Конспект урока русского языка в 5 классе по теме«Правописание безударных личных окончаний глаголов»


Урок русского языка в 5 классе
Учитель: Мингалева Г.Н.
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Цели урока: создать условия для формирования умения правописания безударных личных окончаний глаголов.
Планируемые результаты:
Предметные – находят глаголы в тексте, определяют спряжение глагола и выбирают окончание; выполняют морфологический разбор глагола.
Метапредметные:
Личностные - осознание норм правописания для получения знаний по всем предметам. Дают адекватную самооценку деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
Организационный момент.
1. Сообщение темы урока.
2. О чём мы говорили с вами на прошлом уроке? На сегодняшнем уроке мы продолжим тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
3. Синтаксическая «пятиминутка» ( 1 человек у доски выполняет синтаксический разбор предложения, вставляет пропущенные буквы, определяет время, вид и спряжение глаголов.)
Человек от лени боле…т, от труда здорове…т.
- Как определили спряжение глагола?
-Чем различаются глаголы I и II спряжения?
II. Наблюдаем за материалом.( на слайде 1)
В каком столбике спряжение и личное окончание глаголов определить легко? Почему?
сид…шь слыш…шьид…шь клее…шьбереж…шь колыш…шься-Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
2) Работаем с «Алгоритмом определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием» (алгоритмы в распечатанном виде лежат на парте у каждого ученика)
1. Ставим глагол в неопределенную форму (н.ф.). Вид сохраняется.
2. Смотрим, на какие буквы оканчивается глагол в н.ф.
3. II спряжение: 1) все глаголы на -ить; 2) 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать); 3) 7 глаголов на -еть (обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпеть).
4. I спряжение: 1) 2 глагола-исключения (брить, стелить);
2) все остальные глаголы.
5. Помни: глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и соответствующие глаголы без приставок .III.Закрепление изученного материала.Пользуясь алгоритмом, правильно определите спряжение и личное окончание глаголов. Выполните морфологический разбор глагола( 1 и 2 спряжения).
Образец записи: они растают – сов.в. – растаять, I спр.
они пил…т они вид…тони бре…т они держ…т
они смотр…тся они гон…тони просе…т они стро…т
они дыш…т они блещ…т
А теперь отдохнём. Физминутка.
Буквой Л поставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
Молодцы!
Выборочный диктант (выпишите глаголы, определите спряжение, выделите окончания) (слайд 2)
Зверь становится сам не свой, когда увидит охотника. Шерсть поднимается дыбом, и глаза наливаются страхом. А у птиц от ужаса раскрываются клювы. Все прячутся, убегаю, улетают.
Удирают без оглядки даже свирепые кабаны. Белка затаилась на сучке: чует опасность. Чёрный коршун кидается ввысь. Даже безобидный водяной уже прячется под корягу.
До чего же приятно, когда тебе доверяют. И до чего же обидно пугалом быть!
Становится-II убегают-I прячется-I
Увидит-II улетают-I доверяют-I
Поднимается-I удирают -I быть-I
Наливаются-I затаилась-I
Раскрываются-I чует-I
Прячутся -I кидается-I(проверка – слайд3)
IV. Рефлексия
Итоговый блиц – опрос(два варианта) (проверка на слайде)
Спишите глаголы, определите спряжение, выделите окончание.(слайд4)
1 вариант 2 вариант
ты кле…шь ты пиш…шь
он се…т он не обид…т
они завис…т они стро…т
V. Домашнее задание.§83, упр. 656 (учебник М.М.Разумовской, П.А.Леканта)