Урок по русскому языку на тему: Правописание НЕ с причастиями
Тема урока: НЕ с причастиями
Тип урока: урок закрепления
Цель: формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями
Знать: правило написания НЕ с причастиями
Уметь: правильно писать НЕ с причастиями, составлять словосочетания и текста с причастиями; исправлять речевые и грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастий
Ход урока
Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания НЕ с причастиями, а сегодня мы потренируемся в написании НЕ с причастиями и попробуем составить предложения и тексты с этими словами. А еще мы с вами узнаем необыкновенную историю удивительного цветка. Мы поговорим о необычайном, неповторимом цветке – о хризантеме. Но прежде всего вспомним правило.
Какова цель урока? (правильно писать не с причастиями)
Учитель. Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания НЕ с причастиями. (Один ученик излагает правило у доски, на которой начерчена таблица)
(не)законченная работа (не)законченная, а начатая работа
(не)навидящийВовсе (не)законченная работа
Работа (не)закончена
Учитель. А теперь мы с вами познакомимся с историей хризантемы.
- Возьмите карточки, имеющие разный уровень сложности.
Карточка 1
В странах Востока с этим растением связывают и (не)знающую пределов радость, и (не)выразимую печаль.
Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н.э. (не)имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить эл_ксир, помогающий избавиться от (не)излечимых болезней. Но только (не)желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распустившимся сокровищем. Но (не)навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
Работа с карточкой у доски (по тексту). Спросить правило.
Прочитайте причастный оборот, который выделен запятыми
Работа со словом эликсир – франц. Elixir восходит к греческому «сухое лекарство»
(Ребята, обратите внимание на правописание слова…)
Работа по развитию речи. Устно
Учитель. Конечно, нелегко было в те далекие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок.
Карточка 2
Исправьте речевые и грамматические ошибки
Хризантема, не боящая заморозков, считается постоянным спутником осени.
(Подсказка: ошибка в образовании причастия)
КЛЮЧ
Хризантема, не боящаяся заморозков, считается постоянным спутником осени
Не понимающий цветов японец не может считаться счастливым.
(Подсказка: ошибка в управлении)
КЛЮЧ
Не понимающий в цветах японец не может считаться счастливым
Во время первой выставки (X в.) цветущие цветы хризантемы оказали на посетителей неизгладимое впечатление.
(Подсказка: повтор + нарушение управления)
КЛЮЧ
Во время первой выставки (Х в.) цветущие хризантемы произвели на посетителей неизгладимое впечатление
Учитель. Давайте продолжим подбирать причастия для описания хризантемы. У вас у каждого карточки с разным уровнем сложности. Мы закрепим навыки правописания НЕ с причастием ( 2 у доски)
Карточка 3
Составьте словосочетания
(не)разбирающийся; (не)ухаживающий; (не)смотрящий; (не)отказавшийся; (не)пришедший
(от цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами)
КЛЮЧ
Не разбирающийся в цветах; не ухаживающий за цветами; не смотрящий на цветы; не отказавшийся от цветов; не пришедший с цветами
Придумать словосочетания, чтобы НЕ писалось раздельно
Не-частицаРаспустившийся – ___________
Сорванный – _________________
Выращенный – ________________
Политый – ____________________
Купленный – _________________
Подаренный – ________________
Самостоятельная работа.
Учитель. А теперь попробуем правильно употребить причастия с НЕ при составлении текста. Но в то же время познакомимся с еще одной версией истории хризантемы.
Карточка 4
По другой легенде, родиной этого _____________________ очарования растения является Китай. Китайцы, ______________ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По _________________ силы преданию, смельчак, ____________________ сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие
Для справок: (не) побоявшийся, (не) потерявшего, (не) утратившему, (не) сомневающиеся
Подведение итогов урока
Учитель. Итак, подведем итоги нашего урока. Сегодня мы не только потренировались в написании причастий с НЕ. Мы узнали историю Хризантемы. Мы познакомились с этимологией слова «эликсир». Мы посмотрели, как участвуют причастия в создании текста, и обнаружили ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблений причастий.
Домашнее задание.
Учитель. Дома попытайтесь вспомнить материал сегодняшнего урока и напишите изложение «Необыкновенная история хризантемы» или «Удивительное рядом»