школьников в активный творческий процесс языковой деятельности способствует развитию их мышления, языковых умений, а огромное разнообразие видов деятельности способствует развитию у учащихся познавательного интереса, творческой мыслительной активности.