Проект педагога Повышение мотивации учащихся к обучению истории через использование информационно-коммуникационных технологий
Мансийский АО – Югра, г. Мегион, пос. Высокий
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Повышение мотивации учащихся к обучению истории через использование
информационно-коммуникационных технологий»
Скабёлкин К. Ю. 1 кв. категория
учитель истории, обществознания
Актуальность.
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям. Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
Как «замотивировать» школьников на изучение истории? Этот вопрос особенно актуален для меня как историка.
Цель проекта: формирование положительных мотивов к изучению истории в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории через использование ИКТ.
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории будет эффективным, если:
определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
разработана методика развития позитивной мотивации к обучению истории через использование ИКТ;
обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории через использование ИКТ;
процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по предложенной теме.
Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению истории.
Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ литературы и исследований по проблеме; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинг, развивающие игры; статистическая обработка результатов работы.
Научная новизна исследования состоит:
в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;
Исследование проводится в период с 2016 г. по август 2019 г. и состоит из нескольких этапов:
Первый этап (ноябрь – август 2016 – 2017 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования.
Второй этап (сентябрь 2017 – декабрь 2018 гг.) - практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся истории через использование ИКТ.
Третий этап (декабрь 2018 – август 2019 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Прогнозируемые риски и методы их коррекции.
Ухудшение креативной способности учащихся вследствие чрезмерного использования информаций от компьютеров. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала. Вред здоровью при невыполнении требований САнПиН. Коррекция:
1. Поддержание санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, освещенность, уровень электромагнитного излучения).
2. Выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту.
3. Грамотное построение уроков с использованием компьютера.
4. Выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения.
5. Создание психологически-комфортной среды в процессе обучения.
Предполагаемый результат:
устойчивая внутренняя мотивация к изучению истории;
сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития. Первое, с чего я начинаю - это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т.е. качеств, влияющих на мотивацию.
Для анализа использую различные методы:
1. Наблюдение. Цель наблюдения конкретизирую показателями мотивации учения. В качестве таких показателей выступают различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках.
2. Анкетирование.
3. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся.
4. Анализ результатов внешней экспертизы.
Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр. Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках истории, я сделала для себя вывод: иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Использование ИКТ на уроках истории позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют зрительную память. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более интересным. Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point, применение интерактивной доски, документ-камеры. Я пришёл к выводу, что при помощи этих программ можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Вначале появляется общая идея урока, а формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить. Каждое задание будет помогать учащимся выполнить все задачи, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность. Использование данной технологии позволило мне:
1. Значительно сэкономить время на уроке.
2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
4. Значительно повысить мотивацию школьников к изучению истории.
Диагностика успешности образовательного процесса. Результативность. В исследовании принимали участие 15 учащихся 7 класса (на конец исследования эти дети обучались в 9 классе). Результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой, направленной на определение мотивации изучения истории на начало и конец исследования. Результаты исследования деятельного подхода школьников к изучению истории и обществознания.
Выводы:
1. Современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении обществоведческих дисциплин в целях более успешного образования. Это осознают родители, но в начале эксперимента дети разделяли их установки только из послушания. Благодаря использованию ИКТ на уроках истории уровень мотивации учащихся достаточно изменился.
2. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от недифференцированного мотива любознательности к специфическому интересу к истории и обществознания , от послушания родителям к мотивам собственной смысложизненной ориентации.
3. Изучение мотивации при обучении истории и обществознания позволило повысить качество знаний и интереса к предмету.
Работая над проектом, я систематизировал, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это:
1) при изложении нового материала визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) при закреплении изложенного материала (тренинг разнообразные обучающие программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при проведении интегрированных уроков по методу проектов;
7) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
В процессе работы я пришла к выводу, что ИКТ помогают привлекать пассивных слушателей; делать занятия более наглядными; обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности; приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом; обеспечивать моментальную обратную связь; повышать интенсивность учебного процесса; активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет; объективно оценивать действия учащихся; накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса; реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы; дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
Именно использование компьютерных технологий позволило мне:
1.Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика.
2.Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся.
3.Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
4.Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.
5.Снабдить курс необходимыми справочными материалами.
Таким образом, использование ИКТ на уроках истории и обществознания, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. На основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение ИКТ для повышения мотивации при обучении истории и обществознания обосновано.
Список литературы.
1. «Интернет-проект – важный элемент мотивации учащихся», Коптюг H.M. // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 5. - С. 29-32
2. «Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал. «Информатика и образование, №7, 1999г. - С. 18-22
3. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994
4. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. - с. 8-10
5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2003
6. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006
7. Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. - 2007. - № 5. - с. 16-17
8. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39
9. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36
10. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
13.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001
14.Судаков А. В. Формирование информационно-образовательной среды// Школа. - 2006. - №2. - с. 49-59
Скабёлкин Клим Юрьевич. Педагогический проект
15