Технологическая карта урока по математике на тему Прибавление и вычитание числа 4 (1 класс)

Прибавить и вычесть число 4
Педагогическая цель
В ходе практической работы и наблюдений учить приемам сложения и вычитания числа 4, закреплять знания состава числа 4; создавать условия для обучения решению задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц

Тип урока
Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)
В результате практических действий и наблюдений выполнять сложение и вычитание вида +4; -4. В результате практических действий и наблюдений решать задачи, анализировать действия при решении задач данного вида, использовать знаково-символические средства. Выполнять задание в рабочей тетради

Личностные результаты
Проявлять интерес к математике. Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для решения учебной задачи.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию

Основное содержание темы, понятия и термины
Сложение и вычитание вида 4; состав числа 4; термины «условие задачи», «вопрос», «решение»

Образовательные ресурсы
М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Учебник для 1 класса. Часть 2. М. И. Моро, С. И. Волкова. Рабочая тетрадь. Часть 2. Электронное приложение к учебнику М. И. Моро


Этапы урока
Формы, методы, методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма контроля




осуществляемые действия
формируемые умения


1
2
3
4
5
6

I. Организация начала урока
Фронтальная, индивидуальная
Приветствие (психологический настрой на урок). Проверка готовности к уроку.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок
Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок
Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

Мотивация познавательной деятельности
Фронтальная, индивидуальная
- А для чего нам нужны все эти школьные принадлежности?
- Как надо работать на уроке, чтобы заработать хорошие отметки?
Пальчиковая гимнастика.
– Проверим посадку, правила обращения с ручкой
Внимательно слу- шают, отвечают на вопросы.
Взяли ручки. Прокатаем ее между ладонями. Теперь без ручек. Массируем кончик каждого пальчика.
Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку


Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя.
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой
Фронтальный. Устные ответы.
Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук.

Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой

II. Устный счет
Фронтальная, индивидуальная
- Поработаем по карточкам. Вам нужно решить примеры. После этого поменяться и проверить друг у друга работы. У кого без ошибок, ставим звездочку. А если есть ошибки – вопросительный знак
Решают примеры
Проверяют друг у друга работы. Оценивают
Фронтальный. Устные ответы

III. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Беседа
- Рассмотрим числовые выражения.
- Чем они похожи?
- Чему мы сегодня научимся?
- Еще что будем делать на уроке?


Внимательно слу- шают, отвечают на вопросы.








Принимают учебную задачу.
Фронтальный. Устные ответы. Индивидуальный.


Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6











IV. Актуализация опорных знаний
Фронтальная. Словесный. Беседа
- Чему мы научились на предыдущих уроках?
- Как мы прибавляем и вычитаем числа 1, 2, 3?
Слушают учи- теля. Отвечают на вопросы.



Воспроизводят по памяти информацию. Объясняют способы сложения с числами 1. 2, 3
Фронтальный.
Устные ответы

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Состав числа 4

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа
- Чтобы прибавлять и вычитать 4, надо знать состав числа 4.
– Как мы можем получить число 4?
- Теперь проверим. (Эл. приложение к учебнику)



Слушают учи- теля. Отвечают на вопросы.



Предлагают способы получения числа 4
Фронтальный.
Устные ответы

2. Прибавление и вычитание числа 4.
Работа с учебником, с 8
Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа
- Предложите, как можно к числу прибавить 4?
Как можно из числа вычитать 4?
- А теперь сравним ваши варианты с учебником.
- Сначала прибавляем два, потом еще раз два. Получится 4.
- Сначала 3, затем 1.
- Можно так: сначала 1, потом 3
Выдвигают предположения. Делают вывод, комментируют
Фронтальный.
Устные ответы

Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6

Физкультминутка
Коллективная, индивидуальная, практи- ческий
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.

Еще раз наоборот.
Мы за партой отдохнем,
Встанем и ходить начнем,
Все покрутим головой
И потопаем ногой.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

Встали, потянулись.
Руки в стороны, вперед.
Меняют движения.
Присели за парту.
Ходьба на месте.
Вращения головой.
Ходьба на месте.
Приседания.

Бег на месте.
Наклоны вперед
Осуществляют профилактику утомления
Фронтальный.
Наблюдение учителя










3. Решение задачи по учебнику (с. 8)

Фронтальная, индивидуальная.
Словесный, практический.
– А сейчас мы с вами будем решать задачу на с. 8, № 3. (Читает учитель)
– Прочитайте условие задачи.
– Прочитайте вопрос задачи?
– Что известно в задаче?
– О чем вам говорит слово «старше»?
– Каким действием решается задача?







- Ане 6 лет.
- Вере – неизвестно. Но она на 4 года старше, чем Аня.
- Сколько лет Вере?
- Надо прибавить.
- Сложением

Перечитывают условие и вопрос к задаче. Самостоятельно строят схему, записывают решение задачи, проверяют решение.
Фронтальный, индивидуальный.


4. Работа по рабочим тетрадям (с. 7)
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо
– Открыли рабочие тетради на с. 7.
- Решаем столбики с примерами.
- В некоторых примерах пропущены числа. Вставьте их.
- Девочки выполняют вычитание, мальчики – сложение.

Вставляют числа
Находят значения числовых выражений, проверяют
Индивидуальный.

VI. Рефлексивно-оценочный
Фронтальная. Словесный. Беседа
– Чему мы научились сегодня на уроке?
– Как прибавляем и вычитаем число 4?
– Кто думает, что сегодня работал плодотворно?
- Кто – хорошо, но надо подтянуться?
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают свою работу на уроке
Индивидуальный



15