Статья Развитие творческих способностей детей на занятиях декоративно-прикладным творчеством.
Развитие творческих способностей детей на занятиях
декоративно-прикладным творчеством
Ниценко И.К., педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга»
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Развитие творческой личности и творческих способностей – важная задача для педагогов дополнительного образования. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Творчество начинается с желания создать что-либо своими руками. В кружки и объединения приходят дети с разным уровнем развития. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Система дополнительного образования предоставляет условия для организации детского творчества и, следовательно, для развития творческого потенциала детей. Здесь каждый ребенок может найти дело по душе, по интересу. Какой бы направленности не были студии или кружки, работа их отталкивается от интереса к делу, развивает трудолюбие, без которого невозможно достичь результата, вместе с тем раскрывает и творческий потенциал ребенка.
Декоративно-прикладное творчество играет большую роль в художественном образовании детей. Знакомство в яркой, доступной форме с декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности. На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Искусство становится необходимым для самопознания, выбора жизненного пути. Становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца.
Важнейшей задачей декоративно-прикладного творчества является творческое развитие обучающихся, расширение и углубление знаний и представлений детей о прекрасном, развитие способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности.
Декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Развитие творческих способностей у детей – это задача не на один день. Сколько угодно можно призывать человека быть творческой личностью, творчески работать, но все это будет бесполезно.
У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого можно использовать разные технологии работы с различными материалами.
Для того чтобы из задатков развились способности необходимо в качестве обязательного, непременного условия – удовольствие от деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. Занимаясь в кружках, дети учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу. Очень важно создать эмоционально благоприятную обстановку в кружке для каждого ребенка и обеспечить его духовное развитие. Необходимо предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда.
Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход является одним из важнейших условий творческого развития ребенка. Через индивидуальный подход поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей отстающих. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов. Педагог должен уважать личность ребенка, от природы все дети психологически разные, неповторимые.
Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству нами используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли – конструктора, художника, гримера, которые способствуют развитию творческих способностей. Введение игровых ситуаций увлекают ребенка, создают благоприятный эмоциональный тонус, стимулируют проявление творческих способностей, воображение, фантазию, усиливают внимание детей к поставленной задаче. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера: соединение этого вида творчества с игрой, а не подмене его игрой.
На занятиях декоративно-прикладным творчеством часто используются поисковые, творческие задания. Прежде, чем приступить к выполнению того или иного изделия, ребятам предлагается самим определить алгоритм действий, разработать эскиз, определить дизайнерское решение. После обсуждения предложенного, педагог предлагает свои варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог являлся не строгим руководителем учебного процесса, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставлялась возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом.
При выполнении задания у детей развивается внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Затем воспитанникам предписывается совершить действия, отличные от прямого копирования образца, им даются «творческие задания» типа: придумай другое оформление, дополни образец деталями и т.д. Это способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, фантазии. Далее могут быть задания, связанные с фантазированием: придумать и исполнить образы на основе готовых шаблонов (например, геометрических фигур).
Лучше раскрыть творческие способности и природный дар ребенка помогает метод проектирования, который вызывает у ребят живой интерес, так как помогает им проявить самостоятельность и творческую инициативу.
Для успешного развития творческих способностей немаловажную роль играет наглядность: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов; условие изображения. Наглядность обеспечивает яркое эмоциональное запоминание детьми живых образов, возбуждает детское воображение, творческую фантазию, стремление к глубокому познанию вещей, явлений.
Практика показывает, что для педагога задача развития творческих способностей детей является наиболее сложной и трудно реализуемой. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают педагогу определить ту возможную меру включённости обучающихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным.
Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогало мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре.
Развитие творческих способностей, обучающихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Развитие творческих способностей у детей только тогда принесет свои плоды, когда обучение осуществляется педагогом планомерно и систематически.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того что бы они умели проявлять свои дарования, нужно правильное руководство.