Развитие творческой активности на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Развитие творческой активности на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Ф.В.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.И.Ильясов, Ж.А.Зайцева, А.А.Кирсанов, А.А.Малахов, Р.А.Петросова, О.Г.Сущенко, А.Энгельбрехт и др.); в процессе эстетического воспитания (Н.Е.Воробьев, В.Г.Кухаронак, Г.П.Новикова, Е.Ю.Романова, Н.М.Сокольникова, Е.А.Солнцева, Л.Н.Шульпина и др.); в ходе развития познавательной самостоятельности (Л.Г.Вяткина, Е.И.Еремина, Г.И.Щукина и др.); через использование средств изобразительного искусства (Р.А.Гильман, В.Плюхин и др.); через применение разнообразных методов воспитания и обучения (Г.В.Безюлева, С.Н.Дорофеев, В.Д.Путилин, В.П.Ушачев и др.)
Вопросов формирования индивидуальных особенностей учащихся в обучении в той или иной степени касались педагоги и психологи, работавшие в контексте следующих направлений: саморазвитие личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, содержание образования (В.И. Загвязинский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); организация учебной деятельности как процесса взаимодействия (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, И.И. Ильясов, МИ. Махмутов, Н.Ф. Талызина, И.Э. Унт, Г.И. Щукина); познавательный интерес, активность, самостоятельность и творчество учащихся (Д.Б. Богоявленская, B.C. Данюшенков, Я.А. Пономарев, Т.И. Шамова, Е.А. Яковлева);
Проанализировав различные подходы в психологии и педагогике к понятию «творческая активность», мы охарактеризовали ее как интегральное качество личности, проявляющееся в продуктивной деятельности и включающее эмоционально-ценностное отношение к явлениям народного искусства, положительную мотивационную направленность на восприятие и выполнение произведений декоративно-прикладного искусства, практические умения и навыки исполнительской деятельности.
Актуальность проблемы активизации творческой деятельности учащихся обусловлена следующими противоречиями: в ходе анализа художественной деятельности учащихся было выявлено противоречие между необходимостью развивать художественно-творческие способности на дополнительных факультативных занятиях по изобразительному искусству, и недостаточным уровнем проявления творческой активности.
Занятия декоративно-прикладного творчества позволяют посредством изготовления изделий активизировать творческие способности учащихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Анализ психолого-педагогический и методический литературы по проблеме исследования;
- Тестирование (диагностика невербальной креативности учащихся по методике Е.Торренса, адаптированной А.Н.Ворониным, 1994);
- Наблюдение;
- Беседа;
- Анализ творческих работ;
- Статистические методы обработки результатов исследования.
Анализ результатов деятельности учащихся показал, что выполненные работы не похожи друг на друга, большинство отличаются оригинальностью, отчетливо прослеживается стандартный или нестандартный подход к выполнению задания, что и является проявлением творчества.
Проводя анализ начального этапа изучения интересов обучающихся, можно сделать вывод, что на полученный результат обучения учащихся экспериментальных групп положительно повлияло следующее:
изучение истории возникновения и развития Декоративно-прикладное искусства народов севера с опорой на художественные традиции,
исследование древних художественных образов и мотивов народного искусства, семантики орнамента,
введение уже на первых этапах освоения работы на дереве (бересте), а не на бумаге,
использование проблемных и эвристических вопросов, заданий, ситуаций, направленных на активизацию творческой деятельности,
система самостоятельных работ, связанных с исследовательской, поисковой деятельностью,
вариативность заданий,
Индивидуальная работа с учащимися является начальной ступенью в развитии активизации творческой деятельности и предпосылкой для создания творческих коллективов. Она заключается в том, что отдельные ребята под руководством педагога, начинают заниматься прикладным творчеством, углубленно изучают некоторые вопросы, относящиеся к культуре народов севера, изготавливают различные изделия декоративно-прикладного характера, наглядные пособия и т.д. В дальнейшем к ним присоединяются другие школьники, заинтересовавшиеся данной работой. Появление такого общего интереса группы учащихся к конкретной области и их стремление работать сообща, коллективно, своевременно поддержанное педагогом, приводит к организации творческого объединения.
Практика показала, что занятия декоративно-прикладным искусством обладают большим педагогическим потенциалом. Они позволяют воспитывать вкус детей на примерах народного декоративного искусства, развивать творческую активность, позволяют создавать красивые и функциональные изделия. Итоговые выставки в конце занятия декоративно-прикладной деятельностью на основе интегративного подхода имеют высокий развивающий потенциал. У детей отмечается повышенный интерес к содержанию поисковых задач, появляется широта интересов – стремление заниматься разными и непохожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных ее сферах. Это становится основой накопления многообразного опыта и постоянной его переработки, трансформации в новые образы, идеи. Привлечение на занятия декоративно-прикладного искусства интересных видов декоративно-прикладного искусства во взаимодействии с литературой, музыкой и культурным наследием очень эффективно.
Большую роль в процессе получения новых знаний играют возрастные особенности. Так как на каждом возрастном этапе одни и те же знания могут усваиваться учащимися на разных уровнях восприятия. Средний школьный возраст наиболее благоприятен для активизации творческой деятельности.
Способы стимулирования творческих способностей:
· обеспечение благоприятной атмосферы;
· доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
· обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
· поощрение высказывания оригинальных идей;
· обеспечение возможностей для практики;
· использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
· предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Сделанные выводы вносят определённый вклад в разработку концепции формирования системы художественного образования в России и могут быть использованы:
1. В качестве научного материала для дальнейшего исследования методологических и теоретических проблем формирования и развития новой образовательной модели;
2. Федеральными и региональными органами управления образованием при разработке и осуществлении образовательной политики.
3. В преподавании учебных курсов: “Декоративно-прикладное искусство”.
13PAGE 15
13PAGE 14115