Рабочая программа по ОБЖ (7 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 502 Кировского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
______/_____________________
___________Ю.И. Долмантова
ПРИНЯТАпедагогическим советом
ГБОУ школы № 502
Протокол
от _____________№____
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школы № 502
Приказ
от_________________№____
__________ Л.А. Свердлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
для 7 а класса
на 2016/2017учебный год
учитель: Пушкарь Сергей Михайлович
Санкт-Петербург
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – это предмет, на котором осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня интеллектуального развития.
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 7 а класса составлена на основе пособия для учителей общеобразовательных учреждений, предметная линия учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А. Т. Смирнова, рабочие программы 5-9 классы.
Для реализации Рабочей программы используется Учебно-методический комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А. Т. Смирнова.
Данный комплект включает учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класса для общеобразовательных учреждений, под редакцией А. Т. Смирнова издательство «Просвещение», 2013 года издания (Академический школьный учебник).
1. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) представлен
в учебном плане адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью как Региональный компонент.Реализация курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) как отдельного предмета осуществляется с 5 по 9 классы.
На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в 7 а классе отводится 34 часа в год и составляет 1 час в неделю.
В случае совпадения дат проведения уроков с перенесенными выходными и праздничными днями (количества учебных дней, менее 34), выполнение программы реализуется за счет уплотнения тем и объединения часов. Таким образом учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), обеспечивает учащимся школы потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество.
2. Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ):
содержит важнейшие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в повседневной жизни;
знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с правилами оказания первой помощи при различных несчастных случаях, безопасностью в быту, в транспорте, в природе.
В учебный план 7 а класса ВКЛЮЧЕНО:
по распоряжению Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 28.05.2008г. № 04-2247/08 учебный модуль «Дорожная безопасность» в количестве
5 часов.
Из учебного плана 7 а класса ИСКЛЮЧЕНО:
Разделы 1—2, Глава 2, тема 2.5.
Глава 3, тема 3.2
Глава 4, тема 4.2; 4.5; 4.7.
5 часов. Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» (7 класс)
№ Наименование темы Часы
1 Движение пешеходов 1
2 Обязанности пассажиров и правила перевозки людей 1
3 Сигналы светофора и регулировщика 1
4 Дорожные знаки и дорожная разметка 1
5 Опасные бытовые привычки на дороге 1
6 Зачет ИТОГО 5
Содержание учебного модуля «Дорожная безопасность» 7 а класс – 5 часов
1. Движение пешеходов (1 час)
Где и как могут двигаться пешеходы. Пешеходы на остановках маршрутного транспорта. Движение в жилых зонах пешеходов и транспорта. Предупреждающие сигналы водителей. Преимущества пешеходов перед транспортными средствами. Спецсигналы и опознавательные знаки транспортных средств. Преимущества транспортных средств перед пешеходами.
2. Обязанности пассажиров и правила перевозки людей (1 час)
Безопасность пассажиров при посадке в транспортное средство и высадке из него.
Правила перевозки людей и требования безопасности. Правила перевозки детей в транспортных средствах. Требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств, перевозящих пассажиров. Органы безопасности автомобиля.
3. Сигналы светофора и регулировщика (1 час)
Сигналы светофора и типы светофоров. Методы и системы использования светофоров. Сигналы регулировщика. Движение транспорта и пешеходов на регулируемых перекрестках.
Дорожные знаки и дорожная разметка (1 час)
Роль и значение дорожных знаков и разметки в организации и управлении дорожным движением. Группы знаков и виды разметок. Движение транспорта и пешеходов на регулируемых и нерегулируемых перекрестках с применением дорожных знаков и разметки.
5. Опасные бытовые привычки на дороге (1 час)
Обманчивая безопасность (дорожные «ловушки»). Обзор дороги - условие безопасности. Видимость на дороге (климатические и погодные условия). Пешеход на дороге - примеры опасного поведения.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Рабочая программа рассчитана на учащихся 7 а класса.
Изучение учебной программы направлено на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение учебной программы направлено на достижение следующих целей:
1. усвоение знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
о здоровом образе жизни,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
2. развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
(Из учебного издания Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа Программы общеобразовательных учреждений 5—11 классы Издательство «Просвещение», 2011г.).
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
4. Виды контроля
Уч. период
Вид контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Учебный год
Самостоятельные работы 1(С.р.№ 1) 1
Практические занятия 3 (П/з №1,2,3) 1 (П/з № 4) 4
Тестирование 1 (Тест №1) 1
Количество 4 2 6
Основные формы контроля:
работа на уроке (Ур.);
самостоятельная работа (С.р.);
тестирование (Тест);
практическая работа (П.р).
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
по Основам безопасности жизнедеятельности
При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценочные показатели
Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки, не использует помощь учителя.
5. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Класс Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) Методические материалы Интернет-ресурсы
7 а Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс под общей редакцией А.Т. Смирнова, Просвещение, 2013г.
1. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Рабочие программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова 2-е издание Москва «Просвещение» 2011г.
2. Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5 классов. ОАО «Печатный двор», СПб 2008 г.
3. «Проверь себя». Учебное пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Комитет по образованию СПб, АППО. СПб 2011 г. http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.uroki.net/http://www.obzh.ru/http://www.school-obz.org/http://www.metodichka.net/Учебно-тематический план
7 а класс (вторник)
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Модуль раздел, тема
I четверть кол-во часов II четверть кол-во часов III четверть кол-во часов IV четверть кол-во часов Год
кол-во
часов
Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства (22 час)
Раздел 1-2 Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (20 часов)
Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч.). 3 3
Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (6 ч.). 6 6
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологическогопроисхождения (2 ч.). 2 2
Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологическогопроисхождения (5 ч.). 5 5
Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (4 ч.). (С.р.№ 1) 4 4
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
(2 ч.)
Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
(2 ч.). 2 2
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч.).
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч.).
Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч.). 3 3
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч.)
Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях (4ч.). (П/з № 1,2,3,4) 3 1 4
Модуль 3. Дорожная безопасность (5 ч.) Раздел 6. Безопасность дорожного движения. (5 ч.) Глава 9. Движение пешеходов (1 ч.). 1 1 Глава 10. Обязанности пассажиров и правила перевозки людей (1ч.). 1 1 Глава 11. Сигналы светофоров, дорожные знаки и разметка (1ч.). 1 1 Глава 12. Дорожные знаки и разметка (1ч.). (Тест №1) 1 1 Глава 13. Опасные бытовые привычки на дорогах (1 ч.). 1 1 Итого: 9 7 10 8 34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 а класс (вторник)
I четверть – 9 часов
№
п.п. Наименование раздела Тема урока Кол-во часов Дата план. Дата провед. Планируемый результат
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч.)
Раздел 1-2 Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (20 ч.)
Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
(3 ч.) Различные природные явления. 1 06.09 Уметь различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
Общая характеристика природных явлений. 1 13.09 Знать основные характеристики природных явлений
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. 1 20.09 Знать основные опасные и чрезвычайные ситуаций природного характера..
Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (6 ч.)
Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (6 ч.) Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. 1 27.09 Знать основные причины возникновения и возможные последствия землетрясения
Защита населения от последствий землетрясений 1 04.10 Знать основные правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении. 1 11.10 Знать основные правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.
Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. 1 18.10 Уметь находить в интернете, учебнике, глобусе расположения вулканов.
Последствия извержения вулканов. Защита населения. 1 25.10 Знать основные правила безопасного поведения при извержении вулканов.
Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. 1 25.10 Знать основные правила безопасного поведения при оползнях и обвалах.
II четверть – 7 часов
№
п.п. Наименование раздела Тема урока Кол-во часов Дата план. Дата провед. Планируемый результат
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 ч.) Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. 1 15.11 Знать основные причины возникновения ураганов, бурь и их возможные последствия.
Защита населения от последствий ураганов и бурь. 1 22.11 Знать основные правила безопасного поведения при ураганах и бурях.
Смерчи. 1 29.11 Знать основные правила безопасного поведения при смерчах.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (4 ч.) Наводнения. Виды наводнений и их причины. 1 06.12 Знать основные причины возникновения наводнений.
Защита населения от последствий наводнения 1 13.12 Знать основные правила безопасного поведения при наводнениях.
Рекомендации по действиям при угрозе наводнения 1 20.12 Знать основные рекомендации по действиям при угрозе наводнения
Сели и их характеристика. Защита населения. 1 27.12 Знать основные причины возникновения селей
III четверть – 10 часов
№
п.п. Наименование раздела Тема урока Кол-во часов Дата план. Дата провед. Планируемый результат
Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
(4 ч.) Лесные и торфяные пожары и их характеристика 1 17.01 Моделируют выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения 1 24.01 Знать основные виды профилактики лесных и торфяных пожаров и защиты населения.
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. 1 31.01 Знать основные правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях биолого - социального происхождения
Чрезвычайные ситуации биолого- социального происхождения((С.р.№ 1) 1 07. 02 Знать основные правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях биолого- социального происхождения.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (2 ч)
Глава 6.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
(2 ч.)
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремист-скую деятельность. 1 14.02 Знать основные факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.
Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.
1 21.02 Знать основные привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч.)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч.)
Глава 7.
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч.)
Психологическая уравновешенность.
1 28.02 Знать общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья.
Стресс и его влияние на человека.
1 07.03 Знать общие понятия о стрессе и его влияние на человека.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. 1 14.03 Знать основные анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч.)
Глава 8.
Первая помощь при неотложных состояниях (1 ч). Общие правила оказания первой помощи.
(П/з №1) 1 21.03 Знать общие правила оказания первой помощи.
VI четверть – 8 часов
№
п.п. Наименование раздела Тема урока Кол-во часов Дата план.
Дата провед. Планируемый результат
Глава 8.
Первая помощь при неотложных состояниях
(3 ч). Оказание первой помощи при наружном кровотечении.
(П/з № 2) 1 04.04 Отрабатывают приёмы оказания первой помощи при наружном кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах и переломах.
(П/з № 3) 1 11.04 Отрабатывают приёмы оказания первой помощи при ушибах и переломах.
Общие правила транспортировки пострадавшего.
(П/з № 4) 1 18.04 Отрабатывают правила транспортировки пострадавшего.
Модуль 3. Дорожная безопасность (5 ч)
Раздел 6. Безопасность дородного движения. (5 ч.) Движение пешеходов (1ч). 1 25.04 Знать поведение пешехода на дороге.
Обязанности пассажиров и правила перевозки людей. (1ч). 1 06.05 Знать обязанности и поведение пассажиров в транспорте.
Сигналы светофоров и регулировщика. (1ч). 1 02.05 Знать основные особенности работы светофора.
Дорожные знаки и дорожная разметка (1ч). 1 16.05 Знать дорожные знаки и разметки.
Опасные бытовые привычки на дорогах. (1ч). (Тест №1) 1 23.05 Знать основные причины возникновения опасных бытовых привычек на дорогах.