«Занятие декоративно – прикладным искусством как фактор развития творческих способностей воспитанников
Обобщение передового педагогического опыта
педагога дополнительного образования
МБОУ ДОД «ЦДОД» ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
Сысуевой Надежды Николаевны
«Занятие декоративно – прикладным искусством как фактор
развития творческих способностей воспитанников».
1. Актуальность и перспективность опыта.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем, чтобы быть востребованным в современном обществе, молодым людям необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми они обладают.
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Актуальность данной идеи определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.
Дополнительное образование в настоящее время - необходимое звено воспитания и образования многогранной личности, оно представляет каждому ребенку, возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. И именно педагог дополнительного образования является представителем одной из самых социально значимой профессии. Не подавляя волю ребенка, педагог воспитывает самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка, побуждает его находить в тех или иных обстоятельствах собственный путь. И моя главная задача, как педагога, создать условия, благоприятствующие развитию творческих способностей каждого воспитанника.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящийся в памяти.По мнению Немова Р.С., способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.
Развитие творческих способностей воспитанников предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.
Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. Творческая деятельность – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои способности, удовлетворяет интересы и потребности, развивает внимание, усидчивость, совершенствует навыки работы с материалами и инструментами.
Ведущая идея развития творческих способностей воспитанников – обучение и воспитание через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели. Воспитанник, участвующий в выполнении какого-либо изделия, имеет возможность реализовать свои замыслы и творческие способности, проявить свою индивидуальность. Кроме этого, у него формируется широкий спектр практических умений: постановка проблемы, планирование работы, проведение исследований, сбор данных, технология обработки материалов, анализа и обсуждения результатов, презентация готовых изделий, работа в команде.
В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой - новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности для воплощения композиционного замысла, эмоционального самовыражения личности.
С первых же занятий воспитанники начинают понимать, что понятие «мусор» для человека творческого не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Ввести воспитанника в мир творчества, дать ему возможность поверить в себя, в свои силы и возможности, в свои способности, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребёнка в обществе, является ведущей педагогической идей опыта.
3.Теоретическая база опыта.
Проблема развития творческих способностей у воспитанников в системе обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-прикладного искусства, которое является частью цельной народной культуры. Декоративно-прикладное искусство, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий (различная утварь, мебель, ткани, одежда и украшения).
Выявлению значения роли и места декоративно-прикладного искусства в процессе развития творческих и художественных способностей личности, посвящены исследования и публикации М.А. Ершовой, И.О.Кагана, Б.Т. Лихачева, Т.Я. Шпикаловой.
Специфику художественного творчества рассматривал Иммануил Кант в 18 веке, как учение о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. При разграничении различных уровней художественного творчества Кант наиболее существенный, содержательный уровень относил к проявлению природного таланта, а поверхностный – к сознательной работе над оформлением этого содержания, когда созидатель руководствуется вкусом. Вкусу, как сознательному элементу, Кант придает важнейшую организационную функцию.
Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.
Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, А.К. Марковой и других учёных.
4. Технология опыта.
Занятия в творческом объединении «Творческая мастерская» веду по модифицированной программе, рассчитанной на два года обучения. Цель созданной мною программы - создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания изделий, используя различные материалы и техники.
Содержание программы представлено различными видами художественного ручного труда (работа с бумагой, пластичными материалами, природным материалом, бросовым материалом) и направлено на овладение воспитанниками необходимыми в жизни элементарными приемами работы с разными материалами, изготовлению поделок, игрушек, цветочных композиций, гравюр, панно, различных полезных предметов. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа включает в себя не только обучение, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается «по спирали», т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания. Так, если, например, для обучающихся первого года обучения задание про кубик оканчивается составлением выкройки кубика и формированием самой модели, то это же самое задание для обучающихся второго года обучения предполагает выполнение этой же модели в разных техниках, с плоскими, рельефными или ажурными гранями. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта обучающихся и степени усвоения ими учебного материала. Таким образом, по этой программе могут заниматься обучающиеся разного возраста и из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
На теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. При изготовлении какого-либо изделия обучающиеся учатся устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.
Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным обучающимся работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук».
Весь период занятий разделен на несколько этапов: подготовительный, совместная деятельность и итоговый. На первом этапе, в беседе, при помощи различных заданий по разным жанрам декоративно – прикладного искусства, выясняются склонности, способности и предрасположенность ребёнка к конкретному виду деятельности. Затем подбираются такие изделия, работу над которыми ребёнок завершит раньше, чем у него пройдёт пик активности и пропадёт интерес заниматься этим делом. На втором этапе идёт совместная деятельность по разработке и изготовлению изделия. На этом этапе педагог выступает как наблюдатель, помощник и консультант. На третьем этапе идет анализ изготовленных изделий, анализ проведенной работы, разбор ошибок и подготовка изделий к выставкам. На этом этапе рассматриваются дальнейшие пути творческого развития ребёнка (выбор изделия, методов изготовления изделия, дизайн и т.д.).
Структура занятий в моих творческих объединениях разработана с учётом возрастной психологии обучающихся и их интересов.
Для активизации обучающихся к самостоятельному «творчеству», реализации своих скрытых возможностей, на занятиях, в зависимости от цели и содержания учебного материала, используются нетрадиционные (нестандартные) формы организации занятий. Нестандартные занятия, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. В своей работе я применяю:
Интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
Занятие – соревнование, конкурсы, турниры, викторины и т.д.;
Занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исследование, творческое задание и т.д.;
В основе многообразных форм занятий имеются – общие характеристики:
Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации деятельности;
Любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельно взаимосвязанных этапов;
Построение занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Использование наглядных пособий, технических средств (Интернет-источников, обучающие DVD и CD диски, звуковые записи) способствуют лучшему усвоению материала.
5. Анализ результативности.
Объединение «Творческая мастерская» предоставляет большие возможности для удовлетворения запросов воспитанников с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития. Занятия в объединении дают простор для творческого развития, о чём свидетельствуют устойчивые положительные результаты образовательной деятельности по показателям (за последние три года) - полнота выполнения программы – 100%, сохранность контингента в среднем в диапазоне от 92,8% до 95,3%, продуктивность участия кружковцев в творческих конкурсах и выставках. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки воспитанников. Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.
Чередование занятий двумя и более видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию, а успехи в декоративно – прикладном творчестве, даже незначительные, рождают у воспитанников уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
Доктор психологических наук Д.Б. Богоявленская писала: «Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития». Творчество начинается с желания что-либо создать своими руками. Творение, создание - это выход из обыденного течения жизни, открытие в себе новых возможностей. Те, кто становятся на путь творчества, движутся к вершинам искусства. Может быть, не всем суждено достигнуть его высот, но творческий процесс возвышает и совершенствует человека.
Практика показала, что на каждом этапе занятия ДПТ необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволяет мне полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности воспитанников, достигать более высоких результатов в обучении и развитии их творческих способностей. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Для занятия декоративно – прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приёмами того или иного народного промысла, но и знания основ ручного художественного труда и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приёмами в совокупности с собственными эстетическими представлениями, аккуратностью, запасом терпения позволит выработать индивидуальный авторский стиль.
Главная особенность педагогического процесса в дополнительном образовании – не передача готовых знаний, форм и способов деятельности, а совместный поиск новых решений. Учреждения дополнительного образования детей призваны удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности ребенка, поэтому педагогу необходимо не просто заинтересовать воспитанника, но и увлечь его, быть ему всегда интересным.
Определенные трудности испытываю из-за того, что объединение посещают разновозрастные воспитанники с разными способностями и подготовленностью. Только постоянная и кропотливая работа не только с воспитанниками, но и над собой приносит свои плоды, кружковцы являются постоянными участниками и победителями муниципальных, республиканских, межрегиональных выставок и конкурсов.