Конспект урока русского языка на тему: Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний 4 класс

Урок по русскому языку

Класс – 4
Тема – Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний.
Цель урока – Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; формировать умение правильно писать безударные личные окончания; развивать орфографическую зоркость.

Ход урока.
Организационный момент.
Минутка чистописания.
На доске записаны окончания -ешь, -ет, -ем.
Учитель: Продолжите ряд.
Учащиеся: -ете, -ут, -ют.
Уч-ль: На что указывает окончание ешь?
Уч-ся: Окончание –ешь указывает на глагол I спряжения 2-го лица единственного числа.
Уч-ль: Какие окончания имеют глаголы II спряжения в настоящем и будущем времени? Запишите их.
Учащиеся выполняют задание.
Актуализация знаний учащихся.
Уч-ль: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Уч-ся: Мы будем продолжать изучать глаголы.
Уч-ль: Правильно. Мы будем продолжать работать над темой «Глагол», посмотрим как вы решаете орфографические проблемы с этой частью речи.
Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.
Уч-ль: Ученик 4-ого класса написал орфографический диктант:
Грохочит вдали.
Собирешь книжки.
Услышишь крик.
Ненавидет лож.
Уч-ль: Его друзья нашли в его работе три ошибки, а сколько найдете вы?
Учащиеся считают количество допущенных ошибок и сообщают об этом учителю.
Уч-ль: Ответы у вас разные. Что надо повторить ученику, что он должен уметь? Отвечать на этот вопрос будете так запишите словосочетания без ошибок, отметьте орфограммы, в которых ошибся ученик.
После выполнения задания делается проверка.
Уч-ль: В каких глаголах можно было сразу определить гласную в окончании?
Уч-ся: В глаголе соберешь, так как оно ударное. В глаголах услышишь и ненавидит, так как это глаголы-исключения II спряжения.
Уч-ль: Докажите, что в глаголе грохочет допущена ошибка.
Повторение материала о глаголах-исключениях.
Уч-ль: Ваши работы показывают, что не все вы знаете глаголы-исключения. Запишите глаголы I спряжения, поставив их в 3-е лицо множественного числа.
Учитель дает индивидуальное задание учащимся у доски: записать слова бреют, стелют с помощью транскрипции. Остальные учащиеся работают в тетрадях.
Уч-ль: Запишите глаголы-исключения II спряжения в 3-м лице единственного числа и по возможности с приставкой у-.
Упражнения в правописании гласных в личных окончаниях.
Уч-ль: Я предлагаю вам совершить путешествие в два города: Первоспряжение и Второспряжение. Хотите? Кто нам будет помогать?
Уч-ся: Неопределённая форма глагола.
Учитель выбирает ученика, который будет рыцарем Неопределенная форма.
Уч-ль: А как будут называться остальные?
Уч-ся: Глаголы.
Уч-ль: Возьмите конверты, которые лежат у вас на столах и достаньте карточки.
Дети достают карточки со словами: растат, зависм, бортся, блистат, стром, пилт, проедт, рубт.
Уч-ль: Ну, глаголики, кто знает точно в каком городе живет? Кому нужна помощь рыцаря? Теперь я карточкм перемешаю. Запишите слова поддиктовку с выделением гласной в окончании.
Взаимопроверка.Учитель хвалит детей не допустивших ошибки в написании слов.
Уч-ль: Почему вы не ошиблись?
Уч-ся: Умеем ставить глаголы в неопределенную форму, знаем глаголы-исключения, помним наших помощников.
Упражнения в определении спряжения.
I основание
II основание
III основание

Спряжение определим сразу по ударной гласной в личном окончании
Спряжение определим сразу у глаголов-исключений
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определим по суффиксу

Идешь – I спр.
Стоишь – II спр.
Брить, стелить – I спр.
И указывает на II спр.
Не и – на I спр.


Уч-ль: Расскажите по таблице, как определить спряжение.
Учащиеся выполняют задание.
Уч-ль: А теперь выполним более сложное задание. Достаньте карточки из другого конверта.
Учащиеся достают карточки со словами: помнишь, злилась, носилась, желтела, сидела, погляди, лежит, чернеет, зеленеет, блестит.
Уч-ль: Вчитайтесь в глаголы. Кто узнал, из какого они произведения?
Уч-ся: Из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
Один из учащихся наизусть читает это стихотворение.
Уч-ль: Назовите и запишите грамматические основы.
Учащиеся записывают грамматические основы с комментированием.
Творческая работа.
Уч-ль: Ребята, вы должны вставить слова, отвечая на указанные вопросы:
(Когда?) В воскресенье, ты (что делаешь?) на улицу с лыжами и (что делаешь?) в парк.

(Какое?) солнышко (Что делает?) свои лучи и (Что делает?) на снегу.
Приятно (что делать?) этой красотой, но пора (что делать?) на лыжи и (что делать?) дальше.

Уч-ль: Какими членами предложения будут вставлены слова? Подчеркните их.
Итог урока.
Уч-ль: Кто научился определять спряжение? Кто не боится безударных гласных в окончаниях?
Рефлексия.
Уч-ль: Если вы узнали что-то новое на уроке, то поставьте на полях тетради зеленый кружок, если еще не все допонимаете, то поставьте красный кружок.