Методическая разработка праздника Спасибо, Азбука, тебе!
Сценарий внеклассного мероприятия
«Спасибо, Азбука, тебе!»
подготовила
учитель начального общего образования
Рыганцева Нина Николаевна
Красночабанская СОШ№14
2016г.
Цели: создание условий для подведения итогов обучения чтению и письму (презентации умений каждого обучающегося по окончанию изучения «Азбуки»)
Задачи:
Способствовать
формированию у обучающихся стремления к активной интеллектуальной деятельности,
привитию интереса к учёбе, чтению,
развитию мышления, познавательной активности и творческих способностей обучающихся,
развитию умения работать сообща и дружно с одноклассниками,
формированию доверительных отношений между родителями, учителем и обучающимися.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора, компьютерная презентация, плакат с надписью «Азбука – к мудрости ступенька», карточки –тест, карточки с буквами алфавита, со слогами, с пословицами.
Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с «Азбукой». На празднике у нас наши дорогие гости – родители и учителя из других классов. Скажем дружно всем «Здравствуйте!»
Ребята, хоть у нас сегодня и праздник, вам придётся работать, чтобы показать, чему вы научились.
Прочитайте написанное на доске.
«Азбука - к мудрости ступенька.» Друзья мои, объясните, как вы понимаете слова «мудрость, мудрый».
Объяснения обучающихся.
Итак, «мудрый», значит умный, учёный. Наша задача разобраться, стали ли мы мудрее, изучив азбуку, поднялись ли мы на ступеньку к мудрости?
В конце занятия мы вернёмся к этому вопросу и ответим на него.
Учитель: Сейчас вспомним наши первые уроки и побеседуем.
Ребята, мы живём в мире живой и неживой природы.
Назовите представителей живой природы.
Ответы обучающихся.
Учитель: Что характерно для живых существ?
Ответы обучающихся.
Итак, живые существа умеют двигаться, кушать, расти, но только человек обладает речью.
Для чего человеку нужна речь? Я предлагаю вам найти ответы на этот вопрос в тесте на розовой карточке.
Самостоятельная работа.
Тест.
Выберите правильные ответы и закрасьте квадратик зелёным цветом.
С помощью речи люди:
□Рассказывают друг другу о чём-либо.
□Видят сны.
□Спрашивают .□Бегают.
□Советуют.
□Пишут.
Проверка. Чтение ответов.
Учитель: Какая бывает речь?
Ответы обучающихся. Речь устная и письменная.
Учитель: Речь устная – звучащая речь. Из чего она складывается?
Ответы обучающихся. Из звуков.
Учитель: Какие бывают звуки?
Ответы обучающихся. Гласные и согласные.
Обучающиеся читают стихи:
Звуки эти разные-
Гласные согласные.
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбели Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
И какие разные
Бывают те согласные-
Звонкие, глухие -
Вот они какие!
Учитель: Звуки мы произносим и слышим.
Как же хочется их увидеть. Ребята, как это сделать?
Ответы обучающихся. Для этого существуют буквы.
Учитель: А вы знаете буквы? Кто вам помог узнать все буквы?
Ответы обучающихся.
Учитель: Почему книга называется Азбука?
Ответы обучающихся.
Учитель: Совершенно верно. Всё очень просто. Сейчас мы называем буквы а б в г, а раньше буквы называли «аз» «буки», так и получилось название азбука.
Книгу, что знакомит с буквойБукварем назвали встарь,В честь славянских "аз" и "буки"Назван Азбукой Букварь.
А известно ли вам, кто создал азбуку?
Ответы обучающихся.
Учитель: Совершенно верно. Русский народ очень благодарен за это Кириллу и Мефодию, поэтому им поставлен памятник.
Игра
Учитель: Угадайте, про какие буквы говорится в загадках?
Делимся на две команды : мальчики и девочки.
Проводим «бой», одна команда задаёт вопросы другой и наоборот.
Обучающиеся задают вопросы друг другу.
1.Вот два столба наискосок,а между ними поясок.Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква …
2. Эта буква так кругла,укатиться бы могла.
3. На эту букву посмотри,она совсем как цифра 3.
4. Ты с этой буквою знаком:Стоят 2 колышка рядком,А между ними поясок,Протянутый наискосок.
5. С этой буквой на носу,Филин прячется в лесу.
6. Какая буква в алфавите стоит последней?
7. Какая буква стоит в самом центре алфавита? 8. С каких букв слова никогда не начинаются?
9. Какая буква ходит, раздув щеки?
10. А какие буквы похожи на гребешок или расческу?
11. Какая среди этих красавиц русского алфавита ходит на цыпочках?
12. Может, вы сумеете ответить, какая буква ходит с палочкой как старушка?
13. А у какой буквы глаза вылезли на лоб?
14. Кто видел колесо, тот сумеет назвать похожую на него букву.
Учитель: Молодцы, ребята! Сколько букв русского языка вы знаете?
Ответы обучающихсяУчитель:
Буквы – значки, как бойцы на парад,В четком порядке построены в ряд.Каждый в условленном месте стоит.А называется все – алфавит!
Ну – ка, буквы, стройтесь в ряд.
Все сейчас заговорят.
Дети, держа в руках карточки с буквами, рассказывают:
А Б В Г
Алфавит пройдём мы вместе,
Будем петь его, как песню.
Весело споём его мы!
Громче грома, громче грома!
Д Е Ж
День сегодня музыкальный,
Есть у вас талант вокальный,
Жить без знаний скучно было.
З И К
Знанья — это ваша сила.
И тому пути открыты,
Кто подружит с алфавитом!
Л М Н О
Лошадь, лама, ландыш, ложка,
Мел, метель, метро, матрёшка,
Небо, невод, нить, невеста,
Овод, облако, оркестр!
П Р СПопугай поёт по нотам.
Рой пчелиный строит соты.
Стрекоза в саду стрекочет!
Т У Ф
Такса лапками топочет!
Утка слушает пластинки,
Фанту пробует фламинго!
Х Ц Ч Ш
Хор не плох, есть слух у хора!
Царь зверей – его опора!
Чтим его – рычит он чисто!
Шесть заменит он артистов!
Щ Э Ю Я
Щедрый мир нам дарят песни.
Этот мир собрал нас вместе,
Юмористов, оптимистов.
Ярких школьников – артистов.
Ъ, Ы, Ь.
Полезные мы с вами буквы,
Но есть у нас одна беда:
Бываем мы всегда строчными,
А вот большими — никогда.
Я (выходит вперед, начинает хвастаться).
Посмотрите на меня,
Разве я не хороша?
Не худющая, как А,
И не толстая, как Ш!
Ножку вправо отведу
К букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду
Я стоять последней.
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву Я,
Разреши минут хоть пять
Первой в азбуке стоять!
Учитель:
Ай-ай-ай, мне очень стыдно
И за алфавит обидно.
Как ты можешь, буква Я,
Подводить сейчас меня?
В алфавите всем известно:
Хвастунишкам тут не место!
Знают буквы все отлично:
Якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте.
Все буквы.
Дело в том, что все мы вместе!
Буква Я становится в строй.
Учитель:
Буквы стали строго в ряд, будто на линейке,
Каждый знает свое место и уйти не смеет.
Все они стоят красиво, по порядку, посмотри,
Ну, а ты теперь сумеешь повторить все 33?
Обучающиеся рассказывают алфавит.
Учитель: послушайте совет, который когда-то дал поэт детям.
Ученик:
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишним,
Но для тебя они — ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах,
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
Учитель:
Этому совету следуют все дети, все учат буквы.
Буквы разуму верны,
И за это им даныВысочайшие права
Образовывать слова.
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв — сестер родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов сложить из них!
Составьте слова из этих слогов.
Обучаюшиеся составляют слова из слогов. Работа в парах.
ши Ка да ран
ни лы ку Ка
тель У чи
фа Ал вит
фе Порт ли
ди Тет ра
Учитель: А как много пословиц и поговорок сложили из букв русские люди.
Прочитайте пословицу на синей карточке.
Обучающиеся читают по очереди.1. Кто много читает, тот много знает.
2. Чтение – лучшее учение.
3. Кто много читает, тот много знает
4. Человек без книги, как птица без крыльев
5. Книга наш друг, без неё как без рук
6. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь
7. Не на пользу читать, коли только вершки хватать
8. Прочёл новую книгу, что встретился с другом
9. Книга – твой лучший друг и товарищ.
10. Ученье – свет, неученье – тьма.
11. Азбука – к мудрости ступенька.
Учитель: Вы хорошо отвечали, правильно. А теперь давайте поиграем.
Игра называется «Хлопалки»
- хлопают все здесь присутствующие;
- только те, кто любит вкусно поесть;
- только те, кто ни разу не опаздывал на уроки;
- только те, кто любит каникулы;
- только те, кто любит учиться;
- только те, у кого отличное настроение.
Молодцы!
Учитель: Знакомясь с буквами и звуками русского языка, мы с вами прочитали много сказок.
Постарайтесь узнать героев книг по их описанию и назвать их.
1. Всех на свете он добрей,Лечит он больных зверей,И однажды бегемота Вытащил он из болота.Он известен, знаменит, Это Доктор …
2. Стрела молодца угодила в болото,Ну где же невеста? Жениться охота!А вот и невеста, глаза на макушке.Невесту зовут …
3. Отвечайте на вопрос:Кто в корзине Машу нёс,Кто садился на пенёкИ хотел съесть пирожок?Сказочку ты знаешь ведь?Кто же это был? …
4. Носик круглый, пятачком,Им в земле удобно рыться,Хвостик маленький крючком,Вместо туфелек — копытца.Трое их — и до чего жеБратья дружные похожи.Отгадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?
5. Гармошка в руках,На макушке фуражка,А рядом с ним важноСидит Чебурашка.Портрет у друзейПолучился отменный,На нём Чебурашка,А рядом с ним…
Молодцы, ребята, вы много сказок знаете, вы их слышали, когда читали другие, а теперь вы можете сами прочитать всё, что захотите. Впереди вас ждут много других интересных книг.
Кто много читает, тот много знает - гласит народная мудрость. Не ленитесь и читайте побольше!
А помогла вам научиться читать «Азбука»- первая ваша учебная книга.
Ученик
Я с этой книжкой в первый разПришел в свой первый, светлый класс,Я эту книгу полюбил,Я в ней все буквы изучил.И как мне радостно сказать:"Умею я теперь читать!"
Ученик
Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку просить:"Прочти, пожалуйста! Прочти!"Не надо умолять сестрицу:"Ну прочитай еще страницу!"Не надо звать,
Не надо ждать,А можно взять и прочитать!
Учитель: Давайте прочитаем любимые страницы азбуки.
Чтение любимых страниц.
Учитель:
-Внимание! Прочитана
Любимая страница!
Всё этим объясняется
Учебник закрывается.
Пора с ним распроститься!
Он верным другом был для нас,
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя,
Ведь есть у Азбуки друзья!
Ребята, теперь у вас появится новая книга «Литературное чтение» Но прежде чем вы их получите, я хочу в последний раз вас испытать. Я задаю вопрос, а вы отвечаете «Нет» или «Да».
Азбука дала вам знанья,
Они с вами навсегда.
Самый первый свой учебник
Помнить будете вы? (Да).
Впереди ребят ждут книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет).
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет).
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да).
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите вы? (Нет).
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
В добрый путь по дороге знаний, ребята!
Подружитесь с новой книгой! Читайте!
Растите умными и добрыми детьми!
Успехов всем в учебе!
Ребята, сегодня вы много работали: читали, отвечали на вопросы, рассказывали стихи. Давайте ответим на вопрос, поставленный вначале «Поднялись ли мы на ступеньку ближе к мудрости, изучив «Азбуку»?»
Ответы обучающихся.
Учитель: А как считают ваши родители?
Ответы родителей.
Учитель: Сегодня вы по праву получаете диплом «Я знаю азбуку»
Заканчиваем праздник песней.
Чему учат в школе.
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
2 К четырём прибавить два
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
3 Рисовать квадрат и круг
Знать где север, а где юг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе