Реферат Организация здоровьесберегающего пространства в начальной школе.

Оглавление.


Введение стр.2
Глава 1 стр.3 – 7
Глава 2 стр.8 – 16
Глава 3 стр.17 – 23
Заключение стр. 24 – 25


























Введение.
В современном обществе огромное значение стали уделять здоровью человека, сохранению его физических и умственных способностей на долгие годы. Здоровье - это показатель психических и физиологических качеств человека, но данные качества закладываются в раннем детстве, с момента рождения и включают в себя возраст 6-9 лет, т.е. начальный школьный возраст. Насколько ответственен будет подход к периоду становления человека, настолько хорошим будет его физическое состояние.
Актуальность работы. В последнее десятилетие идет активное реформирование российской школы. Внимание уделяется не только систематизации и повышению качества общеобразовательного процесса, особое внимание педагоги и психологи стали уделять внедрению здоровьесберегающих технологий в систему образования, что вместе с воспитательным и образовательным процессами должно способствовать становлению развитой человеческой личности.
Цель работы - изучить особенности организации учебной деятельности младших школьников при использовании здоровьесберегающих технологий.
Объект работы – образовательный процесс в начальной школе.
Предмет работы – организация учебной работы с младшими школьниками, направленной на сохранение и укрепление соматического и психического здоровья учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть роль и место совместной деятельности педагогов и медицинских работников в начальной школе,
- организовать учебную работу в школе с учётом здоровьесберегающих технологий.









Глава 1
Основная цель начальной школы – развитие ребенка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия. По данным статистики в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Причин много:
малоподвижный образ жизни;
перегрузка учебного процесса;
несбалансированное питание;
отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
неблагополучная экологическая ситуация и т.д.
От здоровья детей напрямую зависит их успеваемость. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно: у 85% всех неуспевающих плохое состояние здоровья, какое-то недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Всем известно: здоровый ребенок лучший ученик!
Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет как интеллектуальный потенциал, так и экономические возможности страны. Поэтому здоровый, воспитанный и образованный гражданин определяет уровень цивилизованности государства, силу его общественных институтов, возможности его властных структур.

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Решая эти вопросы, школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса. Трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся. Зачастую современная массовая школа не только не укрепляет здоровье детей, но и сама превращается в его снижающий фактор.
Концепции сохранения и укрепления здоровья учащихся в современной школе имеют много вариантов своего воплощения, но большинство из них не предусматривает доминирующее использование содержательных возможностей педагогической среды образовательного учреждения и целостной системы ведущих факторов школьной жизни, призванных обеспечить у детей и подростков формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.
По данным исследований Минздрава и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств.
На этом фоне крайне важна правильная организация учебной деятельности, в аспекте обеспечения сохранности здоровья обучающихся, без которой реализация всего потенциала школьной успешности отдельно взятого ребёнка невозможна, так как состояние здоровья учеников по оценкам специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от соблюдения норм и правил здоровьесбережения в условиях школьного обучения.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, санитарно-гигиенические условия, профилактика травматизма, разумное планирование комплекса физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, повышение уровня мотивации на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование культуры здоровья у детей и учителей, психолого-педагогические факторы – все это имеет непосредственное отношение к проблеме физического, психического и духовного здоровья учащихся.

Поэтому, очевидно, что «Школьный фактор» - это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье учащихся. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, широкое использование различных педагогических инноваций приводят к несоответствию учебной нагрузки функциональным возможностям организма детей и «поломке» адаптационных механизмов.
Поэтому необходимо создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования.

Главная задача школы, по- прежнему, - образование и воспитание. Но её надо решать вместе с другой важнейшей задачей – оздоровлением. Дело врачей – лечить и предупреждать болезни. Дело педагогов и самих учащихся – не вредить здоровью, а всемерно его укреплять.
Технология здоровьесбережения в образовании – это организация учебно-воспитательного процесса, позволяющего достигнуть положительного результата в образовании и воспитании без лишнего напряжения и переутомления учителей и учащихся. Сейчас существует много авторских здоровьесберегающих технологий. Значит ли это, что во всех школах необходимо внедрять именно эти педтехнологии в связи с их актуальностью? Конечно же, нет. Ведь как тогда быть с другими инновационными технологиями, которые уже используются в школах и дают прекрасные результаты? Дело в том, что каждая из педтехнологий может быть как и здоровьесберегающей, так и здоровьезатратной.
Чтобы любая педтехнология выполняла здоровьесберегающую функцию, необходимо её соответствие определённым критериям.
1. Учёт состояния здоровья.
Образовательная технология должна содержать систему контроля за состоянием здоровья учащихся.
2. Здоровьесберегающая направленность содержания предмета.
3. Учёт возрастных особенностей.
Построение обучения с учётом биологического возраста детей, их базовых потребностей, ведущей деятельности.
4. Обучение через деятельность.
Усиление практической направленности обучения, упор на осмысление материала
5. Учёт основных свойств нервных процессов учащихся.
Система правил по работе с учащимися разных типов нервной системы. Особое внимание обращается на детей со слабой и инертной нервной системой.
6. Учёт стиля деятельности ученика.
Стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. Формирование опыта творческой деятельности.
7. Учёт индивидуальных особенностей ученика.
Учёт зоны актуального развития (обученность, развитость, воспитанность), ближайшего развития (обучаемость, развиваемость, воспитуемость) и саморазвития (самообучение, самовоспитание, саморазвитие).
. 8. Обеспечение мотивации
Ребёнок рассматривается не как объект, а как субъект обучения. Содержание образования должно включать всё, что нужно человеку для формирования и развития собственной личности, должно быть ориентировано на оказание помощи индивидууму обрести себя, выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способностями решения проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.
9. Ориентация на формирование представлений.
Учебно-воспитательный процесс направлен не на передачу знаний, а на ту усвоенную информацию о мире, которая используется учащимися для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою деятельность в мире.
10. Освоение успешности учения.
Ставка на позитивные начала в ученике, создание ситуации успеха для каждого (адекватные по сложности задания).
11. Стимулирующая роль оценки.
Оценка не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
12. Творчество в учебно-воспитательном процессе.
13. Исключение перегрузки памяти.
Рационально задействуются разные виды памяти (механическая, ассоциативная, логическая)
14. Обеспечение адекватного восстановления сил.
Смена видов деятельности, чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления, физкультминуток, динамических пауз.
Каждому учителю, использующему ту или иную образовательную технологию, необходимо задуматься о том, насколько она соответствует вышеназванным критериям, потому что обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы.
В проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» большое внимание уделено здоровью школьников. Отмечена важность перехода от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья каждого ребёнка. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учёбе. Новая государственная политика в области образования предоставляет школьным учителям большие возможности в выборе программ обучения, новых педтехнологий, предполагает создание современных авторских программ. Наверняка, педагоги воспользуются этими правами. Хотелось бы, чтобы при этом были учтены критерии, позволяющие каждой инновации стать здоровьесберегающей.
Приоритет здорового образа жизни должен быть полностью реализован в школе, потому что только здоровые люди смогут раскрыть свои способности и комфортно существовать в высокотехнологичном конкурентном мире. Даже восточная мудрость гласит: « У кого есть здоровье – у того есть надежда, у кого есть надежда – у того есть всё».


















Глава 2
Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья. Ниже приводится некоторые рекомендации, включая рекомендации специалистов ИВФ РАО и других научных учреждений.
Показатели рациональной организации учебного процесса
Показателями рациональной организации учебного процесса являются:
· объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
· нагрузка от дополнительных занятий в школе – факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
· занятие активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Рациональное расписание учебных занятий
Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988).
Наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими (но не первыми и не последними) уроками. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд (например, физика, математика, иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными (например, история, математика, география). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (четвертыми или пятыми), но не в самом конце учебного дня. Следует учесть, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.
Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом – в среду и в пятницу или во вторник и в среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле. При организации 5-дневной недели нагрузка учащихся в течение каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6 - дневной учебной недели – не должно увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности. В начале она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне (период снижения работоспособности и развития утомления). В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессирующего утомления. Исходя из этого, начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, т.к. продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности, т.е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности.
В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.
Максимально допустимое количество часов в неделю
при разной ее продолжительности
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.
Двигательная активность учащихся
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая походка, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В представленной ниже таблице приведены рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся, разработанные с учетом интенсивности и характера соответствующих видов деятельности. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.
Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, нахождение в транспорте – все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Организм человека в процессе эволюции не приспособился к такой низкой физической активности. Синдром гиподинамии является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более – подростков. Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводит к их переутомлению. Рациональная организация урока
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 - х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин то его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.
Оценка соблюдения гигиенических требований проводят по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.
Хронометраж урока проводится по:
· плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
· количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
· длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);
· частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
· количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);
· месту, длительности и условиям применения ТСО;
· частоте чередования видов преподавания;
· наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.
Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).
Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.
Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышения наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения работоспособности. Но с другой – ТСО увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычным урокам. И хотя форма подачи ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. При применении ТСО в младших классах от 3 до 4-6 раз в неделю на том или ином уроке расписания занятий должно строиться таким образом, чтобы в течение учебного дня происходило переключение деятельности учащихся с предметов, нагружающих преимущественно II сигнальную систему (математика, чтение, русский язык), на предметы, включающие в работу I сигнальную систему, создающие положительную атмосферу (труд, физкультура, ритмика). Это способствует сохранению работоспособности.
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения.
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
В конце урока обратить внимание на следующее.
14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
16. Темп окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, я пришла к такой схеме выстраивания урока.
1 этап урока:
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т. е. я готовлю детей эмоционально и физически.
На этом этапе урока я провожу пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.
2 этап урока: Актуализация темы.
А на уроках математики для устного счета, я предлагаю детям решить задачи физкультурно-познавательного характера.
На уроках изобразительного искусства, окружающего мира дети в ходе беседы учителя узнают о пользе подвижных игр на свежем воздухе.
3 этап урока: Основной
На учебную перегрузку и утомляемость влияют не столько количество времени, которое учащиеся проводят за учебными занятиями, сколько другие факторы.
Одним из факторов можно считать несформированность у школьников рациональных способов учебной работы, приёмов, способов, навыков интеллектуальной деятельности. Учащиеся нередко слабо владеют умением конкретизировать теоретические положения, делать научно обоснованные обобщения. Им легче просто воспроизвести заученный материал, чем осуществить сравнение, установить причинно- следственные связи, самостоятельно разобраться в незнакомом материале, сделать выводы, доказательно ответить на поставленный вопрос. Не владея сформированными приёмами мыслительной деятельности, учащиеся пытаются при изучении нового учебного материала непосредственно запомнить его, что влечёт за собой затрату неоправданно большого количества времени, возникновение чувства недовольства, скуки, отвращения к учёбе. Это не способствует психическому развитию учащихся и ведёт к учебным перегрузкам и подрыву здоровья.
Следующий и, пожалуй, самый существенный фактор - диспропорция интеллектуального и мотивационного развития. Школы, а нередко и детские сады, ориентированы преимущественно на интеллектуальное развитие детей, а мотивационное, эмоциональное, нравственное выносится за рамки программы.
Но неравномерность, нарушенный необходимый баланс между интеллектуальным и мотивационно - потребностным развитием неизбежно приводит к дисгармонии психического и личностного развития, что и выступает одной из существенных причин учебной перегрузки школьников. Последняя вызывается продолжительной и напряжённой работой, в основе которой лежат либо малоэффективные приёмы учебной деятельности, либо недостаточно развитая познавательная мотивация и низкий уровень саморегуляции в сочетании с чувством эмоционального и личностного дискомфорта в школе.
Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться. Но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил.
А ведь мы знаем, какие отрицательные эмоции вызывают порой наши действия, как часто у школьников возникает сознание: лучше ничего не делать, чем быть “плохим учеником”, у которого ничего не получается. Поэтому нужно заботиться о преобладании положительных эмоций на каждом уроке.
Кроме физкультурно-оздоровительной работы я использую физкультурно-познавательный компонент на общеобразовательных уроках. Он повышает интерес учащихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, а также способствует формированию потребностей в самостоятельной двигательной деятельности.
Так, проводя проверочную работу по теме «Правописание слов с парными согласными в конце слова», я предлагаю образовать словосочетания со словами: спорт, площадка, футбол, матч и записать предложения.
По теме «Приставки» учащиеся определяют значение приставок по-, раз, про-, за- в словах бег, побег, разбег, забег, затем вставляют слова, подходящие по смыслу в текст: На уроке физкультуры учитель предложил. на короткую дистанцию. Серёжа взял хороший со старта.
Работая над словами с двойными согласными, я предлагаю детям прочитать текст на доске:
Что такое хоккей? Это спортивная командная игра с мячом или шайбой и клюшкой. В хоккей играют зимой на ледяном поле, летом на травяном поле. Родина хоккея на траве – Англия, а на льду – Канада.
После чтения текста учащиеся ищут слова с двойными согласными, подчёркивают их, разбирают слова по составу. Я организует беседу по прочитанному тексту. Учащиеся отвечают на вопросы: что они узнали о хоккее? Любят ли они играть в хоккей? Какими зимними видами спорта они занимаются? Что даёт человеку занятие спортом?
Работая над безударными гласными в корне, учащиеся читают стихотворение:
Говорю я всем: “Зимой, закаляйтесь все со мной,
Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный
Вас не сможет одолеть”.
После чтения стихотворения учащиеся находят слова с безударными гласными и записывают проверочные. После таких упражнений, дети выполняли различные творческие задания. Работа по здоровьсбережению учащихся проходит целенаправленно и систематически в течение всего учебного года.
4 этап урока: Итог.
Работая над благоприятной эмоциональной сферой в классе, ребята отражали своё настроение на уроках с помощью лестницы «Как я ощущаю себя на уроке». В моём классе расписание уроков составлено с учётом работоспособности детей и трудности предметов. Стараюсь соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене. А специально организованная двигательная активность, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе.
О благоприятном завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе.







Глава 3
И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на уроках.
Творчество
Так, в процессе занятий изобразительным искусством я часто использую разные техники – это аппликация, роспись, лепка глиняной игрушки и многое другое. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.
И вот к каким выводам я пришла:
· Глина – это один из самых распространенных природных материалов и более всего освоена человеком еще с глубокой древности, когда люди жили в согласии с природой.
· Лечение глиной – один из методов естественного лечения кожных и других заболеваний. Тысячу лет назад Авиценна в своем “Каноне” подробно описал свойства глины, ее воздействие на все живое и способы лечения глиной заболеваний различных органов.
· Лепка глиняных игрушек развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.
· При лепке и раскрашивании игрушки не ограничиваю фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Поэтому, с одной стороны, работа с глиной – это возможность для ребенка выразить свое “Я” в явной адресной форме. Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие.
С другой стороны, работа с глиной – это приобщение ребенка к нашей русской народной культуре.
Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.
Игры
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:
· подвижные игры
(физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
· игры-соревнования
(дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
· диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
· ролевые игры.
Дети очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, “играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.
Музыка
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет «Лунная соната» Л. Бетховена, «Времена года» П.И.Чайковского. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма «Овод» С. Шестаковича. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» С. Рахманинова и «Бал» симфония Л. Бетховена.
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.
Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.
Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.
Физкультура
Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст.
При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:
· Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
· Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
· Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.
Виды физкультминуток:
· Упражнения для снятия общего или локального утомления;
· Упражнения для кистей рук;
· Гимнастика для глаз;
· Гимнастика для слуха;
· Упражнения, корректирующие осанку;
· Дыхательная гимнастика.
Провожу физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.
Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.
В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:
· упражнения для снятия общего или локального утомления;
· упражнения для кистей рук.
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:
· гимнастику для глаз.
Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:
· - гимнастику для слуха.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:
· - дыхательную гимнастику.
Я стараюсь придерживаться этих рекомендаций.
Иногда я предлагаю провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.
В моём классе, у детей наиболее распространённые простудные заболевания.
Родителям я рекомендовала, чтобы дети употребляли витамины «Алфавит», «Ревит», «Аскорбиновая кислота». Также рекомендовано упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятием спортом.
Мои дети в классе очень активные и подвижные, поэтому двигательный режим имеет важное значение в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка; двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие, уровень функциональных возможностей, физической подготовленности и работоспособности.
У детей младшего школьного возраста имеется большое многообразие режимных моментов, прямо или косвенно влияющих на величину двигательной активности. Определяющее значение имеют организованные формы занятий физическими упражнениями: утренняя гимнастика, спортивные часы, дни здоровья, занятия в секциях.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдению правил игры. Я считаю, что неплохо использовать простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивность, в которых можно быстро менять состав участников и так же быстро выявлять победителей.
Для родителей я провожу различные лектории о здоровье детей, на которые приглашаю специалистов. В результате здоровьесберегающих технологий заболеваемость в моем классе снизилась. Произошло снижение уровня и обострения течения хронических заболеваний, связанных с нарушением осанки, зрения, нервной системы, массовых эпидемиологических явлений.
Повысился интерес к учебе, дети стали посещать спортивные секции, кружки, клубы. Из 21 ученика моего класса 15 – посещают спортивные секции (волейбол, настольный теннис, тхэквандо, смешанные единоборства - М1).

Используя здоровьесберегающие технологии, я добилась повышения качества знаний по предметам.

Рекомендуемые оздоровительные моменты на уроке:

Гимнастика для глаз.

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики.

Динамическая смена поз.

Дыхательная гимнастика.

Специальные упражнения, рассчитанные на исправление нарушения осанки.

Релаксирующие упражнения на снятие психоэмоционального и психофизического напряжения.

Комплекс упражнений на развитие чувства ритма и ориентации в пространстве.

Динамические паузы (физминутки)

с использованием музыкального сопровождения;

с использованием стихотворных форм;

комплекс общеразвивающих упражнений.

Технологии взаимодействия с обучающимися в рамках создания здоровьесберегающего пространства школы

Технологии личностно-ориентированного обучения, нацеленные на индивидуальное развитие личности ребенка (одаренного, способного, «обычного», нуждающегося в коррекции), на право ученика и родителей выбирать уровень обучения с точки зрения здоровьесбережения;

технологии проектирования и моделирования, основанные на субъект-субъектных принципах взаимодействия ученика и учителя;

технологии действенного метода;

технологии парной и групповой работы;

тренинговые формы занятия;

проведение уроков на природе;

технологии психологического сопровождения образовательного процесса;

использование технологий игровых форм обучения, развивающих эмоционально-чувственную сферу ребенка и учитывающих его индивидуальные психологические особенности;

проектная деятельность.

В ходе работы над проектом развивается творческий потенциал учащихся, навык анализа собственной деятельности. Происходит осмысление собственного опыта и опыта сверстников в решении задач здоровьесбережения. Ученик оценивает собственный ресурс здоровья, находит и обучается приемам безопасности жизнедеятельности, улучшения экологии школьной среды. Приобретенный опыт он может транслировать и вне стен школы.











Заключение.
Проблема здоровьесберегающей педагогики касается в первую очередь начальной школы, так как в младшем возрасте закладывается основа представлений о ценности собственного здоровья. Для решения задач сохранения и укрепления здоровья необходима комплексная система мер, продуманная организация воспитательного процесса, которая должна помочь решению проблем школы, связанных с заботой о здоровье учащихся, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранению, укреплению и улучшению их здоровья.
За последнее десятилетие процессы реформирования затронули все слои общества, разрушили сложившуюся инфраструктуру, резко усилили негативные тенденции в области рождаемости, сохранения здоровья, полноценного образования и воспитания. И именно поэтому развитие здоровье сберегающих технологий и их педагогический ресурс играют огромную роль в развитии гармонично развитой личности.
Основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.
Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующие значение и зависят от особенностей деятельности и её организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствие конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворения от справедливо выставленной отметки, эмоции от “столкновения” с новым учебным материалом - всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательные отношения к предмету, увлечённость им.
Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы нашего поведения. Если учитель хочет достичь лучшей работы мысли нужно заботиться о том, чтобы деятельность стимулировалась эмоционально. Эмоциональная сторона не менее важна, чем мыслительная деятельность, а желание учиться, в конечном итоге, помогает формировать личность любознательную и творческую.
Ни для кого не секрет, что физическое и умственное развитие ребёнка едины. Однако добиться этого единства очень сложно, так как физическая и умственная работоспособность ребёнка зависит от целого ряда причин. Организованная двигательная деятельность ребёнка должна регулироваться с учётом возрастных особенностей и динамики физической подготовленности школьника, только тогда она будет способствовать его психическому и физическому развитию.
С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребёнка, укреплять его здоровье.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Ведь если в режиме учебного процесса не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведёт к развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффективность урока и увеличивает время на приготовление домашних заданий.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.




















Список используемой литературы.
1.Айзман, Р.И. Этапы мониторинга здоровья учащихся// Р.И. Айзман Школьные технологии.2010.№3.С.87-94.
2.Акчурин, Б.Г. Физкультурная деятельность как форма воспроизводства духовного и социального здоровья //Б.Г. Акчурин Теория и практика физ. культуры. 2009. N 12. С. 13-16.
3.Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России//И.Н Анедреева Стандарты и мониторинг.2011.№3.С.15-19.
4.Барыльник, Ю.Б. Основы здорового образа жизни: региональная образовательная программа // Ю.Б. Барыльник и др. Саратов: Добродея, 2008. 34 с.

5.Безруких ,М.М. Здоровьесберегающая школа // Начальная школа. 2011. №1. С.6-12.
6.Бобылёва Л. Д. Здоровый образ жизни формируется в семье. Начальная школа. – 1998. - №6.
7.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 – 341.
8.Гончарёнок, И.А. Здоровьесбережение в системе методического обеспечения образовательного процесса / И.Гончарёнок, А.Рафикова // НМУ «НИО» МО РБ, 2008. - № 1.
9. Дереклеева Н. И. Мастерская учителя - «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» - начальная школа. Москва «ВАКО» 2004 г.
10.Киселёва, Г.Г. Как изучить состояние здоровья школьника?// Г.Г.Киселёв, В.А. Ковалёв, Начальная школа, 2007. № 2. С. 58– 61.
11.Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. – М.: ВАКО»,2004
12.Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат). Учебник для студентов пединститутов. «Педагогика и психология» 2 – е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986, с. 184 – 187.
13.Лосев. П.Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // П.Н.Лосев Начальная школа, 2005. № 8. С. 51 - 55.

14. Менчинская Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. Е. А. Менчинская. – М.: Вентана – Граф, 2008(Педагогическая мастерская)
15.Науменко, Ю.В. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников //Ю.В. Науменко Управление начальной школой.2011.№3.С.48-61.
16.Павлова, М.А. Организация арт-терапевтических занятий в условиях ОУ. // Перспективы развития системного подхода в психологии: материалы международной научной конференции//М.А. Павлова, Е.В.Гусева. Научная книга. Саратов: 2008. С.63-67.

17. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2006


18.Татарникова, Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Л.Г.Татарникова. – СПб.: Крисмас, 2002.
19. Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы / Л.Г.Федоренко. – СПб.: Каро, 2003.
20. Хухлаева, О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков / О.Г.Хухлаева. – М.: Сентябрь, 2003.








13PAGE 15


13PAGE 142515




15