Занятие декоративно — прикладным искусством как фактор развития творческих способностей детей

Жулева Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО Дом творчества село Шира

Тема: «Занятие декоративно – прикладным искусством как фактор развития творческих способностей детей».

«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удается и спорится. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».
А.С. Макаренко.
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования. Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Существуют как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей:
По мнению А. Танненбаума, А. Олоха, Д.Б Богоявленской, А. Маслоу и других учёных как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных сложных ситуациях.
Другие учёные Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев считают, что творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта.
Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг и другие).[3]
Придерживаясь точки зрения Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Грубера, Я.А. Пономарева, что творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, можно сказать, что творческие способности надо развивать. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Но и взрослые люди вполне могут развивать в себе творческие способности, креативность.
Для занятия декоративно – прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приёмами того или иного народного промысла, но и знания основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приёмами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль.
Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, стремления к самореализации и самоопределению реализуются не только школой, но и учреждениями дополнительного образования детей, имеющих богатый опыт работы и призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности ребенка.
Главная особенность педагогического процесса в дополнительном образовании – не передача готовых знаний, форм и способов деятельности, а совместный поиск новых решений. Развитие каждого обучающегося рассматривается и расценивается по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими. Каждый ребенок может самостоятельно строить собственные «границы», но для этого он должен иметь возможность исследовать себя как «безграничное пространство». Вот почему дополнительное образование – это образование одаренных детей.
Ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности – это «Одаренный ребёнок». Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. В 2010 году президентом Медведевым Д.А. была предложена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2011-2015г.г.) Особое место в ней уделяется работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок от природы одарён по-своему. А одарённость – это генетически обусловленные способности, которые у всех разные. Действительно, эту тему можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей, включая их в более углубленное образование, в самостоятельную творческую деятельность.
Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны педагога. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – задача педагога, работающего с одарённым ребёнком.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от учреждения дополнительного образования.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача учреждения дополнительного образования поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей.
Существуют такие типы отношений как: отрицательное, игнорирующее, положительное, гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей). Как родителям развивать одаренность детей? Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего влияния на развитие ребенка. Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. Работа с родителями одаренных детей предполагает: психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка, совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей, поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
В МБУ ДО Доме творчества села Шира уже более 15 лет работает мастерская «Народные ремёсла», где учащиеся занимаются бисероплетением по трём образовательным программам: «Подмастерья маленькой бусинки», «Бисерное рукоделие», «Мастера–умельцы».
Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, кружковцы являются участниками и победителями муниципальных, республиканских, межрегиональных, международных выставок и конкурсов.
Как достичь таких результатов?
Формы поиска и поддержки одаренных детей хорошо знакомы всем:
1. Выявление способностей по результатам учебной, исследовательской и проектной деятельности на занятиях, творческих конкурсов.
2. Анкетирование: интересов учащихся, уровня интеллектуального развития ребенка.
3. Собеседования с родителями.
4. Работа с портфолио учащегося.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Чтобы провести диагностику одарённости можно использовать классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра. Определив таких ребят, нужно научить их думать, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес детей к предмету.
Чтобы выявить одаренных детей необходимо проанализировать особые успехи и достижения воспитанников, провести диагностику их потенциальных возможностей, для этого можно создать карту «Развития одаренности ребенка», в которой фиксировать успехи ребёнка, свои наблюдения, выводы.
развитие творческих способностей на занятиях бисерным рукоделием;
С целью организации индивидуальной творческой деятельности воспитанников в процессе создания бисерных изделий использую специально разработанные творческие задания и упражнения повышенной степени сложности, нацеленные на развитие определенных психологических показателей креативности. Содержание и форма проведения этих упражнений может варьироваться в зависимости от вида занятия и деятельности: викторины, соревнования, игровые паузы, тесты самопроверки.
Введение этих упражнений в структуру учебного занятия позволило не только разнообразить содержание занятия, стимулировать интерес и творческую активность детей, но и мотивировать их личностно-эмоциональную заинтересованность в выполнении этих заданий. Пример некоторых из них: «Собери узор», «Орнаментальное лото». Детям предлагаются шаблоны ленточных, прямоугольных схем-сеток и набор цветных элементов  линейных, округлых, геометрических фигур. Используя эти элементы, дети должны составить из них различные варианты узоров на шаблоне-схеме. Это упражнение способствует развитию комбинаторных способностей, лежащих в основе разработки авторских украшений.
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Мало просто выявить таланты, надо сохранить каждого, помочь выстроить путь дальнейшего развития. Для этого необходимо формирование банка данных и создание мониторинга их развития.
Для того чтобы помочь одаренному ребенку реализовать свои потребности, достичь высокого творческого уровня, успеха в дальнейшем обучении, необходима организация индивидуального обучения.
Для решения данной задачи в мастерской «Народные ремёсла» была разработана образовательная программа дополнительного образования детей «Мастера – умельцы» для одарённых детей. Она является логическим продолжением основной образовательной программы культурологического направления «Бисерное рукоделие» 3–х годичного обучения. Основанием для разработки программы послужил высокий уровень усвоения воспитанниками общей образовательной программы, успешная творческая деятельность, большое стремление к познанию всего окружающего, постоянное участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня. Главной задачей данной программы является содействие дальнейшему развитию творческих способностей обучающихся, их познавательной активности в условиях индивидуального обучения. Для каждого обучающего составлен индивидуальный план работы.
Основные направления в работе с одарёнными детьми по данной программе:
исследовательская, проектная деятельность;
разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом творческих и интеллектуальных способностей ребенка;
технология «Мониторинг личностного развития» в процессе освоения ребёнком образовательной программы показывает, как можно отследить развитие его личностных качеств;[1]
технология «Портфолио».
Главная ценность программы в том, что она даёт возможность быть ребёнку не просто исполнителем, а творцом с богатым эмоциональным восприятием мира, и ориентирована на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребёнка области практических действий на пути к мастерству.
Конечно, работа с одаренными детьми  нужна. В современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности. Хотя, конечно, условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию талантов. И всё же педагог должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми можно проводить разную работу: проекты, исследования и прочее. Ведь конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворённости. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.
Таким образом, работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не педагог сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.
Литература
1.Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – с.159
2. Заболотская И.А.Опыт работы с одарёнными детьми / И.А. Заболотская // Дополнительное образование и воспитание. – 2007.-№9.
3. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
4. Темчишена С.П. Организация работы с одарёнными детьми в условиях учреждения ДО / С.П. Темчишена // Дополнительное образование и воспитание. – 2010.-№11.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615








ђ Заголовок 515