Проект организации здоровьесберегающего пространства Здоровей-ка
Принят педагогическим советомУТВЕРЖДАЮ
от 12. 01.2012 гдиректор школы интернат № 152
С.В. Горлатых____________________________
от «___»____________ _____г.
МКС (К) ОУС (К) ОШ № 152 VI, VIII вида
г.Новосибирск
2012 год
Паспорт проекта
Наименование ОУ, адрес:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №152 VI,VIII вида»
630048, г. Новосибирск, район: Кировский, ул. Ватутина 30
Телефон (Факс): 8(383) 314-51-82
Вахта (Охрана): 8 (383) 314-46-65
E-mail: sch 152 nsk@nios.ru
2. Тип и вид образования: основное общее и среднее полное общее образование
3. Разработчики проекта: учитель-логопед Козлова Т. М., учитель начальных классов Бернацкая Т. В., воспитатель Ляук О.А.
Руководитель проекта: Бернацкая Т.В.
4. Принципы проектирования:
- аксиологический подход, предполагающий изменения мировоззренческих установок всех участников проекта как в личностной, так и профессиональной сферах, рассматривающих здоровье и здоровый образ жизни как одну из базовых ценностей человеческого бытия;
- деятельностный подход, позволяющий выстроить системную комплексную практическую деятельность всех задействованных в работе через активные формы медико - педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных позиций и направленную на реализацию здоровьесберегающего процесса;
- системный подход, рассматривающий данный проект как управляемую систему и позволяет организовать необходимые изменения в учебно-воспитательном процессе для реализации здоровьесберегающей направленности через создание медико-педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное управление элементами системы на основе мониторинга получаемых результатов, что позволяет оценивать эффективность достижения поставлен-ных целей.
6. Сроки реализации проекта: сентябрь 2012 – май 2015
7. Партнеры проекта:
НГПУ, НГТУ, Центр по профориентации при училище № 100, библиотеки им. П.Бажова, А.Грина, А. Гайдара, ДДЮТ «Кировский», ДДТ «им. Ефремова», ГЦОЗ «Магистр», школа искусств № 24, музыкальная школа «Гармония», ДДТ «Океан», ФСШИ по НСО, «Норд Хам», пивоварня «Хайникен», ООО «Солнечный город», бассейн «Оловозаводской», конно-спортивная база «Заря», МУЗ стоматологическая поликлиника № 3, МУЗ детская поликлиника № 1, МУЗ детская городская клиническая больница № 1, ДОЛ «Зеленая республика», ДОЛ санаторий «Берёзка».
Краткая аннотация проекта
Проект подразумевает совместную деятельность педагогов и учащихся, сотрудников коррекционной и медицинской службы, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни, способствует физическому развитию, учит приемам самопознания и саморегуляции. Проект включает в себя обоснование актуальности здоровьесберегающей деятельности, раскрывает цели и задачи, содержит описание методов реализации проекта, определяет состав проектной команды, в которую входят члены координационного совета «Здоровей-ка», организаторы работы следующих блоков:
Медицинский
блок Коррекцион-ный блок Образователь-ный блок Физкультурно-оздорови-тельный блок Администра-тивный блок
Координирует работу по реализации оздоровитель-ных и меди-цинских мероприятий Реализует программу комплексной диагностики, прфилактики и коррекции психо-рече-вой сферы обучающихсяВнедряет здоровьесбере-гающие технологии в учебно-воспи-тательный процесс Организует спортивно-оздоровитель-ные мероприя-тия, формирует навыки ОБЖ, развивает двигательную активность. Осуществля-ет обеспече-ние ресурс-ной базы и контроль над выполнением задач и целей проекта
Проект включает в себя следующие этапы:
2011-2012 гг. – подготовительный этап - направлен на изучение и анализ документальной базы и специальной литературы, проведение системного анализа различных моделей здоровьеформирующего процесса на основе изучения опыта школ, работающих в данном направлении, систематизацию теоретического и практического материала.
2012-2015 гг. – основной этап - реализация целей и задач проекта, на основе скоординированной работы всех участников здоровьесберегающего пространства.
2015-2016 гг. - заключительный этап – анализ и обобщение результатов и эффективности проекта, распространение педагогического опыта.
В проекте дано описание методов мониторинга качества работы каждого блока, представлены предполагаемые результаты. В данном проекте разработаны критерии оценки качества эффективности работы по реализации проекта, виды мониторинга. Кроме этого, представлены сведения об имеющихся и предполагаемых ресурсах. В заключительной части раскрываются возможности эффективного использования результатов проекта для реализации задач по развитию образовательной и здоровьесберегающей среды.
Ресурсы проекта
Для успешной реализации проекта в образовательном учреждении имеются необходимые ресурсы: врачебные кабинеты (2), процедурный кабинет, изоляторы (2), кабинеты ЛФК (2), массажные кабинеты (3), кабинет физиотерапии. В школе работают врачи: педиатр, невролог, врач ЛФК, постовые медсестры (круглосуточно), массажисты, инструктор ЛФК, медсестра по ФЗТ, санитарка. В школе действует сенсорная комната, кабинет психолога, кабинеты логопеда (2). Для обеспечения образовательного процесса имеются классные комнаты, соответствующие требованиям СанПиНа, игровые комнаты (2), видеозал, уютные спальные комнаты с ортопедическими щитами, комнаты для гигиены, зимний сад. Для физкультурных занятий и проведения спортивно-оздоровительных мероприятий в школе имеется зал физической коррекции, спортивная и игровая площадки.
Для реализации необходимы дополнительные ресурсы:
№ п/пНаименование Количество Стоимость
1. Офтальмотренажер7 7000 рублей
2. Велотренажер 2 8000 рублей
4. Сухой душ 1 3500 рублей
5. Большие гимнастические мячи диаметром от 90 см 4 2000 рублей
6. Массажные ортопедические коврики «Квадрат» 50 15500 рублей
7. Массажные мячи 50 1250 рублей
8. Установка для кислородных коктейлей 1 25 650 рублей
9. Кварцевые лампы 7 9 700 рублей
10. Дидактические пособия для развития мелкой моторики 14 7000 рублей
11. Кресла для массажа 2 16 000 рублей
12. Эспандеры 50 2500 рублей
Итого: 98100 рублей
История развития учреждения
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 152 открыта в 1962 году для реабилитации детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.
Учреждение создано с целью обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их лечения и коррекции средствами образования, трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Школа-интернат имеет лицензию, аттестована в 2009 году.
В данное время в школе обучаются и воспитываются дети из города и области с нарушениями ОДА. Всего 125 обучающихся, из них 10 детей-сирот. Все дети определены в школу-интернат на основании заключения ГОПМПК.
В 2011-2012 учебном году организовано 18 классов-комплектов.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступеней образования с учетом психо- физических особенностей детей.
В общеобразовательном учреждении созданы условия для организации образовательного процесса, коррекционных занятий, лечебно-профилактической работы, трудового обучения, быта и отдыха воспитанников. В школе имеются 23 учебных кабинета, 4 учебные мастерские, библиотека, кабинеты логопеда и психолога, спортивный зал, кабинеты лечебной физкультуры и массажа, игровые комнаты, кинозал и зимний сад, кабинет педагогической коррекции, сенсорная комната, класс информатики. Информационно-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает реализацию образовательных программ.
Во дворе школы организована игровая и спортивная площадка. Озеленен школьный двор, разбиты цветники и клумбы. В школе создаются безопасные условия для жизни детей и сотрудников. В 2005 году была смонтирована автоматическая пожарная сигнализация, в 2006 году установлена кнопка тревожной сигнализации.
Программа развития школы на 2012-2015, разработанная на основе концепции модернизации муниципальной системы образования, предусматривает:
построение модели коррекционно-развивающей школы с системой гибких структур, обеспечивающей «равный доступ к услугам образования» детей с проблемами в развитии;
обеспечение условий для максимальной самореализации каждого ученика на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта;
разработка, апробация и внедрение системы разноуровневого обучения для детей со сложной структурой дефекта, подготовки к дальнейшему профессиональному самоопределению;
развитие материально-технического и финансового потенциала коррекционной школы;
продолжение работы по созданию службы мониторинга образования с целью оптимизации управления школой.
В рамках концепции развития школы на 2012-2015 учебные годы приоритетными направлениями являются:
формирование у учащихся позитивного отношения к образованию
укрепление и сохранение здоровья детей;
профессиональное самоопределение и трудоустройство выпускников, создание программы «Выпускник»;
оказание медико-психолого-педагогической помощи детям, обучающимся на дому.
Одним из условий её реализации является интеграция коррекционного компонента в систему планирования всех служб, что ставит перед коллективом задачу подъёма качества и эффективности обучения и воспитания.
Проект «Здоровей-ка»
Обоснование необходимости проекта
Идея создания данного проекта продиктована необходимостью решения проблемы сохранения здоровья учащихся с ДЦП в рамках концепции модернизации российского образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной приказом Президента Российской Федерации Д.Медведевым № 271 от 04 февраля 2010 г.
Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье младших школьников, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В образовательном учреждении интернатного типа большую часть времени дети находятся в школе, поэтому возникает необходимость создания реабилитационно-оздоровительной среды, с целью обеспечения единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу, семью и социум.
В школе-интернате № 152 обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Анализ медицинской документации показывает, что у более 90 % детей выставлен диагноз детского церебрального паралича (ДЦП) легкой и средней степени тяжести. ДЦП – это серьезное заболевание мозга, при котором в первую очередь поражаются двигательные зоны головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Поэтому у детей, страдающих церебральным параличом, встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства других высших корковых функций, нарушения личностного развития.
ДЦП – это заболевание, которое может сопровождаться различными сопутствующими патологическими расстройствами здоровья: бульбарный или псевдобульбарный синдромы; нарушение зрения (косоглазие, астигматизм и др.); эпилептические синдромы; эндокринные расстройства; нейротрофические расстройства; нарушение осанки и опорно-двигательного аппарата; гидроцефальный, гипертензионный синдромы и их сочетание; вегетативные и вегетативно-висцеральные нарушения и др.
И если применение здоровьесберегающих технологий для школ, где обучаются здоровые дети, имеет большое значение для профилактики заболеваемости учащихся, то использование данных технологий для детей с нарушениями здоровья, является крайней необходимостью. С момента образования школы – приоритетным направлением является забота о здоровье учащихся. Дети получают медикаментозное лечение, проходят обследования, диспансеризацию, проводятся профилактические мероприятия, осуществляется контроль над соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацией физического воспитания, закаливания и питания. Учащиеся посещают занятия ЛФК, получают массаж, физиолечение, профилактические прививки, психолого-педагогическую и логопедическую помощь, но, тем не менее, анализ статистических данных показывает увеличение количества детей со сложной патологией развития, с сопутствующими соматическими заболеваниями.
Сопутствующая соматическая патология
2007/2008 2010/2011
ЛОР-патология30,5 % 33,9 %
Патология зрения 57 % 63 %
Заболевания сердечно- сосудистой системы 5,3 % 6,1 %
Заболевания ЖКТ 26,7 % 35,6 %
Заболевания моче-половой системы 6,8 % 9,5 %
Эндокринная патология 29,6 % 33,9 %
Заболевания дыхательной системы 17,1 % 21 %
Психические расстройства 34,4 % 38 %
Болезни костно-мышечного аппарата 62, 7 % 67 %
Врожденные аномалии развития 65,5 % 68 %
Кроме этого, наблюдается ухудшение социально-экономических и экологических условий, что негативно влияет на состояние здоровья школьников, ослабляет иммунитет. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции, а для этого необходимо создать единое здоровьесберегающее пространство, объединяющее всех участников образовательного процесса, создающее условия для планомерной скоординированной работы по здоровьесбережению, теоретической и методологической базой которого является как систематизированный и обобщенный многолетний опыт работы школы, так и инновационные разработки в области здоровьесберегающих технологий. Проект «Здоровей-ка» призван обеспечить соответствие высоким требованиям к человеку и его здоровью, предъявляемым современным состоянием общества, высочайшими темпами его развития.
Основная идея проекта – культура здоровья ученического и педагогического коллективов как условие и результат формирования личности с устойчивой потребностью в здоровом образе жизни.
Цель проекта - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные медико-психолого-социолого-педагогические условия для здоровьесбережения младших школьников, учитывающей индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся с ДЦП.Задачи проекта:
систематизация и координация оздоровительной работы всех участников здоровьесберегающего пространства;
повышение эффективности использования комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий, направленных на коррекцию неврологических и соматических нарушений;
обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;
коррекция нарушений психо-речевого развития;
оптимизация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
использование инновационных технологий и накопленного педагогического опыта в структуре урока как здоровьесберегающего фактора в обучении младших школьников;
реализация комплексной программы «Фабрика здоровья доктора Айболита», направленной на повышение грамотности в вопросах здоровья и здорового образа жизни, на практическую отработку санитарно-гигиенических и профилактических навыков, развитие познавательного интереса к знаниям по теме сохранения и укрепления здоровья;
создание условий, обеспечивающих формирование потребности к ЗОЖ и гражданской позиции через систему воспитательной работы, дополнительного образования и спортивно-оздоровительных мероприятий;
повышение заинтересованности родителей вопросами профилактики сохранности физического и психологического здоровья детей;
мониторинг качества работы всех участников здоровьесберегающего процесса.
Участники проекта: учащиеся начальных классов, классные руководители и воспитатели, учителя-предметники, логопеды, психологи, социальный педагог, медицинский персонал, администрация, родители.Управление реализацией проекта
Управление реализацией проекта осуществляется директором школы и заместителями директора по учебной и воспитательной работе. Корректировка деятельности осуществляется координационным советом «Здоровей-ка» с приглашением учащихся, родителей, спонсоров, представителей медицинских учреждений.
Координационный совет «Здоровей-ка»:
1. Горлатых С.В. - директор образовательного учреждения
2. Данн Т.А., Смыцкий Г.В. - заместители директора по УВР и ВР
3. Бернацкая Т.В. - учитель начальных классов, руководитель проекта
4. Курчевская А.А.- учитель начальных классов
5. Ляук О.А. - воспитатель
6. Есаулов И.А. - врач-невролог
7. Бородина Е.А. -психолог
8. Козлова Т.М. – учитель - логопед
9. Шакирова Е.И. – социальный педагог
10. Минин Р. – ученик 3 «Б» класса
11. Гончарова А. – ученица 4 «А» класса
12. Батищева Н.С. - представитель РК
Ожидаемые результаты проекта:
создание комфортной здоровьесберегающей среды в школе;
снижение уровня заболеваемости детей в течение учебного года;
укрепление физического и психологического здоровья учащихся;
осознание приоритета здорового образа жизни и правильного питания детьми и родителями;
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;
участие в районных областных спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта;
повышение уровня самостоятельности и активности школьников в здоровьесберегающей деятельности.
Методы реализации проекта
Работа всех блоков осуществляется комплексно в соответствии с планом координационного совета «Здоровей-ка».
Медицинский блок
Координирует работу по реализации оздоровительных и медицинских мероприятий, осуществляет лечебно-коррекционную работу: медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение, лечебный массаж, лечебную физкультуру. Детям с ЦП требуется постоянное медицинское сопровождение, т.к. данный контингент детей отличается соматической ослабленностью, большим количеством сопутствующих заболеваний, в том числе хронических, которые требуют постоянного врачебного контроля и лечения. Осмотры врачами проводятся 2 раза в год и по обращению воспитанников. Медикаментозная терапия проводится по назначению врачей (педиатра, невролога; психиатра - с согласия законного представителя). Реабилитационная и противорецидивная терапия проводится курсами 2 раза в год. По факту обращения назначается симптоматическое лечение или проводится коррекция уже проводимой терапии. Физиотерапия проводится курсами 2 раза в год; лечебный массаж - курсами по 10-20 процедур 2-3 раза в год; ЛФК – 3-4 раза в неделю регулярно в течение года.
План работы медицинского блока
Мероприятия Сроки выполнения Ответственный
1.Инструктаж работников
пищеблока, пед.состава,
техперсонала по санитарно-
гигиеническому режиму в школе. 1 раз в год врач-невролог
2.Медицинский осмотр начало учебного года мед.персонал3.Выработка рекомендаций для «Листка здоровья» начало учебного года мед.персонал4.Проведение диспансеризации 1 раз в год мед.персонал5.Проверка санитарного состояния школы 1 раз в неделю главный врач
6.Лекторий для детей, родителей и персонала школы «Приоритеты здоровья» 1 раз в месяц мед.персонал7.Проверка ортопедического режима 1 раз в неделю врач-ортопед
8.Контроль работы пищеблока ежедневно главный врач
9. Проведение витаминизации постоянно врач-педиатр
10.Контроль над выполнением медицинских рекомендаций и медикаментозным лечением
учащихся по плану мед. персонал
11.Практикум «Оказание первой медицинской помощи » 1 раз в четверть мед. персонал
12.Фитотерапия курсами по показаниям врач-педиатр
13.Кислородная терапия постоянно врач-педиатр
14.Контроль режима гигиены и закаливания ежедневно мед.сестра15.Контроль единого ортопеди-ческого режима по плану главный врач
16.Вакцинация по плану врач-педиатр
17.Контроль соблюдения норм СанПиНа1 раз в год административно-медицинская комиссия
18.Апитерапия постоянно по показаниям главный врач
Коррекционный блок
Реализует программу комплексной диагностики, профилактики и коррекции психо-речевой и социальной сфер обучающихся. Коррекционный блок представлен психологической, логопедической и социальной службами, которые призваны обеспечить создание оптимальных условий для развития личности, наиболее полного учета индивидуальных особенностей воспитанников, коррекции недостатков физического, психического и речевого развития детей, решения задач своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении. У большинства детей школы-интерната № 152 выставлен диагноз детского церебрального паралича легкой и средней степени тяжести. Детский церебральный паралич — это тяжелое заболевание нервной системы, которое проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности. Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся дисгармоничный характер нарушений, выраженность астенических проявлений, сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, перцептивные расстройствами. Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП: нарушение пространственно–временных представлений, снижение памяти, внимания, замедленность, истощаемость психических процессов. По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия. В сложной структуре нарушений у детей с церебральным параличом значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушения звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. У детей с дизартрией также наблюдаются следующие нарушения: нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры, нарушение подвижности артикуляционных мышц, недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате, синкинезии, наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре, нарушение координации движений, гиперсаливация, наличие патологических рефлексов орального автоматизма. Все эти проявления делают речь ребенка нечеткой, неразборчивой, смазанной, затрудняют общение с окружающими, кроме этого речевые нарушения оказывают негативное влияние на успеваемость ребенка по основным предметам, вследствие этого, у детей снижается речевая активность, проявляется эмоциональная подавленность, неврозы. У детей с церебральным параличом также отмечаются нарушения личностного развития. Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. При отсутствии специальной коррекционной работы все перечисленные проблемы приводят к эмоциональному дискомфорту, негативизму, озлобленности. Из-за чрезмерной нагрузки на нервную систему возникают неврозы, стрессы, которые негативно влияют на здоровье ученика в целом, поэтому коррекционную педагогику можно назвать лечебной, без которой здоровьесберегающая работа с детьми данной категории будет малоэффективной.
План работы коррекционного блока
Мероприятия Сроки выполнения Ответственный
1.Диагностика уровня психо-речевого развития учащихся сентябрь
май психологи логопеды
2.Курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (2 - 4 классы)*)занятия по расписанию психологи
3.Коррекционно-развивающие занятия (1классы) по расписанию учителя нач.классов4.Логопедические занятия по коррекции недостатков речевого развития учащихся (групповые и индивидуальные) 2-3 раза в неделю по показаниям логопеды
5.Консультации для педагогов по вопросам коррекции учащихся по мере необходимости психологи
логопеды
6. Консультации для родителей 1 раз в неделю психологи логопеды
7.Практикумы для педагогов по проведению речевых разминок, артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и релаксации. в течение года логопеды
8.Практический семинар для родителей «Работа с детьми по рекомендации логопеда» ежегодно логопеды
9.Обследование уровня тревожности учащихся ежегодно психологи
10.Выработка рекомендаций по профилактике дезадаптации учащихся 1 и 5 классов ежегодно психологи
11.Посещение уроков и занятий воспитателей с целью проверки речевого режима в течение года по плану логопеды
12.Посещение уроков и занятий воспитателей с целью анализа психологического климата в детском коллективе в течение года по плану психологи
13.Психологический лекторий для педагогов по теме «Регуляция эмоционального состояния. Методы и приемы поддержания комфортного психологического климата». 1 раз в четверть психологи
14.Работа кабинета психологической разгрузки. в течение года по плану психолог
15. Семинары по теме: «Гигиена и охрана речи детей с церебральным параличом»
по графику МО учителей начальных классов логопеды
16.Составление рекомендаций педагогам по развитию речи учащихся и соблюдению речевого режима» 1 раз в год логопеды
17. Практикум для родителей первоклассников по проведению артикуляционной гимнастики ежегодно (октябрь) логопеды
18.Использование на коррекционных занятиях здоровьесберегающих технологий (см. в разделе «Образовательный блок») ежедневно психологи логопеды
19.Обследование санитарно-бытовых условий и эмоционального климата в семьях учащихся 1 раз в год по плану
по мере
поступления
вновь прибывших учащихся социальный педагог воспитатели
20.Постановка на учет неблагополучных семей по мере выявления социальный педагог
21.Беседы с родителями, выступления на классных собраниях по темам охраны социального здоровья детей по необходимости
по планам классных руководителей социальный педагог
22.Рейды в неблагополучные семьи по плану
внеплановые социальный педагог
23.Индивидуальная работа с детьми «группы риска» в течение года социальный педагог
24. Организация летнего отдыха детей-сирот в оздоровительных лагерях. ежегодно социальный педагог, медицинский блок, завуч по ВР
*) Цель курса: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В сенсорной комнате происходит снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорных процессов фиксирования внимания и управления им; поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций у детей.
Предполагаемый результат: умение ориентироваться с сенсорными эталонами, давать полное описание объектов и явлений; практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; определять последовательность событий; самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.
Образовательный блок
Внедряет здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс, обеспечивает младшему школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, формирует у него необходимые знания, умения и навыки ЗОЖ, учит использовать полученные знания в повседневной жизни, создаёт условия успешного обучения, повышения мотивации к учебной деятельности, разрабатывает план проведения мониторинга здоровья, воспитанности, учебных возможностей, адаптации учащихся.Здоровьесберегающая организация учебного процесса – важнейшая задача как образования в целом, так и каждого учителя в частности. Основными направлениями работы учителя коррекционной школы при создании здоровьесберегающего пространства являются:
здоровьесберегающая организация учебного процесса;
обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий;
учёт принципов природосообразности, непрерывности и преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации), самоактуализации и самореализации, индивидуализации и дифференциации обучения и развития, системообразующего («гармония здоровья» ученического и педагогического коллективов, в основе которого лежит общечеловеческая потребность «быть здоровым») принципа;
тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить и быть здоровыми, учить ощущать радость от каждого прожитого дня, вызывать позитивную самооценку.
Рациональная организация урока:
строгая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота, соответствие парт росту учащихся, проветривание, кварцевание кабинета, расписание уроков, соответствующее гигиеническим нормам);благоприятный эмоциональный настрой (ситуация успешности, оптимальный темп работы, право собственного мнения, похвала, технология сотрудничества);
предотвращение усталости и утомляемости;
применение ТСО, ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами);
активные методы и формы обучения;
соблюдение гигиенических требований при посадке, положении тетради, книги;
использование игровых технологий;
отбор и использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;
расширение практики использования личностно-ориентированных технологий;
Элементы здоровьесберегающего урока:
положительный эмоциональный настрой - снимает страх, создает ситуацию успеха;
разминка для губ, языка - снимает напряжение органов артикуляции,
развивает подвижность артикуляционного аппарата, способствует подготовке к речевой деятельности;
пальчиковая гимнастика (самомассаж, пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, упражнения с предметами, упражнения с речевым сопровождением по методике А.П.Савиной) - снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику;
дыхательная гимнастика (по методике А.Н. Стрельниковой) - помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей, улучшает ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность;
гимнастика для глаз - полезна в целях охраны зрения, снятия напряжения и предупреждения зрительных нарушений (методика доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, Е.А. Каралашвили);
физкультурные и ортопедические минутки, динамические паузы - снимают напряжение общей моторики, влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы;
«гимнастика мозга» (по методике Р.А.Захаровой, И.В.Чупаха)- помогает обучающимся раскрыть те возможности, которые заложены в нашем организме, дают высокую умственную энергию;
смена видов деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия и т. д.) - направлены на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости;игра - преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать; развивает воображение, помогает учащимся справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками;
смена динамических поз при устной и письменной работе;
оптимальное использование наглядных средств обучения - способствует конкретизации изучаемого материала;
разные формы уроков (КВН, викторина, сказка, игра, урок-презентация, урок-путешествие…) - позволяют как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребёнка;
коррекционные игры и упражнения - направлены на развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Включение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, создаёт условия успешного обучения, повышения мотивации к учебной деятельности.
Внеурочная деятельность
Особая роль отводится системе тематических классных часов, лекций, бесед, встреч, экскурсий, спортивных мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья в гармоническом единстве физического, психического и нравственного компонентов. Внеурочная деятельность координируется программой «Фабрика здоровья доктора Айболита».
Программа по формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций по ЗОЖ « Фабрика здоровья доктора Айболита»
Пояснительная записка
Данная программа включает мероприятия, которые помогают осознать необходимость беречь здоровье, раскрывают основы здорового образа жизни, учат оценивать функциональное состояние своего организма и при необходимости проводить оздоровительные действия. Именно в начальной школе должны быть заложены основы эффективных коммуникаций, формирующих основы здорового образа жизни, которые к четвертому классу должны стать стойким динамическим стереотипом поведения, сформировать начальные представления ценностно – мотивационной сферы. Программа призвана расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Цель программы: воспитание у детей потребности сознательного отношения к собственному здоровью как к главной ценности жизни
Задачи программы:
пропагандировать здоровый образ жизни;
способствовать формированию положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта;
воспитывать у школьников негативное отношение к вредным привычкам;
раскрыть влияние здорового образа жизни на успехи в учебе;
формировать практические навыки ЗОЖ;
развивать познавательные интересы.
Мероприятия проходят в форме различных бесед, устных журналов, рассуждений, дискуссий, с оформлением книжных выставок, с использованием мультимедийных материалов. В программу включены мероприятия, специально подготовленные для учащихся 1-4 классов с учетом их возрастных особенностей. Программа рассчитана на 3 учебных года. Работа над темой проводится в классах в течение месяца, итогом является общее мероприятие для всех учащихся начальной школы.
I год обучения – информационный «Секреты Айболита» - призван обеспечить функционирование просветительской и методической работы по вопросам здоровья и безопасного образа жизни, осуществляется через такие формы работы: беседа, дискуссия, анкетирование, тестирование, классный час, конкурс, игра, круглый стол, праздник, викторина, консультация, путешествие, просмотр фильмов, уроки Здоровья.
II год обучения – практикум «Мастерская Айболита» - учит младших школьников практическому овладению правилами безопасного поведения, умению делать правильный выбор в пользу здоровья, создавать вокруг себя здоровьесберегающую среду; осуществляется через такие формы работы как мастер-класс, упражнения, тренинги, КТД, выпуск плакатов, театрализация, соревнование, просмотр учебных фильмов.
III год обучения – «Лаборатория здоровых идей Айболита» - направлен на максимально эффективное развитие ребенка в его самореализации и саморазвитии, формирование собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, представлен более сложными формами работы: исследовательская деятельность, проектная деятельность, творческая деятельность, фестиваль, конференция, конкурс эссе.
I год обучения «Секреты Айболита»
№
п/пМероприятие Форма работы Дата Ответственные
1. «Человек - восьмое чудо света» беседа-знакомство сентябрь кл. рук
2. «Друзья Мойдодыра» театрализация октябрь кл. рук
3. «Загадки доктора Неболита» викторина ноябрь кл. рук.
врач-педиатр
4. «Кто умён, тому не лень соблюдать режим весь день» творческий
коллаж декабрь кл. рук.
воспитатели
5. «Секреты феи Зубной Щетки» интерактивянварь кл. рук.
6. «Беречь глаз как алмаз» беседа, просмотр фильма февраль врач-офтальмолог
7. «Вредные привычки» диспут март кл. рук.
8. «Если хочешь долго жить - со здоровой пищей умей дружить!» круглый стол апрель кл.рук.
родители
9. «Путешествие в страну Здоровья» игра-путешествие май кл.рук. воспитатели родители
Второй год обучения «Мастерская доктора Айболита» (практикум)
Темы практических занятий:
№
п/пМероприятие Форма работы Дата Ответственные
1. «Не видать грязнулям счастья!» практикум сентябрь кл. рук
2. «Бабушкины рецепты» мастер-класс октябрь кл. рук.
диет-сестрашеф-повар
3. «Мастерская доктора Пилюлькина» практикум ноябрь кл. рук.
врач-педиатр
4. «Секреты скелета» конкурс-игра декабрь кл. рук.
воспитатели
5. «Мне не страшен стресс» тренинг январь кл. рук.
6. «Утренняя зарядка» конкурс февраль инструктор ЛФКучитель физкультуры
7. «Я умею говорить нет!» тренинг март кл. рук.
8. «Мы выбираем здоровье!» конкурс плаката апрель кл. рук
родители
9. «Маршруты здоровья» игра-эстафета май кл.рук. воспитатели родители
Третий год обучения «Лаборатория здоровых идей Айболита» (исследовательская проектная деятельность)
1 класс – Лаборатория Гигиены
2 класс- Лаборатория Профилактики
3 класс – Фитолаборатория4 класс - Лаборатория здорового питания
№
п/пМероприятие Форма работы Дата Ответственные
1. «Вопросы гигиены» консилиум октябрь кл. рук
2. «Азбука здоровья» выпуск буклетов декабрь кл. рук. воспитатели
3. «Здоровье на грядке» конференция март кл. рук.
4. «Фестиваль здоровых идей» защита проектов апрель кл. рук. воспитатели
Организация работы во второй половине дня
Во внеклассной работе повторяются, углубляются и закрепляются гигиенические знания, полученные на уроках здоровья, воспитывается убежденность школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту. Важнейшим фактором здоровья и воспитания детей является режим дня. Режим работы общеобразовательного учреждения составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и дополнительного образования в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа 2.4.2.1178-02, строится на принципах интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни начинается именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Рациональная организация обучения, труда и отдыха учащихся создает условия для их психофизического, физиологического и личностного развития, формирует регулятивные процессы, закрепляет организационные навыки, способствует развитию умений эффективно общаться, формирует самосознание.
Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе, на свежем воздухе. Режим школы предусматривает проведение нескольких прогулок в течение дня. Прогулка является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся. В нашей школе прогулки обязательно несут коррекционную направленность: формирование устойчивости, коррекция походки, развитие различных функций рук, развитие внимания и т. п.
Ортопедический час, на который выделяется 20 минут перед самоподготовкой, считается одним из методов активной терапии. За это время требуется: нормализовать тонус мышц, предупреждать патологические установки конечностей, восстанавливать мышечное чувство, пространственные представления, развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук и координацию движений; развивать речь, включая логопедические упражнения, память, внимание, зрительно-слуховое восприятие. Каждый ребенок выполняет собственный индивидуальный комплекс упражнений, разработанный для него мед.персоналом (инструктором ЛФК, врачом-ортопедом и т.д.).
Во время самоподготовки обязательно проводятся комбинированные физкультминутки, которые включают физические упражнения для осанки, для глаз, рук или стоп и снятия усталости. Введение в структуру самоподготовки физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья школьников.
Особое внимание необходимо уделить закаливающим процедурам:
обливанию ног контрастной водой, хождению по солевым и массажным дорожкам. Перед сном необходимо проверить наличие щитов, надеть тутора, лангеты.
Внеурочная деятельность является важной составляющей здоровьесберегающего процесса. Занятия в спортивных группах, в творческих клубах, в кружках по интересам служат основой фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности. Система внеурочной занятости детей, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной. Кроме того, занятия в различных секциях и кружках оказывают мощное коррекционное воздействие на развитие речи, пространственных, временных представлений, манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации, праксиса и т.д.
План работы воспитателей
№
п/пМероприятия Сроки выполнения Ответственный
1. Выполнение режима гигиены и закаливания ежедневно воспитатели
2. Проведение ортопедического часа ежедневно воспитатели
3. Проведение прогулок ежедневно воспитатели
4. Организация коррекционной кружковой работы: «Соломка», «Вязание», «ИЗО студия», «Фото-видео студия», «Кукольный театр», «Хоровое пение», «Студия вокала», «Театр-студия» в течение года руководители кружков
5. Дополнительное образование: аккордеон, фортепиано в течение года учителя муз. школы
6. Проведение занятий по программе «Город Здоровячков» воспитатели
мед.персонал учитель физкультуры
Программа внеклассной деятельности «Город Здоровячков»
Основные направления программы
Кафе «Правильное питание»
Проведение мероприятий и бесед о здоровом питании младших школьников. Правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом.
«Гостиная Мойдодыра»
Проведение мероприятий и бесед о соблюдении личной гигиены, как правильно умываться и чистить зубы; уход за волосами и т.д.
Клуб «Чемпион»
Проведение мероприятий и бесед о значении физкультуры и спорта для здоровья человека. Упражнения для сохранения и исправления осанки. Подвижные игры. Встречи со спортсменами школы.
Сквер «Доктора Природы»
Проведение мероприятий и бесед о влиянии солнца, воздуха и воды на наш организм; о полезных и опасных растениях.
Улица «Вредные привычки»
Проведение мероприятий и бесед о вреде наркомании, табукокурении, алкоголизме, сквернословии и т.п.
Станция «Скорая помощь» - Проведение мероприятий и бесед о том, как оказать первую помощь в различных ситуациях и что нужно знать о лекарствах.
Театр «В гостях у кота Леопольда»- Проведение мероприятий и бесед о поведении, о вежливости, добре и зле, учимся управлять эмоциями.
В конце каждого года планируется проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного.
Тематическое планирование
1-й год обучения
№ Мероприятие Форма работы Дата Ответственные
1. «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» игровое представление сентябрь воспитатели
2. «Что ты знаешь о себе?» беседа октябрь воспитатели
3. «Что растёт на грядке?» викторина ноябрь воспитатели
4. «Главная одежда человека» беседа декабрь воспитатели
5. «А мир прекрасен, если…» психотренинг. январь психолог
6. «Весёлые старты» игра-соревнование февраль воспитатели
учитель физкультуры
7. «Милые сестрички -вредные привычки». конкурс рисунков март воспитатели
8. «Сказка про бактерию Туберкулезову» театрализация апрель воспитатели врач-педиатр
9. «Путешествие в страну Здоровья» игра-путешествие май кл. рук
воспитатели
родители
2-й год обучения
1. «Доктора Природы» беседа, просмотр фильма сентябрь воспитатели
2. «Один дома» презентация октябрь воспитатели
3. «Витамины и мы» изготовление книжки-малышки ноябрь воспитатели
родители
4. «В стране Болючке»
сказка-беседа с элементами театрализации декабрь воспитатели
5. «Как Черные братья хотели мир завоевать» инсценировка январь воспитатели
6. «Лотерея Вежливости» игровая программа февраль воспитатели
7. «Встреча с Красотой, Грацией и Обаянием» театрализация март воспитатели
8. «Знакомые незнакомцы»
информационно-спортивное представление апрель воспитатели учитель физкультуры
9. «Маршруты здоровья» игра-эстафета май кл.рук воспитатели родители
3-й год обучения
1. «Лекарственные травы»
изготовление гербариев сентябрь воспитатели родители
2. «За здоровьем в страну Витаминию» праздник октябрь воспитатели
3. «Скорая помощь»
КВН (оказание помощи, гигиена) ноябрь воспитатели
4. «Сказка о мертвой царевне и не только…» беседа с элементами театрализации декабрь воспитатели
5. «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот – плохо» инсценировка январь воспитатели
6. «Как аукнется, так и откликнется» Беседа презентация февраль воспитатели
7. «Мисс Золотая
расческа» конкурс март воспитатели
8. «Спорт, ребята, очень нужен. Мы со спортом крепко дружим!» Спортивное мероприятие апрель воспитатели
учитель физкультуры
9. «Фестиваль здоровых идей» защита проектов апрель
кл. рук.
воспитатели
Физкультурно-оздоровительный блок
Организует спортивно-оздоровительные мероприятия, проводит работу по формированию навыков ЗОЖ и ОБЖ, развитию двигательной активности младших школьников. Для школьников с ЦП занятия физкультурой и ЛФК являются важным звеном здоровьесберегающего процесса. Они направлены на коррекцию ведущего нарушения при ДЦП - нарушения двигательных функций. Программы данных занятий учитывают особенности здоровья и развития детей, направлены на развитие двигательной активности ребенка, развитие координации движений, общей и мелкой моторики, на укрепление здоровья учащихся в целом.
План работы
Мероприятия Сроки выполнения Ответственный
1.Проведение уроков физкультуры по авторской коррекционной программе в течение года учитель физкультуры
2.Участие в спортивных мероприятиях, организованных областной спортивной школой инвалидов. в течение года учитель физкультуры
3.Организация работы коррекционных спортивных секций: фехтование, настольный теннис, дартс, футбол, плавание, лыжи в течение года
руководители секций
4.Спортивные праздники 1 раз в четверть учитель физкультуры
5. Проведение «Дней здоровья» 1 раз в четверть учитель физкультуры педагоги
мед. персонал
6. Экскурсии 2 раза в год учитель физкультуры
руководители секций
7.Минутка здоровья «Физкультура и спорт- путь к здоровью» по плану учитель физкультуры
8. Проведение занятий ЛФК по плану инструкторы ЛФК
9.Иппотерапия курсами завуч по ВР инструкторы родители
10.Разработка рекомендаций по проведению динамических пауз, упражнений на развитие двигательных функций ежегодно инструкторы ЛФК
11. Работа с дневниками коррекции еженедельно инструкторы ЛФК родители
12.Плавание 2 раза в неделю завуч по ВР родители
13.Спортивные турниры 1 раз в четверть руководители секций
14. Кружковая работа:
шахматы – шашки, бадминтон,
аэробика, гимнастика «Цигун», бильярд
2 раза в неделю
1 раз в неделю
руководители кружков
Административный блок
Осуществляет обеспечение ресурсной базы и контроль над выполнением задач и целей проекта, проводит экспертно-аналитическую работу, оказывает помощь в организации мероприятий, поддерживает связи с общественными организациями, партнерами проекта, организует курсовую подготовку персонала общеобразовательного учреждения.
Оценка качества реализации проекта
Оценка качества реализации проекта осуществляется всеми участниками здоровьесберегающего процесса и опирается на использование различных видов мониторинга: информационного, базового, проблемного, управленческого и затрагивают разные аспекты (физический, психологический, образовательный, нравственный).
Мониторинг соответствует определенным требованиям, которые можно сформулировать в виде следующих принципов:
объективность информации - сам процесс должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе информационного обмена между блоками и органами;
сравнимость данных - предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят;
адекватность - предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий. Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения;
прогностичность - получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций;
целевого назначения - предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности.
В качестве основных инструментов исследования мы используем социально-психологические и социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, интервьюирование педагогов и учащихся.
Мониторинг физического аспекта здоровья
Информационный Базовый Проблемный Управленческий
Статистика неврологических и соматических заболеваний, данные по профилактической работе, по соблюдению Сан ПиНа,
количественные данные о пропусках учащихся, о реализации санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, статистика данных физического развития учащихся
Количественный и качественный
сравнительный анализ статистических данных за определенный промежуток времени, выраженный в таблицах, графиках, диаграммах Выполняется по мере выявления проблем Аналитический экспертный анализ результатов мониторинга физического аспекта здоровья, оценка качества работы, выявление проблем, рекомендации по их устранению
Мониторинг психологического аспекта здоровья
Диагностика психо-речевого развития учащихся, выявление уровня тревожности учащихся 1 и 5 классов, состояния психологического климата в младших классах, обследование
работоспособности школьников, показатели личностного развития,
данные о соблюдении речевого режима на уроках и во внеурочной деятельности, мониторинг успеваемости учащихся Количественный и качественный
сравнительный анализ статистических данных за определенный промежуток времени, выраженный в таблицах, графиках, диаграммах Выполняется по мере выявления проблем Аналитический экспертный анализ результатов мониторинга психологического
аспекта здоровья, оценка качества работы, выявление проблем, рекомендации по их устранению
Мониторинг качества овладения навыками ЗОЖ
Диагностическое тестирование
Предметно-знаниевые показатели, сбор информации о ходе реализации здоровьесберегающих программ,
анкетирование учащихся и родителей,
опрос участников проекта,
количественные показатели практического применения полученных знаний,
отчет об использовании здоровьесберегающих технологий педагогами Количественный и качественный
сравнительный анализ статистических данных за определенный промежуток времени, выраженный в таблицах, графиках, диаграммах. Выполняется по мере выявления проблем Аналитический экспертный анализ результатов мониторинга качества овладения навыками ЗОЖ
аспекта здоровья, оценка качества работы, выявление проблем, рекомендации по их устранению
Мониторинг нравственного аспекта здоровья
• Социокультурные показатели развития участников проекта; учет количества поведенческих рисков, опасных для здоровья ; интервьюирование родителей по вопросам удовлетворенности результатами здоровьесберегающей деятельности
Количественный и качественный
сравнительный анализ статистических данных за определенный промежуток времени, выраженный в таблицах, графиках, диаграммах
Выполняется по мере выявления проблем Аналитический экспертный анализ результатов мониторинга нравственного аспекта здоровья, оценка качества работы, выявление проблем, рекомендации по их устранению.
Комплексная оценка эффективности работы в рамках проекта
Практическая значимость результатов
Материалы проекта могут быть использованы педагогами коррекционных школ для детей со сложными нарушениями развития. Программы внеурочной деятельности «Фабрика здоровья доктора Айболита» и «Город Здоровячков» могут помочь педагогам и воспитателям образовательных учреждений организовать планомерную работу по формированию навыков ЗОЖ у учащихся начальной школы. Также материалы проекта могут быть использованы студентами и слушателями курсов повышения квалификации при изучении тем «Воспитание и обучение детей с ЦП», «Организация здоровьесберегающего пространства в условиях школы-интерната». Дальнейшая разработка данной проблемы может быть связана с вопросами организации здоровьесберегающей работы с учащимися, страдающими ДЦП, в старших классах.