Конспект урока русского языка (4 класс)Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов. Урок рефлексии.


Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Тип урока: урок рефлексии.
Цель урока: закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, формирование регулятивных учебных действий (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка)
Задачи:
Обобщить знания детей о правописании безударных личных окончаний глаголов.
Формировать умения:
определять цель урока;
ставить учебную задачу;
планировать свою деятельность;
работать в паре и группах;
писать без ошибок личные окончания глаголов;
контролировать и оценивать себя.
Ход урока.
1.Орг. момент.
-- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку:
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Р.Декарт. (1596-1650) — французский философ, математик, физик и физиолог– Как вы понимаете эти слова?
-Именно эти слова и будут девизом нашего урока.
2.Актуализация знаний.
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу вал…т,
Хор церковный бога хвал…т;
В колымагах золотых
Пышный двор встреча…т их;
-Прочитайте, из какого произведения этот отрывок.
-Проанализируйте пропущенные орфограммы и сформулируйте тему урока
( Правописание безударных личных окончаний глаголов) Написать на доске.
- Это первый урок по этой теме или вы уже учились писать безударные окончания глаголов? (Мы этому уже учились)
-Давайте вспомним, как надо действовать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола.
-Поработайте в парах и составьте алгоритм написания безударного окончания глагола, расположив действия по порядку.
(У ребят деформированный алгоритм, им необходимо расположить действия по порядку)
- Проверьте, соотнесите составленный вами алгоритм с образцом.
–Где вы можете найти образец алгоритма? (В конце учебника, где находится справочный материал с.140)
3.Формирование цели урока и постановка учебных задач.
- Какова цель сегодняшнего урока? ( Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов)
-Сформулируйте учебные задачи, которые мы должны поставить перед собой на уроке, воспользуйтесь алгоритмом.
(1.Мы должны уметь ставить глагол в начальную форму. 2. Мы должны уметь определять спряжение глагола.
3.Мы должны знать какие окончания пишутся у глаголов в соответствии со спряжением.)4. Работа над решением поставленных задач.
4.1. Упражнение в умении ставить глаголы в неопределённую форму
- Работаем над первой задачей. Прочитайте текст и предложите задание. (Выписать глаголы и поставить их в неопределённую форму)
- О чём надо помнить, когда образуешь неопределённую форму глагола? (О том , что глаголы бывают совершенного и несовершенного вида, и надо правильно ставить вопрос)
Березовая роща
  Березовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по березовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает желтую пыльцу с сережек, послушаешь, как поет скворец, - и станет тебе легко и радостно.
( по Г. Снегиреву)
- Проверяем, читаем глаголы по цепочке, карандашом отмечаем.
-Оцените данное умение в таблице.
-Кто без ошибок справился с заданием, ставим +.
-Кому ещё необходимо тренироваться (-)- Зачем необходимо ставить глагол в неопределённую форму (Чтобы определить спряжение)
4.2. Упражнение в определении спряжения глагола по неопределённой форме.
Следующая учебная задача - уметь определять спряжение глаголов.
- Определите спряжение выписанных глаголов.
- С чем столкнулись, определяя спряжение? (Чтобы определить спряжение глаголов «звенит» и «поёт» не нужно их ставить в неопределённую форму, т.к. окончание ударное и спряжение определяется по окончанию, а глагол «посмотришь» является глаголом – исключением и относится ко 2 спр.)
-Назовите глаголы 1 спр. (2 спр.)(потрогаешь, сдувает, послушаешь, поёт, станет)
(звенит, походишь,посмотришь)
- Оцените данное умение в таблице.
4.3. Глаголы – исключения.
- Проверим, как вы знаете глаголы – исключения.
(Работа в группах. Каждой группе предлагается карточка)- Вам даны предложения с пропущенными словами. Ваша задача дополнить предложения глаголами – исключениями.
Отрясая грезы ночи и дивясь, перед собой видит город он большой,
К морю лишь подходит он, вот и слышит будто стон…
Воду в решете не удержишь.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Охотник слышит, как лес дышит.
(Взаимопроверка)
- Обменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания. Дайте оценку выполненной работе. (Образец выполнения на слайде)
- К какому спряжению относятся записанные вами глаголы? Какие ещё глаголы – исключения 2 спр. вы знаете? (ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть)
-Назовите глаголы – исключения 1 спр. (брить, стелить)
- Оцените данное умение в таблице.
- А теперь вернёмся к отрывку из произведения А.С. Пушкина и докажем написание безударных окончаний глаголов. (Дети выписывают глаголы с пропущенными буквами и доказывают окончание.)
- Давайте подведём итог. Все ли задачи , поставленные нами на урок , мы решили.
-Какую цель мы ставили? А как каждый из вас смог достичь это цели проверим, выполнив следующее задание.
4.2 Упражнение в написании окончании глаголов.
-На доске столбики глаголов, с пропущенной гласной в окончании, вы в тетрадях в столбик записываете гласные, которые должны быть на месте пропусков.
-Проверьте правильность выполненного задания, сверив с образцом на слайде.
-Оцените умение правильно писать окончание глагола в таблице.
вход…тувид..шьуч…м
чита…т гуля..шьпиш..м
посмотр…т нос…шьобид..музна…т встрет..шьподар…м
полюб..т рису..шьчувству…м- Что общего у глаголов каждого столбика?
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Оцените свои знания, завершите заполнение диагностической карты.
Начало урока Конец урока
1. Я правильно определяю вид глагола, умею ставить в неопределенную форму 2. Я умею определять спряжение глагола. 3. Я знаю глаголы- исключения 4. Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений 5. Я смогу объяснить эту тему товарищу. -Поставьте цель своей работы на следующие уроки русского языка.
-Спасибо всем за работу.
Индивидуальная домашняя работа .На листе 3 образца текстов с разным уровнем сложности. Учащиеся определяют степень трудности задач, самостоятельно проанализировав тексты .Каждый ученик выполняет задания по своему выбору.
1 уровень ( легкий — по начальной форме определить спряжение и вставить безударную гласную в окончание)
Все мы (испытывать) испытыва..м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега..т с полей, Солнце (обливать) облива..т весенний лес светом. Птицы (строить) стро..т гнезда.
2 уровень ( сложнее — в начальную форму глаголы нужно поставить самим)
Под прямыми лучами солнца та..т снег. Ему втор..т ручей. Ве..т теплом. Мартовское равноденствие буд..т природу. Скоро высоко в небе повисн..т жаворонок. Его сразу не замет..шь. Но песня его любого останов..т.
3 уровень (более сложный- встречаются глаголы- исключения)
Смотр..шь на прозрачный лед и вид..щь, как под этим льдом ручей гон..т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня..т их на открытую воду и мчит вперед, тороп..тся согнать их в одно место.