Рабочая программа по технологии УМК Начальная школа XXI века (1 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Технология»
1 класс
2016-2017 учебный год
Составитель:
Нигматуллина Т.С.,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы по технологии Е. А. Лутцевой.
Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Цель: ознакомить учащихся с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
развитие личностных качеств , интеллекта и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения , о взаимосвязи человека с природой; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации;
использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
2. Общая характеристика предмета учебного предмета.
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения).
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологи ческой картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
3. Описание места учебного предмета «технология» в учебном плане
Учебный план МБОУ «СШ №21» предусматривает обязательное изучение учебного предмета «технология» в 1 классе в количестве 33 часов (1 час в неделю, 33 учебные недели).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «технология»
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению,
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Предметные результаты (по разделам):
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции изделий, делать простейшие обобщения;
группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно размечать сгибанием, по шаблону;
точно резать ножницами; собирать изделия с помощью клея.
5. Содержание учебного предмета
1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются прежде всего технологические операции, приёмы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приёмы, инструменты, материалы, виды труда.
2. Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения.
Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
пп Раздел.
Название темы Кол-во
часов Характеристика основных видов деятельности
Что ты видишь вокруг? Сбор листьев. Как засушить листья. Экскурсия. 1 Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.
Мир природы. Составляем осенний букет. Экскурсия. 1 Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Установление сходства и различия в объектах путем взаимно-однозначного соответствия
Вырабатывать умение работать в парах, обучать сотрудничеству
Мир рукотворный. Работа с природным материалом. Фантазии из листьев и цветов Экскурсия. 1 Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.
Уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки: местоположение по отношению к другим объектам.
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Окружающий мир надо беречь. Экскурсия. 1 Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Осуществлять рефлексию способов и условий действий. Ставить вопросы, обращаться за помощью
Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? Экскурсия в школьный музей. 1 Осуществлять рефлексию способов и условий действий.
Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.
Если хочешь - сделаешь (значение трудовой деятельности для человека). 1 Работая в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, ставить вопросы.
Готовим праздник. Работа с пластилином. Изготовление вазы 1 Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли
Подари сказку «Колобок». Работа с пластилином 1 Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли
Из чего сделан рукотворный мир? Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)технологические свойства – способы обработки материалов (выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы), чертёжных инструментов (линейка), приёмы работы приспособлениями (шаблон) и инструментами.
Подсказывает природа. Аппликация из листьев 1 Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)технологические свойства – способы обработки материалов (выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы), чертёжных инструментов (линейка), приёмы работы приспособлениями (шаблон) и инструментами.
Как устроены разные изделия? Работа с бумагой. Новогодняя мастерская 1 Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения.
Целое и части. Изделие и его детали. Новогодняя мастерская 1 Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)технологические свойства – способы обработки материалов (выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы), чертёжных инструментов (линейка), приёмы работы приспособлениями (шаблон) и инструментами.
Шаг за шагом. Этапы работы. Домино 1 Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
Что можно изготовить из бумаги, а что – из ткани? Игрушки без ножниц и клея 1 Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.
Как соединить детали? Способы крепления деталей. 1 Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.
Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями.
Что можно сделать из бумаги?. Подставка для кисточки. 1 Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.
Учимся наклеивать детали. Сушка плоских изделий под прессом 1 Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, сборка, отделка).
Зачем человеку нужны помощники? 1 Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.
Познакомимся с ножницами. Приручаем ножницы 1 Исследовать конструктивные особенности используемых инструментов.
Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения.
Фантазии из бумаги. Бумажная мозаика 1 Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.
Почему ножницы разные? Семья режущих инструментов. Экскурсия в трудовую мастерскую 1 Исполнять разные социальные роли: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами.
С кем линии дружат? Узоры из верёвочек. 1 Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы).
Какие бывают линии? Из ниток, верёвочек и пряжи) 1 Сравнивать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами.
Путь-дорожка. Способы работы ножницами. 1 Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы).
Размечаем круги с помощью шаблона. 1 Сравнивать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами.
Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы).
Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий.
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
Размечаем прямоугольники с помощью шаблона 1 Размечаем треугольники в помощью шаблона 1 Без инструментов. Приёмы сгибания и складывания бумаги и картона 1 Сравнивать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами.
Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы).
Иглы и булавки. Домики для иголок и булавок – изготовление игольницы 1 Исследовать конструктивные особенности используемых инструментов.
Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения.
Прямая строчка и её дочки. Работа с тканью 1 Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы).
Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий.
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
Учимся красиво вышивать. Изготовление закладки 1 Хитрые узелки. Изготовление закладки (окончание работы) 2 Учимся беречь книги. 1 Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий.
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа Е. А. Лутцева «Технология 1-4 класс», 2011 г.
Е. А. Лутцева. Учебник «Технология». Изд-во «Вентана-Граф», 2011 г.
Технические средства:
Компьютер.
МФУ.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Документ – камера.
Мобильный класс.