Структура и содержание экзаменационной работы государственного выпускного экзамена в письменной и устной форме
Хохлова Инна Анатольевна
зам директора по УВР, учитель биологии
высшая квалификационная категория
МОУ сош с.Новая Кука
Забайкальский край Читинский район
Структура и содержание экзаменационной работы
государственного выпускного экзамена в письменной и устной форме
В письме от Рособрнадзора России от 25.12.2015 № 01-311/10-01 сообщается о направлении методических документов к использованию при организации проведении ГИА в 2016 г., подготовленные с учетом внесенных изменений: (п. 15.) Методические рекомендации по проведению ГИА по ОПООО в форме ГВЭ (письменная форма); (п.16.) Методические рекомендации по проведению ГИА по ОПООО в форме ГВЭ (устная форма).
Структура и содержание экзаменационной работы ГВЭ-9 по биологии.
1. Структура и содержание экзаменационной работы ГВЭ-9 по биологии в письменной форме (ПФ).
Экзаменационная работа включает в себя 28 заданий и состоит из двух частей:
- часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом.
- часть 2 содержит 1 задание, на которое следует дать развёрнутый ответ. Задание выполняется на отдельном листе.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа.
В сравнении с 2014-2015 гг. образец экзаменационного материала включал 29 заданий и состоял из 3 частей, а на выполнении работы отводилось 2 часа (120 минут).
В экзаменационной работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса биологии.
Биология как наука (1-2)
Признаки живых организмов (1-2)
Система, многообразие и эволюция живой природы (8-9)
Человек и его здоровье (10-12)
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2-3)
Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе биологии. Экзаменационная работа проверяет наиболее важные умения, формируемые при изучении курса биологии.
В экзаменационной работе представлены задания базового и повышенного уровней сложности.
К заданиям базового уровня относится 22 задания с выбором и записью номера правильного ответа. Базовые задания проверяют усвоение наиболее важных биологических терминов, понятий, явлений, процессов и теорий (рис №1. Пример задания базового уровня)
Рис №1. Пример задания базового уровня
К заданиям повышенного уровня относят 5 заданий с кратким ответом (с множественным выбором) и 1 задание с развернутым ответом. Итого 6 заданий.
Эти задания направлены на проверку умения: сравнивать объекты или процессы; определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов; работать с текстом биологического содержания; соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму (рис №2. Пример задания повышенного уровня сложности).
Рис №2. Пример задания повышенного уровня сложности
Последнее задание повышенного уровня сложности, на которое следует дать развернутый ответ, проверяет умение понимать биологический текст и отвечать на поставленные к нему вопросы. Задание выполняется на отдельном листе (рис №3. Пример последнего задания повышенного уровня сложности).
Рис №3. Пример последнего задания повышенного уровня сложности
За верное выполнение каждого из заданий 1–22 выставляется 1 балл. В другом случае – 0 баллов. За верное выполнение каждого из заданий 23–27 выставляется 2 балла. За ответ на задания 23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов, если верно указана одна цифра или не указано ни одной. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно). За ответ на задания 25 и 27 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки. За ответ на задание 26 выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Если ошибок больше, то ставится 0 баллов.
Задание 28 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа – до 3 баллов. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 35.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания.Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (таблица 1).
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Общий балл 0–8 9–17 18–26 27–35
Таблица №1. Шкала пересчета первичного балла.
PS. В сравнении с ОГЭ-9 в состав экзаменационной работы включено 32 задания (2 части). Согласно «Рекомендациям по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2016 году» (проект ФИПИ). Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 46 баллов. («2»- 0-12, «3» - 13-25 б, «4» - 26-36 б, «5» - 37-46 б.)
На экзамене разрешено пользоваться линейкой, карандашом и непрограммируемым калькулятором.
В целях обеспечения единых условий для всех участников ГВЭ при проведении ГВЭ используются унифицированные экзаменационные материалы, которые состоят из заданий и бланков: бланков регистрации, бланков ответов и дополнительных бланков ответов (рис 4. Образцы бланка регистрации и ответов)
Рис 4. Образцы бланка регистрации и ответов
2. Структура и содержание экзаменационной работы ГВЭ-9 по биологии в устной форме (УФ).
Теперь рассмотрим «Методические рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по всем учебным предметам в форме государственного выпускного экзамена (устная форма)».
Экзаменационные материалы соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).
Комплект экзаменационных материалов по биологии для ГВЭ-9 в устной форме состоит из 15 билетов.
Компоновка билетов осуществляется таким образом, чтобы теоретические вопросы относились к разным разделам школьного курса биологии.
Каждый билет включает два теоретических вопроса.
В состав билетов включены вопросы: контролирующие знания о методах биологии, биосистемах и уровнях организации живой природы; отражающие цели изучения курса биологии, его содержание, требования к уровню подготовки выпускника, развитие его логического мышления и творческого потенциала (рис №5. Образец экзаменационного билета).
Рис №5. Образец экзаменационного билета.
В экзаменационных материалах проверяются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса биологии.
1. Биология как наука (1)
2. Признаки живых организмов (3)
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (10)
4. Человек и его здоровье (14)
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2)
Содержание учебного материала, проверяемое билетами, соотнесено с объемом времени, отводимого на изучение биологии в основной школе Базисным учебным планом (в 6 кл. – 1час в неделю, в 7-9 по 2 часа в неделю). Содержание предложенного экзаменационного материала не выходит за рамки стандарта, что позволяет использовать предлагаемые комплекты билетов в образовательных учреждениях независимо от программ, по которым идет обучение.
Первый вопрос направлен на проверку общебиологических знаний о классификации, многообразии и эволюции живой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды; умений применять эти знания на практике в различных жизненных ситуациях. Второй вопрос предусматривает контроль знаний личностно ориентированного характера об организме человека, его строении, жизнедеятельности, гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Система оценивания ответов обучающихсяПри оценивании ответа главное внимание обращается на соответствие знаний и умений выпускника требованиям государственного стандарта основного общего образования.
Ответ выпускника на каждый вопрос оценивается отдельно по пятибальной шкале. Рекомендуется полный ответ на два вопроса билета оценивать максимально в 10 баллов.
Первый вопрос билетов:
Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает знания основного материала, общебиологических понятий; логично излагает признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь. Выпускник демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы;
Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник не полностью раскрывает биологические понятия и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки,
Отметка «3» ставится, если выпускник имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.
Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.
Второй вопрос билетов:
Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает освоение знаний о строении, функциях, размножении, гигиене человека, его биологической и социальной сущности, высшей нервной деятельности; овладение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, зависимости здоровья от состояния окружающей среды, соблюдения мер профилактики различных заболеваний, травматизма, вредных привычек, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учащийся в ответе не допускает биологических ошибок и неточностей.
Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, причин различных заболеваний, их профилактики, влияния факторов риска на собственное здоровье и здоровье окружающих.
Отметка «3» ставится, если выпускник имеет фрагментарные знания о строении и жизнедеятельности человека, внутренней среде организма, иммунитете, рефлексе как основе жизнедеятельности организма, неправильно трактует биологические понятия, не может применить теоретические знания о строении и жизнедеятельности организма человека на практике и в повседневной жизни.
Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник излагает, лишь отдельные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.
Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из двух вопросов билета и является их среднеарифметическим.
Перевод полученных обучающимся баллов за выполнение каждого из заданий билета в пятибалльную систему оценивания осуществляется с учетом следующих рекомендаций.
Отметка «пять» выставляется в том случае, если обучающийся получил 9–10 баллов. При этом он должен продемонстрировать высокий уровень знаний и умений по всем вопросам билета, набрав не менее 4 баллов за каждый вопрос.
Отметка «четыре» выставляется при условии получения обучающимся 7–8 баллов. При этом он должен показать понимание основного содержания всех вопросов билета, набрав не менее 3 баллов за один из вопросов.
Отметка «три» выставляется при получении 5–6 баллов. При этом обучающийся должен показать владение основным содержанием хотя бы по одному вопросу билета.
Отметка «два» выставляется при получении менее 5 баллов за ответы на два вопроса билета.
При проведении устного экзамена по биологии обучающимся предоставляется право использовать при необходимости:
1) плакаты и таблицы;
2) натуральные объекты и гербарные образцы растений;
3) модели и рельефные таблицы.
Литература
Письмо от Рособрнадзора России № 01-311/10-01 от 25.12.2015 «Методических документов к использованию при организации проведении ГИА в 2016 г.».
http://www.fipi.ru/sborniki-OVZ. Сборник тренировочных материалов для подготовки к выпускному государственному экзамену по биологии для обучающихся по общеобразовательным программам основного общего образования.
Методические материалы для подготовки и проведения государственного выпускного экзамена по биологии (письменная форма) для обучающихся по образовательным программам основного общего образования 2014-2015 г.
Методические материалы для подготовки и проведения государственного выпускного экзамена по биологии (устная форма) для обучающихся по образовательным программам основного общего образования 2014-2015 г.