Педагогический проект Повышение мотивации учащихся к обучению через использование ИКТ

Педагогический проект
«Повышение мотивации учащихся к обучению через использование ИКТ»
учителя английского языка
МБОУ СОШ №4 г.Асино
Евсюковой Надежды Ивановны


Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества в первую очередь связана с инновационными процессами в организации обучения, в том числе и иностранным языкам.
Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но она в состоянии дать школьнику базовые ориентиры основных знаний.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Формирование мотивации учения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
Как заинтересовать школьников изучением иностранного языка? Эта проблема волнует меня как учителя английского языка.
Цель проекта: формирование положительных мотивов к изучению иностранного языка в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование ИКТ.
Задачи:
изучить учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения иностранному языку;
выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению иностранного языка;
проверить эффективность средств на практике;
провести анализ, систематизировать и обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применены теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы и исследований по проблеме мотивации учащихся к обучению; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; педагогический эксперимент (анкетирование, тестирование, беседы, развивающие игры); статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы.

Исследование проводилось в период с 2007 г. по 2012 г. и состояло из нескольких этапов:
теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач формирующего эксперимента;
практическая организация опытно-экспериментальной работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование ИКТ.
уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Ресурсное обеспечение процесса обучения иностранному языку является достаточным для его реализации:
кабинет иностранного языка снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);
имеется компьютер, интерактивная доска, интерактивная система голосования Opti Vote LCD, электронные пособия по иностранному языку;
в кабинете имеется постоянный выход в Интернет.
Предполагаемый результат:
устойчивая внутренняя мотивация к изучению иностранного языка;
сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться. Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим:
мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость;
необходимость переосмысления известных методических решений по актуализации мотивационных механизмов учащихся.
Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Проблема мотивации учения меня интересовала с самого начала педагогической деятельности.
У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития.
Итак, первое, с чего я начинаю это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться, весьма сильно влияющего на мотивацию. Пользуюсь приемами изучения и диагностики мотивационной сферы учащихся, предложенных А.К. Марковой. Сводная карта состояния и хода формирования мотивации учения школьников помогает охватить всю программу изучения мотивационной сферы учащихся в целом, а также более точно определить уровень, на котором находится отдельный ученик.
Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах.
Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры.
Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках английского языка, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point. При помощи этой программы можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным.
Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это:
при изложении нового материала визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
при закреплении изложенного материала (тренинг разнообразные обучающие программы);
в системе контроля и проверки (интерактивная система голосования Opti Vote LCD);
при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы).
В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:
привлекать пассивных слушателей;
делать занятия более наглядными;
обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
обеспечивать моментальную обратную связь;
повышать интенсивность учебного процесса;
воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
объективно оценивать действия учащихся;
накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)
Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:
1. сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).
2. обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.
3. давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
4. снабдить курс необходимыми справочными материалами.
Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.
Эффективность использования современных образовательных технологий и разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся подтверждается диагностикой результатов качественной успеваемости за последние 5 лет.



Таким образом, на основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий для повышения мотивации при обучении иностранным языкам обосновано.


Литература
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2008.
Образовательные технологии. Сборник материалов. (Образовательная система «Школа 2100») – М. : «Баласс», 2008.

Диаграмма 215