Исследовательская работа по теме: Формирование читательского интереса младших школьников через систему организации занятий.

Исследовательская работа учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Вельска»
Шафигуллиной Ольги Энергиновны по теме:
«Формирование читательского интереса младших школьников через систему организации
занятий».
1.Актуальность заявленной темы. В настоящее время проблема развития интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме всё быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
2.Цель исследования: создание условий для формирования читательского интереса младших школьников через систему организации занятий.
Задачи исследования:
- изучить читательские интересы учащихся начальной ступени обучения;
- разработать систему организации занятий и ввести в образовательный процесс формы, методы, приёмы и средства, влияющие на формирование читательского интереса;
- отобрать диагностический инструментарий;
- осуществить сбор, обработку и анализ информации по проведённой работе;
- обобщить опыт работы.
3.Выдвижение гипотезы.
Если я буду создавать условия для формирования читательского интереса младших школьников через систему организации занятий, то это будет способствовать:
- развитию мышления в целом и читательских интересов в частности;
- художественному, эстетическому, литературному развитию младших школьников;
-повышению качества знаний.
4.Этапы работы.
1 этап – подготовительный (март – сентябрь 2011г.)
2 этап – основной (октябрь 2011г.- май 2012г.)
3 этап – заключительный (итоговый)
5.Диагностический инструментарий.
- анкетирование; тесты; собеседование;
- диагностические игры; проверочные работы;
- практические задания, позволяющие определить уровень коммуникативных умений и навыков.
Эта система диагностик позволяет выявить уровень формирования читательского интереса.
6.Прогнозируемый результат.
- повышение качества ЗУН по предмету;
-развитие интеллектуальных возможностей, овладение обобщёнными способами творческой деятельности;
- повышение интереса к чтению, правильного выбора произведений;
- развитие речи учащихся.
7.Участники работы.
- учащиеся 3А класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Вельска»;
-учитель Шафигуллина Ольга Энергиновна.
8.База проведения. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Вельска».
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Вельска»_________А.В.Казаков.
Ход исследовательской работы.
Подготовительный этап. В исследовании участвовал весь класс. В первом классе у большинства учащихся были невысокие показатели техники чтения, низкая мотивация, нежелание читать. Отсюда – низкий уровень развития связной устной речи, маленький словарный запас, плохое понимание прочитанного. Организуя обучение, сочла необходимым усилить мотивационную сторону обучения не только на уроках, но и во внеурочное время. Создала систему работы по формированию интереса к чтению: встречи со сказочными героями на уроках, различные игровые моменты на уроках, инсценирование произведений, использование навыков изобразительного искусства (нарисовать иллюстрацию к произведению, нарисовать пословицу, изобразить настроение, создать кадры диафильма, словесное рисование), решение ребусов, кроссвордов, шарад, чайнвордов.
Основной этап. Результаты диагностики, целью которой является выявление уровня читательских запросов учащихся
Уровень овладения умением
.
На начало эксперимента
На конец эксперимента

Низкий уровень
(нерегулярное чтение)
35%
18%

Средний уровень
(наличие некоторой заинтересованности)
52%
32%

Высокий уровень (регулярное чтение)
13%
50%


В течение основного этапа работы по развитию читательского интереса в классе прошли следующие мероприятия: «Путешествие в книжное царство», игра «Счастливый случай», мини-спектакль «Детство Г.Х.Андерсена», викторина по сказкам А.С.Пушкина, брейн-ринг «Наши любимые сказки», путешествие по стране «Устное народное творчество», праздник «Книга – лучший друг», литературная игра «Крестики – нолики».
В детской библиотеке были организованы встречи с поэтами и писателями своего города, литературная игра по творчеству С.Я.Маршака, шоу – викторина к юбилею Э.Успенского, литературный час к юбилею Г.Остера, книжное путешествие «В страну легенд Деда Мороза», сказочная викторина «Символ года», литературная игра «Волшебник из страны детства», посвящённая юбилею Ш.Перро, литературно – экологическая игра «Кладовая солнца» (к юбилею М.Пришвина).
В классе велась и работа с родителями. Было проведено собрание – практикум «Как помочь ребёнку выбрать книгу», «Роль книги в развитии интеллектуальных умений», собрание – конкурс «Папа, мама и я-
читающая семья».
Результаты диагностики «Степень удовлетворённости учащимися учебно-воспитательным процессом» (Автор М.И.Ружков).


Начало эксперимента
Конец эксперимента

Негативное отношение к уроку,
к мероприятиям (страх, тревога, беспокойство)
17%
5%

Нейтральное отношение к уроку, к меро-
приятиям (иду спокойно, как на другие уроки,
под настроение)
31%
23%

Положительное отношение к уроку, к меро-
приятиям (с желанием, с радостью, жду урок)
52%
72%


Результаты исследования, целью которого является выявление читательских интересов.

Учебн.
год

Сказки
Стихи
О природе
Фантастика
Об истор.
событиях
О приклю-
чениях

О путе
шестви-
ях

Начало
эксперим.
82%
10%
23%
45%
23%
56%
52%

Конец
эксперим.
70%
21%
31%
56%
48%
70%
55%



Заключительный этап.
В результате исследования сделала следующие выводы:
В условиях экспериментальной работы учащиеся достигли высокой читательской самостоятельности и социальной активности. У каждого есть свой любимый писатель, аргументируют свой выбор книги, свободно высказывают своё мнение о прочитанном, дают оценку литературным героям, легко создают свои книжки-малютки, могут пользоваться различными словарями и энциклопедиями.
Предложенная система работы способствует формированию читательских и речевых умений, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей, развитию эмоциональной и волевой сферы, развитию умения общаться и сотрудничать друг с другом.
Коллектив стал более сплочённым, появились общие интересы.
95% ежедневно проводят за книгой от 30 и более минут;
95% посещают детскую библиотеку;
100% посещают школьную библиотеку.
*среди родителей:
45% покупают детям новые книги;
83% обсуждают с детьми прочитанное;
57% стали примером для своего ребёнка в чтении книг.
По результатам исследования большинство учащихся в классе имеют высокий уровень литературного развития.
Свой опыт работы по теме «Формирование читательского интереса младших школьников через систему организации занятий» обобщила на районном семинаре.
Получив хорошие результаты эксперимента, работа будет продолжена.

15